8
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старобрянская сош»
Заиграевского района Республики Бурятия
Конспект урока по развитию речи
в 7 классе
В гостях у В.А. Тропинина и московских художников
Пушкинской поры.
подготовила
учитель русского языка и литературы
Амосова Валентина Александровна
с. Старая Брянь
2012
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: «В ГОСТЯХ У В.А.ТРОПИНИНА И МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ»
Тип урока: интегрированный ( литература, русский язык, МХК, ИЗО)
Цели урока:
Образовательная :
-познакомить учащихся с художниками пушкинской поры;
— формировать умение «читать» произведения искусства – портрет, составлять описание репродукции;
Развивающая:
— развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, художественный вкус;
— работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.
Воспитывающая:
— воспитывать патриотизм, интерес к предмету, отечественной культуре, прививать любовь к искусству.
Оборудование:
Репродукции картин Тропинина и московских художников, Презентация к уроку, видеозаписи, музыка. Толковые словари.
Запись на доске:
Словарь: вернисаж, плеяда, реставрация, репродукция, автопортрет, акварель, колорит.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
— Добрый день, друзья!
Сегодня у нас необычный урок – вернисаж. Тема урока… записываем в тетрадях. Откройте, пожалуйста, словари и скажите, что такое вернисаж? Запишем это слово в словарик.
— Итак, выяснили значение этого слова. Теперь создадим на уроке обстановку царящую на вернисаже. (В включаем музыку и поясняю цели урока.)
— Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в музей Василия Андреевича Тропинина, познакомимся с художниками пушкинской поры, попробуем свои силы в чтении- описании известных шедевров искусства. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. В любой работе главное – труд. Прочитайте высказывание Пушкина , запишите в тетрадь.
— Наш вернисаж открывают экскурсоводы.
2. Слово экскурсоводов.
1. Город, причудливо странный,
красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
2. (показывает репродукции) Москва конца 18 – начала 19 века. Узкие немощеные улицы, беспорядочно расположенные деревянные и каменные здания, из-за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Такой осталась Москва в памяти юного Пушкина. Сегодня мы можем представить ее такой, когда знакомимся с литературой, живописью того времени.
1. Мысленно перенесемся в один из замоскворецких переулков – Щетининский, увидим дом 10 и вспомним старинный купеческий особняк. Здесь разместился музей В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры.
2. Музей создан на основе дара известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского. Экспозиция размещена в доме, построенном в 19 веке и принадлежавшем собирателю.
1.там представлены произведения живописи, графики, декоративно- прикладного искусства. Посуду. Реконструированные уголки интерьеров, мебель.
1. На нашем вернисаже представлены репродукции известных картин Василия Андреевича Тропинина. Кипренского, Боровиковского, Рокотова, Левицкого.
3. Словарная работа.
— Ребята, давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня. Это было д/з.
Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
— Кто составил блестящую плеяду московских художников пушкинской поры? ( Это прежде всего Тропинин, Кипренский, Дубровин, Боровиковский, Рокотов, Левицкий, Соколов).
Реставрация— восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры) пострадавших от времени или переделок).
— Для чего и кто занимался реставрацией экспонатов музея?
( реставраторы восстанавливают картины, мебель. Федор Вишневский. Большой любитель старины, подбирал выброшенные на свалку черные иконы, старые книги, расколотую посуд. Отмывал, склеивал и давал им вторую жизнь – был мастером на все руки. Но особую славу заслужил, как реставратор мебели.
Репродукция – рисунок, картина, воспроизведенные типографским способом.
Автопортрет –портрет художник, выполненный им самим.
Акварель –водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.
Колорит – 1. Гармоничное сочетание красок (в картине, фреске, мозаоке0, создающее определенное единство содержания и формы. 2. (перен). Совокупность особенностей, характерные черт, своеобразие чего – либо.
— Ребята, посмотрите на репродукцию В.А. Тропинина «Девушка с горшком роз». В чем особенность колорита этого полотна?
( Создавая атмосферу покоя и гармонии, художник использует гамму золотисто – коричневых тонов).
Фон –
Мольберт –
Эскиз –
Палитра –
— Еще раз обратимся к слову портрет, посмотрим, как толкуют его значение разные словари:
«Словарь иностранных слов:1. Изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии; 2) описание внешности персонажа в литературе .
«Словарь терминов изобразительного искусства» определяет значение портрета как жанра живописи: « Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист подчеркивает своей модели социально – тематические черты, воссоздавая через отдельного человека обобщенный тип определенной эпохи и социальной среды».
« Краткий словарь литературоведческих терминов» : «В литературном произведении – описание внешности персонажа, играющее определенную роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору…»
— Можно ли закрепить в портрете лицо человека «точь-в-точь». Каковы истоки происхождения слова «портрет»?
( Слово портрет берет начало от латинского глагола, означающего «извлекать на поверхность», «обнаруживать», «выявлять». В лице на портрете закрепляется не та минута, когда он сидит перед живописцем, а вся жизнь человека, все пережитое, передуманное, поэтому можем сказать, что портрет – своеобразная биография человека. )
— Передача внешнего сходства – обязательное требование, предъявляемое к этому жанру. Но воспроизводя облик человека художник всегда стремиться «обнаружить», раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира. Герой портрета – всегда живой, конкретный, реально существовавший или ныне здравствующий человек. Достоевский говорил, что « в редкие мгновения человеческое лицо выражает главную свою, самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица..»
А сейчас, ребята, познакомимся с выдающимися художниками. Но перед тем, как вы приступите к своим выступлениям, давайте обратимся к высказыванию Пришвина. Прочитайте. Т.Е. Выступающие не забывайте о богатстве русского языка, о культуре речи и о секретах построения высказывания. А все остальные приготовили листочки и не только слушаем, а самое главное и интересное, на ваш взгляд, записываем. Т.к. будет небольшой тест. ( Выступления уч-ся сопровождается презентацией).
4. Выступления учащихся.
1. Василий Андреевич Тропинин.
Родился в Новгородской губернии в семье крепостного. В качестве приданого поступил во владение графа Моркова. Граф не обращал внимания на дарование юноши и отдал его учеником к кондитеру. Благодаря своей тяги к рисованию. Тропинин преодолел все трудности и начал «нелегально» посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. Не ставя в известность барина. Отношение помещика к своему талантливому крепостному было издевательским. Он забрал Тропинина из Академии и определил его в свое имение. В имении Тропинину надлежало исполнять хозяйственные различные поручения барина. Наряду с этим Тропинин продолжает писать портреты Морковых, их друзей, соседей, выполнял копии известных картин, обучал живописи графских детей.
В начале 1820 –гг. художник вместе с графом окончательно переселился в Москву, но продолжать исполнять обязанности камердинера. Вместе с тем его популярность продолжала расти. Заказы следовали один за другим. Все громче и громче были требования представить «вольную» художнику. И Только на 48 году жизни, став известным художником, получил вольную.
Став свободным, Тропинин поселился в Москве. Лучшими годами творчества явились 1820 – 1830 –е гг. в это время им были созданы….
Портрет А.С. Пушкина. Этот портрет был создан зимой 1827 г.. когда Пушкин, живя у Соболевского в Москве, позировал Тропинину. На портрете Пушкин изображен в домашнем халате, расстегнутый воротник рубашки, с заветным мистическим перстнем на пальце.
1823 г. портрет «Кружевница» Это произведение было представлено на звание «назначенного в академики». Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи. Ощущаешь такой покой и уют, созданные Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.
Аналогичных картин Тропинин написал много. Всего им написано боле 3 000 портретов. Тип жанрового портрета оставался излюбленным на протяжении всего его творческого пути.
Автопортрет В.А. Тропинина написан в поздние годы его жизни. Перед нами пожилой мастер, спокойно глядящий перед собой. Тропинин как бы подводит итог своей жизни, являя собой спокойного, несмотря на пережитые грозы, человека, достигшего прочного положения и устойчивой славы.
2. Боровиковский Владимир Лукич. ( 1757 – 1825)
С именем этого мастера связаны замечательные достижения русской портретной живописи. Многие портреты художника, отличающиеся глубиной проникновения во внутренний мир, передачей душевных переживаний человека.
Родился в семье казака. Первые уроки живописи получил у отца. Затем отправился в Петербург, где работал под руководством замечательного русского художника Левицкого. Боровиковский быстро выработал свой почерк, внеся в портретную живопись свои черты. В Петербурге он сближается с кружком Львова. В это время создал такие значительные произведения, как портрет Державина (1794), портреты сестер Львовых – «Лизынька и Дашинька». Это двойной портрет юных девушек. По мнению исследователей, художник изобразил дворовых девушек. Однако на них платья и украшения, которые носили представительницы благородного сословия, они обладают изящными манерами. Художник наделяет девушек возвышенными чувствами и мыслями.
Ему охотно позировали царедворцы, известные политики, первые красавицы Петербурга, отцы церкви и бравы генералы.
Одна из лучших работ художника- «Портрет Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». В 1787г. Екатерина, совершая путешествие на юг России, остановилась в Миргороде, где жил Боровиковский. От многих парадных портретов полотно отличается непринужденностью и естественностью. Императрица изображена в домашнем платье и чепце, без привычных регалий. Она прогуливается по парку с белой тонконогой собачкой. На заднем плане картины виден обелиск, знаменующий собой славу русского оружия. Пейзаж полотна проникнут настроением покоя и тишины.
В портрете Марии Ивановны Лопухиной (1797) Боровиковский полностью сформулировал эстетический идеал эпохи. Неясные, размытые контуры, голубые, сиреневые, серебристые оттенки. Создают впечатление воздушной среды, объединяющий фигуру и пейзаж в единый образ. Человек сливается с природой. Изыскано простое одеяние героини, мягкое задумчивое выражение ее лица. Русский поэт Я.П. Полонский написал стихотворение к портрету Лопухиной, которое навеяно картиной Боровиковского:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
3. Левицкий Дмитрии Григорьевич (1735 – 1822)
Родился в Киеве в семье потомственного гравера. Первоначальные навыки получил от своего отца. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета. В 1750 –е гг. переезжает с Петербург, учится в портретной школе.
В 1773г. написан Портрет Демидова. На портрете изображен щедрый благотворитель и меценат, богач, опекун московского Воспитательного дома для сирот. Герой парадного портрета изображен в домашнем костюме. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на расположенное, на дальнем плане здание Воспитательного дома, обитатели, которого так же, как и цветы, нуждаются в заботе и уходе. Левой рукой Демидов опирается на лейку, рядом с которой – раскрытая книга и луковицы редких растений . объясняющие круг его просвещенных научных знаний
Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает портрет Екатерины II «законодательницы» (1783). Художник старался создать образ «просвещенной» монархини, сходный с тем, что воспевал в одах Державин. Левицкий изображает императрицу идеальной государыней у алтаря Истины, облаченную в светлые одежды. Художник пишет императрицу красивее и моложе, создавая образ служительницы законов и «общего покоя».
Портрет Екатерины Николаевны Хрущевой и княжны Екатерины Николаевны Хованской. Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал сюиту портретов воспитанниц Смольного института. Девочки из дворянских семей воспитывались под руководством классных наставниц и знающих учителей, под опекой самой императрицы. Вырастая, они становились фрейлинами Ее Величества Императрицы. Портреты смолянок Лешины богатых аксессуаров, художник их молодостью и свежей красотой. Девушки изображены на театральной сцене. Разыгрывая сценки из жизни пастухов и пастушек, исполняют лирические танцы, получают удовольствие от карнавальных костюмов.
В 1780 –х художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются портреты…..
Последние 20 лет жизни художник из-за болезни глаз почти не работал.
4. Кипренский Орест Адамович ( 1782 – 1836).
С духовной жизнью целого поколения знакомит нас творчество замечательного портретиста О.А. Кипренского. Художник был незаконным сыном помещика Дьяконова. Отец отдал ему вольную, т.е. освободил от крепостной зависимости, подарил и имя – Орест. Но воспитал художника отчим Адам Карлович Швальбе. Кипренский всю жизнь с благодарностью вспоминал этого доброго и великодушного человека и написал его портрет.
Нельзя не вспомнить и молодых героев Кипренского, особенно выразителен «Портрет мальчика Челищева». В образе пылкого, порывистого юноши невольно угадываются черты целого поколения людей эпохи Отечественной войны 1812 г. На портрете изображен воспитанник Пажеского корпуса А. Челещев. Когда началась война, он в возрасте 14 лет пошел сражаться с французами и успешно прошел всю войну.
В 1809 г. О.А. Кипренский написал портрет двоюродного брата поэта Дениса Давыдова – Евграфа. Давыдов изображен в несколько манерной позе на фоне ветреного, грозового пейзажа с могучим дубом. Взгляд героя устремлен в даль. Атлетически сложенный «Давид» опирается на саблю. Рядом с героем атрибуты его воинских занятий.
Художник также создает карандашные портреты. Один из них «Портрет графа Бутурлина». Карандаш оставляет зарисовки «милого образа» и его след на бумаге не вечен, подобно засушенным цветам и записям на дневниковых страницах.
«Портрет Пушкина», написанный в Петербурге в 1827г. Перед нами поэт в перекинутом через плечо в клетчатом пледе, овеян легким порывом ветра. Взгляд мечтательно устремлен в даль. Художник помещает на заднем плане статуэтку музы – намек на поэтическое признание и покровительство богов.
В 1828г. уезжает в Италию и 1836 г. умирает
3 Рокотов Федор Степанович ( 1735(?) – 1808)
Его назвали «загадочным портретистом». О жизни художника сведений почти не сохранилось. Известно, что он был из крепостных князя Репина.
В 1757г. художник переехал в Петербург. Ему покровительствовал глава Академии художеств граф Шувалов. В 1762 был назначен в Академию художеств адъютантом за картину «Венера» и портрет Петра III. К моменту вступления на престол Екатерины II был уже хорошо известным художником. Императрица заказала ему свой портрет.
Особой утонченностью, трепетной одухотворенностью отмечен облик Александры Петровны Струйской в портрете Рокотова.
«Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой, заключен в изысканную форму овала, которая требует от художника особой точности. Художник с великолепным артистизмом пишет одежду героини : прозрачное кружево, атласный блеск банта, легкую ткань платья. Игра прозрачных жемчужно-белых и голубых оттенков усиливает эмоциональное воздействие портрета.
В 1765 возведен в академики. После чего оставил Академию и поселился в Москве. Здесь, не отвлекаясь на посторонние темы, создал лучшие свои работы.
Да, о жизни художника ничего не известно, но узнаваемы герои его полотен: их роднит особая рокотовская улыбка. Как будто бы в ту самую минуту, когда художник писал с них портрет, они открывали ему – и нам, конечно, — тайну жизни.
В последние десятилетия работал очень мало, из-за ухудшившегося зрения. В начале 19 века им не было создано ни одной картины.
5. Тест
— А, сейчас, проведем небольшой тест.
1. Где родился В.А. Тропинин?
а) в Москве;
б) в Новгородской губернии;
в) в Петербурге.
2. В каком году был написан портрет «Кружевница»?
а) 1823г.;
б) 1827г.;
в) 1825г.
3. Кто является автором портрета сестёр Львовых ««Лизынька и Дашинька»?
а) В.А. Боровиковский;
б) Ф.С. Рокотов;
в) Д.Г. Левицкий.
4. Кто из художников создал в 1780-х гг. уникальную портретную галерею?
а) В.А. Тропинин;
б) Ф.С. Рокотов;
в) Д.Г. Левицкий.
5. Кто является автором портрета А.П. Струйской?
а) В.А. Боровиковский;
б) Ф.С. Рокотов;
в) О.А. Кипренский.
6. Кто из художников в 1828г. уезжает в Италию и в 1836г умирает?
а) В.А. Боровиковский;
б) Ф.С. Рокотов;
в) О.А. Кипренский.
ОТВЕТЫ: 1б; 2а; 3а; 4в; 5б, 6в.
6. Видеоматериал
— По картине, т.е. на основе ее, можно написать рассказ. Как вы думаете почему?…. А вот почему. Картина неподвижна; она изображает только одно мгновение, один момент, выбранный художником из жизни. Но момент этот – самый выразительный, самый важный в развитии связанных с ним событий. И глядя на картину, мы можем догадаться: что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
— Итак, вернемся к целям урока: Мы должны с вами научиться «читать» произведение искусства – портрет, составлять описание репродукции. Я вам предлагаю посмотреть видеоматериал как правильно и грамотно составить рассказ – описание, на примере творчества Ф.С. Рокотова « Портрет А.П. Струйской.»
Какое впечатление на вас произвело описание портрета?
— Попробуем сами составить рассказ-описание по портрету В.А. Тропинина «Кружевница». Все внимательно посмотрите на картину.
7. Беседа по картине.
— Что изображено на картине?
— Почему картина называется «Кружевница»? Что несет в себе название картины? ( Кружевница – это та девушка, которая вязала кружева) Что художник считал в своей картине самым главным? ( изображение простой девушки).
— Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание. Какие мысли, настроение возникают у вас, когда вы смотрите на портрет?
— О чем бы вы хотели написать по этой картине? Что вы будите описывать?
— Постарайтесь представить: что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
— Что вы могли бы сказать о ее характере, натуре, рассматривая портрет?
( милая, с добрым спокойным характером)
— Чем занимается? (плетением кружев)
— Какое социальное положение? (городская мещанка или дворовая девушка из городского помещичьего дома)
— Кроме девушки, что еще изображено на картине? ( ящик для рукоделия, , коклюшки)
— Какой фон картины? ( светло- коричневый фон с зеленоватым оттенком).
8.Лексическая работа
— В тетрадях запишите слова, на которые можно опираться (лицо, глаза, взгляд, брови, нос, улыбка, губы, волосы, вид, одежда.)
— А теперь давайте подберем эпитеты.????
лицо : милое, доброе, ласковое;
глаза: изумрудные, зеленые, широко открытые; задорные, светлый блеск в изумрудных глазах;
взгляд: дружеский, ласковый, вкрадчивый, нежный, открытый, чарующий;
брови: черные,
нос: прямой, правильный, греческий;
улыбка: скромная, приятная, застенчивая;
губы: пухлые , бантиком, плавный изгиб губ.
волосы: зачесанные назад, пряди челки чуть-чуть спадают на лоб, вьющиеся, шелковистые, каштановые)
вид: правильные черты лица, оригинальная красота, оживленные черты лица, миловидная.
одежда: простое ситцевое платье, на плечи ложится светлый однотонный платок .
9.Формулирование основной мысли.
Изображение девушки во время работы ( мечтательность, работа не отягощает ее, т.е. получает удовольствие.)
10. Составление плана.
Слово о художнике.
Предыстория портрета.
Внешний вид.
Фон.
Ваше отношение к портрету.
— У вас есть памятка, как работать над рассказом на основе картины. Прочитайте ее внимательно! Что вам не понятно?
Д/з написать сочинение.
Беседа- обобщение.
В чем же притягательность хорошего портрета? Притягательность хорошего портрета в том, что он делает явной самую суть натуры изображаемого человека, его помыслы, чувства. Его место в мире и его отношение с другими людьми. Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления о личности. Настоящий портрет обнаруживает связи с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе проявляются тончайшие, порой трудноуловимые приметы души.
ИТОГ:
1- экскурсовод . Ребята выступившие со своими исследованиями. Хорошо показали, как разные московские художники ( Тропинин, Левицкий, Рокотов, Боровиковский, Кипренский) , жившие в эпоху Пушкина, раскрыли каждый по-своему внутренний мир, чувства, характеры современников-москвичей через внешние признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения – создали, благодаря таланту, необыкновенному трудолюбию, удивительно правдивые и высокохудожественные картины.
2 экскурсовод.
На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные портреты, учились составлять рассказ – описание на основе портрета, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.
— 1. Ваше впечатление об экскурсии в дом- музей Тропинина, московских художников пушкинской поры?
2. Что особенно понравилось и запомнилось?
3. Портрет(ы) какого художника произвел особенно сильное впечатление? Почему?
4. О каком портрете хотелось бы рассказать? Почему?.
Список используемой литературы:
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 18-е изд., стереотипн.- М.: Рус.яз., 1986.
Уроки развития речи: метод. рекомендации. 7кл. – М. Дрофа. 2006.
Русская речь. развитие речи. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Никитина. 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2008.
Л/ш № 4 200г.