Внеклассное мероприятие по русскому языку для 10 -11 классов: «Лингвистический калейдоскоп» (С использованием олимпийской тематики)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33

с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда

















Внеклассное мероприятие по русскому языку для

10 – 11 классов

«Лингвистический калейдоскоп»

(С использованием олимпийской тематики)






Составитель:

Горбенко Нина Иосифовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









Волгоград – 2011г.


КВН по русскому языку для 10 — 11классов

«Лингвистический калейдоскоп».


Обучающая цель – умение применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

Развивающая цель – развитие умения работать в группе.

Воспитательная цель – интерес к родному языку.


Слово учителя:

Сегодня две команды сразятся за право быть лучшей. Мы собрались, чтобы показать свои знания по русскому языку и как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не на уроке. Мы назовем наше мероприятие «Лингвистический калейдоскоп», в котором, как в детской, всем известной игрушке, будут меняться вопросы, один интересней другого, отражая все грани вашего таланта: умение составить оду, эпиграмму, умение воссоздать художественный образ, блеснуть поэтическим мастерством, используя разные стили речи и жанры.

Итак, приготовились к старту!

Награды победителям уже ждут Вас!


  1. Приветствие команд (название, эмблема, девиз).



  1. Инсценировка домашнего задания.

Нужно было подготовить инсценировку отрывков из художественных произведений. Одной команде предлагалось инсценировать отрывок из произведения М.Ю Лермонтова «Беглец», а другой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Беглец.

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла;

Бежал он в страхе с поля брани,

Где кровь черкесская текла;

Отец и два родные брата

За честь и вольность там легли,

И под пятой у супостата

Лежат их головы в пыли.

Их кровь течет и просит мщенья,

Гарун забыл свой долг и стыд;

Он растерял в пылу сраженья

Винтовку, шашку – и бежит!




Усталый, жаждою томимый,

С лица стирая кровь и пот,

Гарун меж искал аул родимый

При лунном свете узнает;

Подкрался он никем не зримый…

Кругом молчанье и покой,

С кровавой битвы невредимый

Лишь он один пришел домой.


Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

и удалого купца Калашникова.


За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.


Отзвонили вечерню во святых церквях;

За Кремлем горит заря туманная;

Набегают тучки на небо,-

Гонит их метелица распеваючи;

Опустел широкий гостиный двор.

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною;

Злого пса-ворчуна зубастого

На железную цепь привязывает,

И пошел он домой, призадумавшись,

К молодой хозяйке за Москву-реку.


3. Выбрать правильный ответ (Команды отвечают по очереди).


1) Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?

а) омонимы

б) паронимы

в) синонимы

г) антонимы





2) Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания?

А) омонимы

Б) паронимы

В) антонимы

Г) синонимы


3) Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?

«Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

А) синонимы

Б) паронимы

В) омонимы

Г) антонимы


4) В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А) зал полон

Б) зал аплодирует стоя

В) тонкие пальцы

Г) Крутой берег


5) В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А) крутой кипяток

Б) крутой подъем

В) тяжелая поклажа

Г) шелковая ткань


6) В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

А) шелковая рубашка

Б) горячий кофе

В) шелковые волосы

Г) золотые часы


7) В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?

А) Часы идут

Б) Дождь прошел

В) Человек прошел

Г) Век прошел


8) В каком примере слово «КЛЮЧ» употреблено в прямом значении?

А) ключ к шифру

Б) гаечный ключ



В) в оптимистическом ключе

Г) действовать в едином ключе


ОТВЕТЫ: 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Б; 5-А; 6-В; 7-В; 8-Б.


4. Задание «Монолог» (Задания лежат в конвертах на столе).

Командам предлагается составить монолог от лица доски «Исповедь обиженной доски», а другой команде от лица стула «Монолог стула».


Примеры ответов учащихся:


Команда «Префиксы»:

Исповедь обиженной доски.

«Я, бедная деревянная доска из сосны, покрыта зеленой краской, на мне пишут мелом , они давят слишком сильно, мел иногда скрипит и издает режущие мой слух звуки. Они пишут нехорошие слова, когда нет учителя. Злые ученики натирают меня воском и мылом, кладут учителю ластик вместо мела, и учитель не может писать на мне. Они хлопают моими створками. Они редко моют меня. Помогите мне! Помогите мне, пожалуйста!»


Команда «Аффиксы»:

Монолог стула.

«Я стою здесь уже три года. За это время я видел довольно всего, но в основном это были спины сидящих людей. Я весь залепленный жвачкой! На мне качаются, все мои суставы скрипят от этого. Они неуважительно встают, ногами пачкают меня! Однажды на меня пролили сок. Виноградный, кажется, и лишь небрежно протерли тряпкой. Я исправно служил им всем! Никому не отказывал в услуге подставить сиденье. За что же они со мной так?!


5. Текст. Вставить пропущенные слова.

Город Олимпия был расположен в северо-западной части Пелопаннеса,среди живописной природы, у слияния рек Алфей и Кладей. Здесь находился край богини Геры, жены Зевса. А позднее в честь побед над персами, греки построили храм Зевсу, ставший вскоре главным сооружением ансамбля Олимпии. Он был украшен статуями, изображавшими подвиги Геракла.

Неподалеку находился гипподром, предназначенный для спортивных соревнований.

В долине реки Алфей, среди священных холмов Алтиса, находился олимпийский стадион. В древних играх могли участвовать свободные эллины, а рабы и женщины не допускались.

На первых играх проводились соревнования по борьбе и метанию диска.


Объясните значение слова Гипподром. Из какого языка оно заимствовано?

Другой команде объяснить значение слова Эллины.



Гипподром (др.-греч. ππόδρομος, от ππος — лошадь и δρόμος — бег, площадь для состязаний в беге) — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.


Э́ллины (от греч. Έλληνες) — самоназвание греков. В современном русском языке обычно используется для обозначения жителей Древней Греции.


6. Ответы на вопросы. Команды по очереди отвечают на вопросы с олимпийской тематикой (1ответ -1 балл).

-Где будут расположены объекты для проведения Зимних олимпийских игр? (Красная поляна)

-Где будут находиться ледовые дворцы? (Адлер)

-Откуда в город прибудет Олимпийский огонь? (Греция)

-Что символизирует пять колец на олимпийском флаге? (Континенты)

-Какие награды получат победители? (медали)

-Как называется место, где стоят победители для получения наград? (Пьедестал)

-Как называется место, где будут жить спортсмены? (Олимпийская деревня)

-Вспомните, какие города являлись претендентами на проведение Зимних олимпийских игр? (Зальцбург, Пхенчхан)


7. Интервью с места соревнований. Командам предлагается взять интервью у гимнастки, другой команде — у хоккеиста.


8. Командам предлагается сочинить оду и эпиграмму.

Ода — греч. «песня», жанр лирической поэзии и музыки; торжественное патетическое прославляющее произведение.

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение.


Примеры ответов учащихся:


Команда «Префиксы»:

«Ода девочкам»

Пленяет свет твоих очей,

Пленяет блеск твоих речей.

Любое мудрое задание

Покажет твою мудрость, знания.

Ты вызываешь только радость,

И украшает тебя слабость.

В твоей душе есть удивление,

И восхищение, и сомнение.

О, одноклассницы любимые!

Ведь с вами рядом мы счастливые,


Вы в нас вдохнули вдохновение

И нас объемлет упоение!


Команда «Аффиксы»:

Эпиграмма (Тема: «Школьная столовая»).

Надежды юношей питают,

Когда к вратам твоим идут.

Котлы давно уж закипают,

По школе запах издают.

Запахло булками и кашей.

Кто с поваром сравнится нашим?

Наутро еле встал с постели

Как эти булки надоели!


9. Задание «Рассказ»

По 3 человека от команды выходят, чтобы за 7 мин. составить рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву.

-Когда Катя….

-Однажды осенью……(Команде, в рассказе которой будет больше слов — 5 баллов)


10. Дайте объяснение следующих фразеологических оборотов:

Проходить красной нитью или ……; пожинать лавры или ……; оказаться первой ласточкой или…..; дойти до геркулесовых столпов или…….; стать в тупик или ……; ручаться головой или…..; класть под сукно или……;

перейти Рубикон или …….; сжечь свои корабли или……; дамоклов меч или …..; стоять грудью или…..; согласиться скрепя сердце или…..; лежать под сукном или…..


ОТВЕТЫ:

-Проходить красной нитью или насквозь пронизывать что- либо

— пожинать лавры или пользоваться плодами успеха

— оказаться первой ласточкой или быть самым первым, за которым следуют другие

— дойти до геркулесовых столпов или достичь предела, высшей точки чего-либо

— стать в тупик или приходить в состояние крайнего замешательства, затруднения

— ручаться головой или нести полную ответственность за кого-либо, за что- либо

— класть под сукно или оставлять без внимания


— перейти Рубикон или достичь чего-либо

— сжечь свои корабли или решительно порывать с прошлым

-дамоклов меч или постоянно угрожающая опасность



— стоять грудью или отстаивать упорно

— согласиться скрепя сердце или согласиться с большой неохотой, вопреки желанию делать что-либо

— лежать под сукном или оставлять без внимания, без продвижения


11. Прочитайте текст. Передайте содержание этого текста в жанре былины, сказки, воззвания.


«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна».


12. Назвать глагол, в котором нет корня (вынуть)

Назвать корень, который состоит из одной буквы (шла)

Какие глаголы не изменяются по лицам?

Употребите слова с эпитетом: юмор, ирония, сарказм.


13. Передать «по телефону» пословицу или поговорку.

Одна команда поговорку «В одно ухо вошло, в другое вышло», другая «Как волка ни корми — он все в лес смотрит».


14. Загадки-шутки:

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше?(бежать со всех ног)

Есть ли ноги у газеты, книги? (вверх ногами)

В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели)

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)


15. Подберите пословицы или поговорки с краткими прилагательными

Болтовня и красна, и пестра, да тупа

-кто аккуратен, тот людям приятен.


16. Письмо спортсмену (пишут обе команды: 1-я команда – хоккеисту, 2-я команда – легкоатлету).


Образец письма / Валерию Борчину, чемпиону мира по лёгкой атлетике в спортивной ходьбе на 20 км./




Уважаемый Валерий Викторович!


Пишет Вам ученик 10 «И» класса Попов Андрей.

С давних пор Вы являетесь моим кумиром, и я пристально слежу за Вашими успехами в спорте. Вот и на этот раз Вы стали победителем. Разрешите поздравить Вас с «золотом» чемпионата мира по легкой атлетике. Герой Олимпиады — 2008, в южнокорейском Тэгу Вы стали двукратным чемпионом мира в ходьбе на 20 км. Добиться такого результата Вам помогли прекрасная спортивная подготовка, огромная воля к победе и, конечно, наставничество опытных тренеров. Вместе с Владимиром Канайкиным, завоевавшим на этой дистанции серебряную медаль, Вы подтвердили высокий уровень отечественной школы лёгкой атлетики.

Я тоже хочу добиться таких же результатов в спорте, как Вы, поэтому усиленно тренируюсь, вырабатываю в себе бойцовский характер.

Здоровья Вам, удачи и новых достижений.


17. «Давайте говорить друг другу комплименты!»


Слово учителя:

Есть два подхода к людям: взглянуть на них критическим взглядом – и это справедливо, но сурово. Другой соткан из нежности и юмора, так давайте даже на недостатки смотреть с нежностью и юмором! Давайте говорить друг другу комплименты! (Команды по очереди говорят друг другу комплименты, приятные слова, отмечая достойные черты своих соперников).


18. Подведение итогов. Награждение.























Список использованной литературы:


  1. Сценарии школьных праздников/ автор – составитель Н.Н. Романова – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 400с.

  2. Игры на уроках русского языка: Учеб. нагляд. пособие / А. А. Акишина, Т. Л. Жаркова, Т. Е. Акишина, — М. Рус. яз. 1988.

  3. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 9 класс / Н. Н. Соловьева, Издательство «Материк-Альфа», 2005 г.

  4. В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олипиадой», Москва 1985.

  5. Ю. Шанин «От эллинов до наших дней», Москва 1975.

  6. Выписки INTERNET EXPLORER.








Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу, жи, ши. Повторение и закрепление»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: