Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 станицы Ирклиевской МО Выселковский район Краснодарского края
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
для учащихся 6 класса
“Люби и знай родной язык!”
подготовила
учитель русского языка и литературы
Лившина Светлана Ивановна
ст. Ирклиевская
2011
Цели занятия: — развивать интерес к урокам русского языка,
— воспитывать любовь и уважение к родному языку,
— формировать навыки речевого общения,
— повышать общую языковую культуру.
Оборудование: мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, оборудование для инсценировок.
Ход мероприятия
Учитель: Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? На эти и другие вопросы мы с вами постараемся ответить в ходе сегодняшнего мероприятия.
Ученица:
О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй ее и мил,-
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни,
Мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей.
(Сабир Абдулла)
Учитель: Так высоко ценил русский язык поэт Сабир Абдулла. Скорее всего, вы не слышали этих строк, имени этого автора. Но, несомненно, высказывания других авторов о русском языке вам знакомы.
1 конкурс. Великие люди о русском языке.
1) Вспомните высказывание о русском языке.
2) Кто автор строк?
а) «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.» (Л.Н.Толстой) (ПОДСКАЗКА: 19 век – трилогия)
б) «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть…»
(М. Горький). (ПОДСКАЗКА: 20 век – трилогия)
в) «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…» (Н.Гоголь) (ПОДСКАЗКА:Русский писатель, рождённый на украине)
2 конкурс. С русского на русский.
1 часть. СЦЕНЫ. Команда соперников, просмотрев сцену, указывает ошибки, исправляет, аргументирует.
Команда 1.
Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мать шьёт.
Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.
Мать: Что за спешка?
Юля: Да наш класс сегодня участвует в соревнованиях.
Мать: Обед на плите.
Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?
Катя (вбегает): Юля, ты что так долго?
Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток?
(наливает воду, пьет).
Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
Мать: Возьми пальто, ещё холодно.
Юля: Хорошо, одену пальто.
Мать: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.
Команда 2.
На сцену выходит доктор в белом халате. Он предлагает Пете стул, и сам усаживается напротив.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость; доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 7 «бы».
Доктор: В 7 «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Классно… Круто (берет термометр) Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (достает из стола и показывает учебник русского языка).
2 часть. Переводчики.
1. Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево оторваться на хате. (Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу и мы можем отдохнуть у меня.)
2. Ланиты, очи, уста, чело, душегрейка, мокроступы, себятник (щеки, глаза, губы, лоб, шуба, калоши, эгоист).
3 конкурс. Фразеологический лабиринт.
Узнайте слово по фразеологизмам.
1. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно договориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша)
2. Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
3. Они не цветут, а вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
4. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит; он свистит в карманах, когда у человека нет денег; он в голове у легкомысленного, несерьезного человека. (Ветер).
4 конкурс . Знакомые иностранцы
Подберите имена прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их вроде и числе.
Кофе (горячий), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (чёрная).
5 конкурс. Слова, слова, слова…
Наша речь состоит из…(предложений, слов), а слова – из…(букв). Получите 4 буквы и придумайте из них слова. Запишите их на лист. (о, т, р, с). (Рот, рост, сор, сорт, торс, тор, ор)
Ученик 2:
Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили.
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте же литературным языком,
Боритесь за культуру речи!
6 конкурс. Боритесь за культуру речи!
Конкурс плакатов, запрещающих грубую речь.
Пока подводятся итоги конкурса.
7 конкурс. Конкурс для смекалистых. (не оценивается)
«ОНА, как авторитетно утверждают мои родители, родилась раньше меня. Правы они или нет – не знаю, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ЕЙ и не чувствовал над собой ЕЁ власти. ОНА не покидает меня день и ночь; я тоже не высказываю поползновения удрать от НЕЁ, — связь, стало быть, крепкая, прочная…По ЕЁ милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой… Всё, всё пожирает ОНА, ненасытная!.. Хотите знать ЕЁ имя? Извольте… Оно поэтично…
ЕЁ зовут — …»
(А. Чехов).
И если эта особа вам уже знакома, гоните её прочь, не позволяйте ей взять над собой верх.
Ученица 2:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Ученик 1:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Учитель: Да, словом можно окрылить человека, вернуть его к жизни. Так всесилен наш язык. Только надо уметь им пользоваться. Это важно для каждого человека: будь он великий учёный или простой рабочий. Не зря в народе говорят: «Лучше ногою запнуться, чем языком». Любите и знайте русский язык!
Список использованной литературы
Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии 5-9 классы – Саратов: ОАО Издательство «Лицей», 2004.
Львова С.И. Русский язык 5 класс. За страницами школьного учебника – М.: Дрофа, 2002.
Львова С.И. Русский язык 6 класс. За страницами школьного учебника – М.: Дрофа, 2002.
Филипченко М.П. Грамоте учиться всегда пригодится – Волгоград: «Учитель», 2007.
Использованные Интернет-ресурсы