Задание с развернутым ответом в системе контрольно – измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы) Статья

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боханская средняя общеобразовательная школа №1»

Боханского района Иркутской области







Задание с развернутым ответом в системе контрольно – измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку


(из опыта работы)



Статья


Предмет: русский язык






Подготовила: учитель русского языка и литературы

Храмцова Марина Вячеславовна


















Бохан, 2014




Единый государственный экзамен призван проверить языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции выпускников. Задание с развернутым ответом (сочинение) относится к задания высокого уровня сложности, проверяющим сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции – знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных высказываний, адекватных ситуациям общения.

С этой целью перед выпускниками в экзаменационной работе ставятся следующие задачи:

1. Сформировать одну из проблем исходного текста.

2. Прокомментировать данную проблему.

3. Сформулировать позицию автора.

4. Ответить, согласен или не согласен ученик с позицией автора, приводя в доказательство два аргумента из собственного читательского или жизненного опыта.

Как показывает практика, одной из наиболее распространенных трудностей, возникающих при анализе содержания текста, является неразличение или отождествление темы, проблемы и позиции автора. Обучающиеся должны знать, что тема – это предмет отражения, она всегда нейтральна (например, темы «Любовь», «Экология», «Отцы и дети»). Проблема – это вопрос, который в рамках той или иной темы автор задает читателю. Например, в рамках темы «Экология» может быть задан вопрос: «Почему человек сознательно губит природу?». Позиция автора – ответ автора на поставленный вопрос (идея текста). Позиция автора оценочна: негативна, позитивна, нейтральна и т.п.

Однако одних знаний недостаточно, чтобы находить проблему и позицию автора в тексте. Особенно это касается тех случаев, когда позиция не сконцентрирована в одном предложении, а «растворена» в тексте и ее надо собирать «по крупицам». Здесь необходимо искать в тексте ключевые слова.

Рассмотрим на примере текста Ч. Айтматова. Задаваясь вопросом, в чем сущность музыки, автор следующий ответ:

1. «Зал был покорен, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума».

2. «И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но до боли желанный мир,слагающийся из собственных воспоминаний, грез, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его собственном пути».

3. «Откуда все это в человеке – музыка, песни, молитвы ,какая необходимость была и есть в них? Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда все приходит и все уходит…, и человек надеется таким образом увековечить себя».

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Глаголы – исключения"

4. «…в музыке мы достигли наивысшей свободы…».

Анализируя данный текст, выпускник должен найти в одном фрагменте ключевое слово «примкнуть», во втором – «желанный мир», в третьем – «увековечить», в четвертом – «наивысшая свобода» и определить позицию автора: настоящая музыка способна объединить людей, погрузить человека в собственный мир, сделать его имя бессмертным и дать ему духовную свободу.

Вызывает затруднения и комментарий проблемы. Обычно просто сжато излагается суть статьи. Здесь необходимо понимать, что комментарий предполагает осмысление того, почему автор данную проблему поднимает, в чем ее актуальность.

Самое сложное – аргументация собственного мнения. В связи с изменениями с сентября 2013 года к требований к сочинению, задача крайне усложнилась. На мой взгляд, есть несколько причин. Во – первых, обучающиеся не всегда понимают, что есть аргумент, и часто относят к нему или общие суждения по проблеме, или приводят примеры из текста. Необходимо понимать, что аргумент – это собственный пример, подтверждающий или опровергающий мнение автора. Во – вторых, понимая, что значит привести аргумент, ученики тем не менее испытывают затруднения, в связи с небольшим читательским опытом. В – третьих, выпускники часто не готовы рассуждать по ряду проблем в силу небольшого жизненного опыта.

Таким образом, задание с развернутым ответом, в конечном итоге, определяет степень готовности выпускника к жизни в обществе.


Использованная литература:

1. Власенков А.И. Русский язык 10 -11 класс. – М., 2011



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: