Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 80» города Кемерово
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
(Сборник творческих работ учащихся 5-11 классов)
Руководитель литературной студии «Вдохновение»
Порохина Татьяна Викторовна
Кемерово -2011
1.К проведению классного часа в 10-11 классах
на тему «Поговорим о любви»
Любовь дает всему начало…
Любовь дает всему начало, —
Об этом пишется в любых науках —
Дитю, родившемуся в муках, —
Ты колыбель его качала.
Посадишь дерево, а через много лет
Любовь к природе свой на Земле оставит след…
Птенца подымешь ты больного –
Дитя не хуже выходишь родного.
Птенец окреп, взметнулся и взлетел…
Не улетел – на ветке у окна родного сел!
Любовь рождает Дружбу, Верность,
Надежду, Вечность, Красоту…
Она оковы зла и ненависти рушит
И возвышает Смелость, Доброту…
Да… много ль это или мало?..
Тебе судить, —
Воспой ж ее ты в музыкальных звуках!
Любовь дает ВСЕМУ начало –
Об этом пишется во всех науках!
Я закрыл за тобою сердце
Я закрыл за тобою сердце
И задвижку вогнал стальную.
Словно в лету закрылась дверца –
Все прошло. Уже не ревную.
Я закрыл за тобою душу,
Будто крышку захлопнул гроба.
Не хочу больше сказки слушать –
Виноваты мы были оба.
Я закрыл за собою разум –
Это просто, поверь, родная,
Чтоб покончить с любовью разом,
Чтобы жить, о тебе не зная.
Я закрылся на все засовы,
Я ушел, чтоб не возвращаться,
Полюбить мне так трудно снова –
Ничего. Я буду стараться.
Чрез колодезный сруб нагнулся
И внизу вдруг увидел звезды.
Слепо веря, я к ним вернулся –
Не поймал. Искупался просто.
Оглянулся, не понимая,
Почему?.. Кто украл надежду?
И знакомых не узнавая,
Одиноко побрел, как прежде.
И вокруг лежала пустыня,
Ночь одна победила Время,
И казалось мне, что отныне
Не могу вставить ногу в стремя.
Но от мыслей таких споткнулся,
И упал, разбросавши руки.
В небо глянул я – и проснулся,
Слыша краски, лаская звуки…
Ведь на черном бархатном своде
Бриллиантами звезд сияя,
В первозданной своей свободе
Мне Любовь явилась живая.
И поднявшись, стряхнул былое,
Отошел от пропасти края.
Эти звезды теперь со мною,
И одна там моя. Я знаю.
Р.М.
2011г.
Автор окончил школу № 80 в 2008году. В настоящее время обучается в институте, продолжает писать стихи.
2.К проведению классного часа в 5-8 классах на тему «Священное имя «МАТЬ»
МАМА
Смотрю в окно… Зимнее утро, голубое небо, а на нем облака, пухлые, как горки муки, которые насыпали бы в воскресенье на стол мамины руки, если б она сама была со мной. Мы лепили бы с ней пирожки или пельмени, все равно – что, лишь бы вместе.
Но я сижу одна в белой холодной комнате и смотрю в окно, за которым другой мир. Мне хотелось бы назвать его добрым, но ведь он скрывает от меня мою маму. И те пирожки, которые кажутся особенно вкусными только потому, что называются «домашними»…
Я в детском доме… Все вокруг знакомо до последней нити паутины, и потому я смотрю в окно. За ним облака, на которых хотелось бы уплыть к маме. Если б это случилось, я сказала бы ей, что мне ничего от нее не нужно, даже пирожков, только бы она сама была рядом. И улыбалась бы, как тот лучик. Какой забавный… Это знак? Привет, дружок, ты от мамы? Я соскучилась, передай ей это! И беги, беги скорее на небо, здесь страшно и темно, потому что мне никто не улыбается…
Солнце встало и, сразу проснувшись, прилетела птичка с красной грудкой. Это веселый цвет, но я почему-то вижу, как краснеют лица девчонок, когда мы ссоримся, и кто-нибудь из них кричит, что на самом деле моя мама меня бросила. Я им не верю. Что они знают? Я каждый день вижу маму на небе, она чистая, голубая, там все такие. Она ничуть не похожа на тех, кто бросает своих детей. Она ни на кого не похожа.
Пока я рассказывала это снегирю, пришла злая туча. Она грубо растолкала облака, как делают старшие мальчишки, и след от небесной муки легко растаял, как поцелуи мамы, которых я пока не дождалась. Как тесно сердцу внутри, оно вырывается. Я иду к тебе, слышишь, мамочка?! Больше нечего ждать. Тучи не уйдут сами… Я иду… Плыву… Лечу…
Анастасия Жукова
Рассказ написан в 15 лет в 2001 году.
После окончания школы с золотой медалью А.Жукова поступила в Институт коммерции в городе Кемерово. В настоящее время работает в сфере бизнеса, продолжает заниматься литературным творчеством.
3.К проведению классного часа в 5- 9х классах на тему «Поговорим о чистоте русского языка»
Всему название дано…
(стилизация)
1.Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Не оскорблять оно должно,
А быть особой метой.
2. Пусть это будет имя, имидж,
Пусть ласковое прозвище,
Пусть это будет символ, знак –
В зависимости от поприща.
3.Пускай убогим будешь ты,
Пускай больным и нищим,
Но для любого в словаре
Мы слово доброе отыщем!
4.Что человек, иль зверь, иль птица
Захочет к лучшему стремиться.
Захочет жить, творить, мечтать,
Не будет на судьбу роптать…
5.Но, если мы, презрев благое,
Начнем друг друга обзывать,
Начнем хамить и сквернословить,
«Ненормативом» щеголять!
6.Увы! Последствия ужасны…
И говорить потом напрасно,
Мол, «извините и простите»,
Мол, «не хотел, так получилось»…
7.А если уж беда случилась!?
Искусство мата даст плоды…
Сегодня я, а завтра ты
В свой адрес, может быть, услышишь
Слова-проказы, грубу брань
И прочую словесну дрянь…
8.Так что ж и будем так молчать?!
Пора ненормативу дать
Решительный словесный бой!
Одним ударом, но все сразу
Стереть с лица Земли родной
Руси словесную проказу!!!
Земные слова.
(стилизация)
На всех языках есть такие слова:
«Родина». «Мать». «Счастье». «Река».
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Но есть и такие слова в словарях –
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
«Война».
«Разоренье».
«Жестокость».
«Вражда».
Исчезнуть должны навсегда и слова,
Которым копейка цена велика.
Слова, что приносят много обид,
Слова, провоцирующие на суицид,
Слова, оскорбляющие личность человека,
Что есть в лексиконе 21 века:
«Лохушка», «палевка», «шоха» и другие…
Ругаются матом дети России!
Неужто мало жаргона и сленга:
«Балдеж» и «мобила»,
«бабло» и «зеньки»…
На стыке с лексикой грубой, бранной,
Реклама – рассадник слов иностранных.
Что это? Стратегия адаптации?
Образ бренда стал образом нации!?
«Виши»,
«Рафаэло»,
«Максфактор»,
«Данон»,-
А чем же так плох наш лексикон?
Забыли, что русский язык — «могучий»!!!
Язык Есенина, Фета, Тютчева!
Что столько шедевров на русском создано!
И к этому подходить мы должны осознанно!!!
Давайте ж бороться за чистоту языка:
Если речь чиста — чиста и душа!
Пословицы, поговорки и афоризмы о слове «дурном» и добром».
1.Умная речь – матерной брани меч.
2.Дурное слово по коже дерет,
Дурное слово за горло берет.
3.«Матерное слово – не сало,
Забыл про него – и отстало.
4.Оскорбить человека — секунда,
А лечить годы.
5.Чистую речь можно полоскать,
«Грязную» — ничем не отстирать.
6.Человек от бранных слов болеет,
А от дурных здоровеет.
7.Лексикон человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой образ.
8.Кто выражает свои мысли красиво,
тот любит не только себя, но и других.
9.Доброе слово и кошке приятно,
Бранное слово и червям отвратительно.
10.Измениться не может никто,
Но сделать свою речь чистой может каждый.
11.Доброе слово и в скважину замочную пролезет.
12.Словом матерным можно убить,
Словом ласковым воскресить.
13.Хорошим словам надо помогать,
Плохие пробьются сами.
14.Добрые слова делают человека человеком,
А матерная брань – калекой.
15.Каким словом обозвался, таким ты сам и остался.
16.Хорошее слово человека рождает,
Грубое, бранное – убивает.
17.Работа над речью – одно из лекарств от бессердечья.
Плакатные призывы, лозунги
Не груби, не сквернословь!
К слову прояви любовь!
Экологически чистую речь
Нам, россиянам, надо беречь!
Будь милосердным —
Не оскорбляй другого!
Чтобы душа была жива,-
Не окропи ее дурным словом!
Русский язык, русская речь!-
Вот сила нации, доблесть и честь!
Дорогие россияне!
Не подвергайте русский язык
Западному осмеянию!
Ребята! Вам стыдно выражаться неприлично,-
Вот Путин пятью языками владеет отлично!
Не порти свою биографию, —
Вычеркни из лексикона блатные слова мафии!
Береги чистую русскую речь!
Не позорь ее, не калечь!
Сквернословишь и хамишь, —
Значит ты плохой мальчиш!
Матершинщину – всю в печь!
Пусть звучит благая речь!
Старшеклассник! Пожалей
Души наших малышей!
Ребенок, пожалуйста, не сквернословь!
Прояви к друзьям уваженье, любовь!
4.К проведению классного часа в 5- 9 классах на тему «России важен каждый».
России гражданин!
2010 год – год переписи населенья –
Ее значение огромно
Для подрастающего поколенья.
Нельзя историю познать,
Не изучив ее детали.
Как важно,
Что в девятом веке
Учета важность сознавали!
Так летописи утверждают,
Что в ряде княжеств на Руси
Дома обкладывались данью,
Затем участки и дворы.
И переписывалось населенье
Из года в год, из века в век
Для подати, для обложенья
Учтен был каждый человек.
Отмена крепостного права…
Социализм… 20-ый век…
Эпоха роботов настала –
Но все же важен человек!
Он – единица в государстве,
Он – член семьи одной большой.
И каждого учесть тут надо —
Обычай на Руси такой!
Глава правительства, все мы
Должны ведь знать состав страны:
Рабочий кто иль безработный,
Пенсионер иль инвалид –
За каждого у президента,
Конечно же, душа болит:
«Как сделать лучше жизнь людей,
Живущих в нашем государстве?
Чтоб было всем тепло, уютно,
Как в сказке, в тридевятом царстве!» —
Так размышляют Медведев, Путин,
Министры, из Госдумы люди…
Но, чтобы всем нам помогать,
Нас нужно всех переписать!
Кто б ни был ты – татарин, русский,
Таджик, узбек или армянин –
Страна одна – Моя Россия! –
Ей важен каждый гражданин!
Александр Немиро
11лет
Союз нерушимых республик
Союз нерушимых республик
Раскинул свои города
В Армении, Грузии, Латвии…
Да сколько их было тогда?!
Пятнадцать сердец бились ровно,
И всем было так хорошо!
У всех – своя малая родина –
Отечество было ж одно!!!
Казах, украинец, эстонец,
Узбек, белорус, армянин…
Стране нашей важен был каждый –
Татарин, таджик и грузин.
Россия – держава могучая!
Такой ты была всегда.
Сплотила пятнадцать республик,
За каждую была ты горда!
А что сегодня случилось?
Враждуем между собой…
Зачем, скажите, на милость?
Теракты, войны, разбой?..
Не лучше ль нам взяться за руки,
Республикам вновь сойтись,
Чтоб миру крикнуть от радости:
«Планета! Нами гордись!»
5. К проведению классного часа в 5-8 классах на тему «Сохраним энергию для будущего нашей Планеты!»
Заботься о сохранении энергии!
(Обращение солнечного лучика ко всем школьникам Планеты)
Ты хочешь знать, дружок, откуда
Энергия приходит к людям?..
Так слушай же,
Поведаю тебе
Историю,
Что рассказало
Солнце мне…
Ни для кого в том нет секрета,
Что все растенья на Земле
Используют зимой и летом,
На протяженье жизни всей,
Запасы солнечного света –
Энергию для всех людей.
А что ж с животным миром происходит?
И где они энергию находят?..
Ответ здесь прост (об этом люди знают) –
Животные растенья поедают,
А значит, и энергию от них,
Питаясь, постоянно получают!
Тебе известно: много лет назад
Доисторических растений и животных,
Что населяли нашу Землю,
Было множество –
Их было миллион иль миллиард…
Они все похоронены в земле,
И при раскопках археологи находят малость:
Остатки черепов, костей…
А вот энергия от них осталась!!!
Температура и высокое давленье
Их превратили в топливо –
нефть, газ…
Что существуют и поныне,
Необходимы так для нас!!!
Используя источники энергии,
2.
Ты можешь слушать плеер
И читать, в тепле, —
Не в темноте, —
при ярком свете!
А рядом чайник уж пыхтит
На
электрической
плите!
Ты в школу ездишь на автобусе.
Захочешь к бабушке, —
пожалуйста,
трамвай!
Машины, катера, троллейбусы…
Любой вид транспорта!
Лишь только выбирай!!!
И это здорово, конечно!
Но… ученых
Волнуют две проблемы важных:
— источники где новые найти?
-и как решить проблему газов?
Проблемы две.
А можно ли решить
Проблемы эти обе разом?!
Задуматься об этом
должен
каждый!
Твое решение здесь тоже будет важным!!!
Ты, верно, видел, и не раз,
Как топливо, сгорая,
Не умирает,-
выделяет газ!
Как выхлопные газы от машин
Все больше загрязняют воздух…
И это вам не просто дым,
А – настоящий никотин!!!
Леса страдают, рыбы, птицы,
Не говоря уж о водице!!!
А перегрев Земли? – Беда!!!
Куда ты спрячешься?
Да никуда!!!
3.
Здесь выход может быть один:
Судьбы своей ты властелин! –
По-мудрому к проблеме подойди —
Заставь себя, других людей Земли
Беречь энергию, потери исключать,
Об экономии энергии
все
знать!
Ресурсы должен беречь каждый,
Чтоб катастрофы
не было
однажды!!!
* * *
Наставления солнечного лучика:
-Уезжая на долгое время,
Обесточь все электроприборы.
Сэкономишь электро —
энергию.
Для Земли это очень здорово!
-Щели в доме – утечка тепла.
Щель под дверью, в стенах, под окнами,-
Значит ты – расточитель добра?!
В магазин беги за шпаклевкою!
Будешь в теплой комнате жить, —
Для других примером служить!
Сохранишь энергию ты –
Это действие ради Земли!
Дай и мудрый совет родителям,
Сообщив о находках метко,
Пусть заклеят, где нужно, окна,
Изолируют все розетки.
Объясни им, пожалуйста, четко,
Ведь родители знать должны:
Сэкономив электроэнергию,
Сэкономят и деньги они!
-Приближаются праздники скоро!
Новый год на носу у всех!
Представляешь, сколько забавы,
Сколько будет людских утех!
4.
Для того чтобы жизнь наполнить
Лишь одним новогодним днем,
Израсходуем столько энергии!..
Где ж потом ее столько возьмем?!!
Телевизоры, радио, плееры,
Холодильники, магнитофон…
Все игрушки на батарейках,
Беспрерывно звонит телефон…
И гирлянды повсюду на улицах
Будут долго их освещать –
Потому что люди с размахом
Любят Новый год отмечать!
Веселись, Россия, Америка,
И Швейцария, и Канада…
Но задумайтесь!!!
Другим поколениям
Электричества разве не надо?!!
Те запасы, что мы имеем,
Миллионы копились лет,
А при скорости,
С какой их используем,
От энергии простынет и след!
Ведь источники
Не могут быть вечными! –
А запросы людей – бесконечные!!!
. . . . . . . .
Надо Землю свою любить –
Экономить, что есть, хранить!
Разгружать, хотя б изредка ТЭЦ-
Вот тогда ты – Земли мудрец!!!
16