Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по обществознанию

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 2 / 32)

ПРОЕКТ

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных

измерительных материалов единого государственного экзамена

2015 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных

измерительных материалов ЕГЭ 2015 г. следует иметь в виду, что задания,

включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут

проверяться с помощью вариантов КИМ в 2015 г. Полный перечень

вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном

экзамене 2015 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и

требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций

для проведения единого государственного экзамена 2015 г. по

обществознанию.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы

дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности

составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об

их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения

заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают

представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого

ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки

к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена 2015 года

по обществознанию

подготовлен Федеральным государственным бюджетным

научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

2


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 3 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 4 / 32)

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов

для проведения в 2015 году единого государственного экзамена

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

36 заданий. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Часть 2

содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответ к заданиям 1, 2, 5–7, 10, 13, 14, 17, 18, 23 запишите в бланк

ответов № 1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного

ответа.

КИМ

Часть 1

Ответами к заданиям 1–27 являются цифра, или последовательность

цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в

тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

1

Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире

используют термин

1)

2)

3)

4)

потребность

мышление

истина

мировоззрение

Ответ:

4

Бланк

Ответом к остальным заданиям части 1 является последовательность

цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте

работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем

перенесите в бланк ответов № 1.

КИМ

Ответ:

Ответ:

3 5

Бланк

2

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

1)

2)

3)

4)

теоретически обоснованное знание

исчерпывающее знание о предмете

вывод, подтверждённый историческим опытом

знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Ответ: МАЖОРИТАРНАЯ.

Ответ:

Ответ:

23

А Б В Г Д

.

1 1 3 2 2

3

Ответ:

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой

массовой культуры.

Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными

объектами массового потребления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Задания части 2 (28–36) требуют полного ответа (дать объяснение,

описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное

мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его

полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить

свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более

привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

3

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

4


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 5 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 6 / 32)

4

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором

производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z

развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под

которыми они указаны.

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными

нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие

технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные

области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Ответ: ___________________________.

7

На графике изображено изменение предложения

роликовых коньков на потребительском рынке. Что

из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой

предложения из положения S1 в положение S2? (На

графике P – цена товара, Q – количество товара.)

1) внедрение новых технологий производства

роликовых коньков

2) сокращение количества фирм, производящих

роликовые коньки

3) рост цен на комплектующие изделия для

роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

Ответ:

P

S1

S2

Q

5

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического

роста?

1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени

2) освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых

3) открытие новых цехов, привлечение импортных ресурсов

4) технологический прогресс, повышение производительности труда

Ответ:

8

Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции

превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными

инвестициями.

1)

2)

3)

4)

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

6

Что из перечисленного относится к постоянным издержкам фирмы?

1) сдельная зарплата рабочих

2) плата за электроэнергию

3) проценты по взятому фирмой кредиту

4) транспортные расходы

Ответ:

Ответ:

9

Банк R расположен в деловом центре столицы государства. По каким

признакам можно установить, что R – коммерческий банк? Запишите

цифры, под которыми указаны эти признаки.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Банк участвует в торгах на валютной бирже.

Банк устанавливает учётную ставку.

Банк осуществляет эмиссию денег.

Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.

Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.

Банк обслуживает расчёты предприятий.

Ответ: ___________________________.

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

5

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

6


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 7 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 8 / 32)

10

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1)

2)

3)

4)

размер дохода

форма проведения досуга

черты характера

политические убеждения

12

Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z.

Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая

мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных)

представлены в виде диаграммы.

Ответ:

11

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья призвана создать условия для физического, психического,

эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Б. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной

и моральной ответственностью.

1)

2)

3)

4)

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Ответ:

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное

благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в

самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными

людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются,

больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы

подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что

их работа очень нужна обществу.

Ответ: ___________________________.

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

7

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

8


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 9 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 10 / 32)

13

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ

1)

2)

3)

4)

утверждает изменения границ между субъектами РФ

назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ

объявляет амнистию

единолично назначает на должность Генерального прокурора РФ

16

Ответ:

14

Добровольный союз, выражающий интересы социальных

участвующий в борьбе за политическую власть, – это

1)

2)

3)

4)

гражданское общество

общественная палата

политическая партия

профсоюзная организация

групп

и

В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена

законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно,

на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой

гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической

самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z

и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Ответ: ___________________________.

Ответ:

17

Что из перечисленного

ответственности?

1)

2)

3)

4)

относится

к

принципам

юридической

15

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано

с деятельностью государства.

1)

2)

3)

4)

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство

правовой обычай, прецедент, нормативный договор

общественная опасность, противоправность, виновность

целесообразность, гуманность, справедливость

Ответ:

18

Согласно Трудовому кодексу РФ работник имеет право на

1)

2)

3)

4)

добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей

выполнение установленных производственных норм

соблюдение трудовой дисциплины

полную достоверную информацию об условиях труда

Ответ:

Ответ:

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

9

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

10


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 11 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 12 / 32)

19

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

А. Лица, ранее имевшие гражданство России, но по каким-либо основаниям

его утратившие, имеют право восстановиться в нём.

Б. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под

защитой и покровительством РФ.

1)

2)

3)

4)

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Избирательные системы

ТИПЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМ

Пропорциональная

ПРИЗНАКИ

От каждого избирательного округа избирается один

депутат, который набрал большинство голосов

Места в представительном органе распределяются

в соответствии с количеством голосов, поданных

за партийный список

Ответ:

20

В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении

отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына.

Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы

при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

уголовный процесс

гражданский процесс

истец

подсудимый

потерпевший

ответчик

24

Ответ: ___________________________.

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно

указано.

1) моральные нормы; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль;

4) правовые нормы; 5) негативные санкции.

Ответ:

Ответ: ___________________________.

21

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан

РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные

обязанности.

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком

Ответ: ___________________________.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

представляют методы научного познания мира.

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы;

5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу

цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

11

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

12


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 13 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 14 / 32)

25

Установите соответствие между функциями и государственными органами,

которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

А) борьба с уличной преступностью

Б) контроль за соблюдением законности

всеми участниками общественной жизни

В) вынесение решения или приговора

Г) надзор за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина

Д) разрешение правовых споров между

субъектами правоотношений

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ОРГАНЫ

1) суд

2) прокуратура

3) полиция

27

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на

место пропусков.

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего

она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная

__________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.

Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром,

необходимая для существования __________(В), социальной группы,

общества в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой

человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их

существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности

связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём

определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении

с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием

человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего

существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие

виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть

использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем

Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные

слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами

слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б

В

Г Д

26

Прочитайте приведённый ниже

обозначено определённой буквой.

текст,

каждое

положение

которого

(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс

акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция – это ценная бумага,

закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного

общества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности

цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет

иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся

«локомотивами» фондового рынка.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,

выражающую его характер.

Ответ:

А Б

В

Г Д

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

13

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

14


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 15 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 16 / 32)

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (28–36) используйте БЛАНК

ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем

развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28–31.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она

в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет

культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,

правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает,

что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не

обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение

человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным

бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не

мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида

и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей

джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми,

свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить

упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства

к существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так

далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд.

Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией»)

и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно

подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.

Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых

они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не

должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры

управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде

всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел

знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ

земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию

некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических

джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени

возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

28

29

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется

положение о «репрессивном» характере культуры?

Назовите три причины, которые по мнению автора, ограничивают

«способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая

обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну

причину, не указанную в тексте.

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты

общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того,

какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из

этих результатов.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения

высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы

полностью дезориентированы.

30

31

32

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения

типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее

особенности демократического режима.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания

приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским

кодексом РФ.

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует

знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное.

Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых

свободной матерью. Третье – крепостное состояние людей. Между правами

дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых

установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими

нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три

критерия стратификации современного общества.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их

воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии

с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее

трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

33

34

35

15

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

16


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 17 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 18 / 32)

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том

содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью

выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1–

36.5).

36

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл

в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты

поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной

темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,

полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

примеров из различных источников.)

36.1

36.2

36.3

Философия

Экономика

Социология,

социальная

психология

Политология

Правоведение

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение

опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

«Спрос и предложение – это процесс взаимного

приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

«Начало личности наступает намного позже, чем

начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

36.4

36.5

мудрое правило, но«»Разделяй и властвуй»

«объединяй и направляй» ещё лучше». (И.В. Гёте)

«Закон не знает сословных преступлений, не знает

различий по кругу лиц, в среде коих совершается

его нарушение. Он ко всем равно строг и равно

милостив». (А.Ф. Кони)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

17

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

18


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 19 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 20 / 32)

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1–3, 5–8, 10–15, 17–19, 22–24 оцениваются 1 баллом. Задания

1–3, 5–8, 10, 11, 13–15, 17–19, 23 считаются выполненным верно, если

экзаменуемый записал номер правильного ответа.

Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан

номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов,

даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не

записан.

Каждое из заданий 4, 9, 12, 16, 20–27 считается выполненным верно,

если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по

выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4, 9, 16, 20, 21, 25–27 оценивается

2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное

правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной

ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней цифрой наряду со

всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие

одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

4

2

3

245

4

3

1

3

46

1

3

123

2

3

задания

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ответ

1

134

4

4

3

236

24

мажоритарная

3

23

32121

11322

218549

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Культура формирует личности членов общества, тем самым она

в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет

культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты,

правила, инструкции… которые служат для управления поведением». Он считает,

что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не

обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение

человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным

бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не

мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида

и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.

Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей

джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми,

свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить

упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к

существованию…

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,

чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он

исследовалконфликтмеждукультурой(или«цивилизацией»)

и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно

подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.

Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых

они удовлетворяются…

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не

должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры

управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде

всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма.

Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже

если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел

знаний, которые может усвоить человеческий мозг…

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.

Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ

земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию

некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических

джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени

возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго

получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

19

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

20


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 21 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 22 / 32)

28

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется

положение о «репрессивном» характере культуры?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

30

Баллы

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты

общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того,

какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из

этих результатов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов,

включающая планы, рецепты, инструкции… которые служат для

управления поведением;

2) ответ на второй вопрос: Часто культура действительно подавляет

побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно даны ответы на два вопроса

Правильно дан ответ на один любой вопрос

Ответ неправильный

Максимальный балл

29

Баллы

2

1

2

Назовите три причины, которые по мнению автора, ограничивают

«способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая

обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну

причину, не указанную в тексте.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:

1) причины по тексту:

небеспредельные биологические возможности человеческого

организма;

предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;

факторы окружающей среды;

(Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу

формулировках.)

2) причина не по тексту, например: поддержание существующего

общественного порядка, следование принятым социальным

нормам.

Может быть названа другая причина

Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по

тексту

Правильно названы любые две-три причины

Правильно названа только одна причина.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

В правильном ответе должны быть названы результаты

социализациииприведенысоответствующиепримеры

социализирующего воздействия:

1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в

поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего

хозяйства);

2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком

стихи, читают книжки);

3) умение добывать средства к существованию (например, в

профессиональномлицееюношаосваиваетпрофессию

автомеханика).

Могут быть приведены другие примеры социализирующего

воздействия

Правильно названы три результата социализации, к каждому

приведены соответствующие примеры

Правильно названы два-три результата социализации, к двум из

них приведены соответствующие примеры

Правильно названы один–три результата социализации, к одному

из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы)

Правильно названы только один–три результата социализации.

ИЛИ Приведены только один–три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

2

1

3

2

1

2

21

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

22


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 23 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 24 / 32)

31

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения

высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы

полностью дезориентированы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены такие объяснения:

1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него

коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к

примитивным невербальным знакам;

2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно

развитие самосознания человека;

3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет

верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Могут быть приведены другие объяснения

Приведены три объяснения

Приведены два объяснения

Приведено только одно объяснение

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

32

3

2

1

3

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения

типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее

особенности демократического режима.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при

помощикоторыхгосударствооказываетрегулирующее

воздействие на общество;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или

объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения

типов политических режимов, опирающейся на знания курса,

например:Критериемвыделениядемократическихи

недемократических режимов является уровень политической

свободы общества;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее

информацию о критериях(-и) выделения типов политических

режимов.)

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса

особенности демократического режима, например: Особенностью

демократического режима является гарантия политических прав

и свобод граждан.

(Можетбытьсоставленолюбоедругоепредложение,

раскрывающее с опорой на знания курса особенности

демократического режима).

Предложения должны быть сформулированы корректно, не

содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его

аспектов.

Предложения,содержащиесущностныеошибки,не

засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием

задания составлены два предложения, содержащие информацию

о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием

заданиясоставлено(-ы)предложение(-я),содержащее(-ие)

информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности

в ответе не искажают его по существу); в соответствии

с требованием задания составлены два предложения, содержащие

информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности

в ответе не искажают его по существу); в соответствии

стребованиемзаданиясоставлено(-ы)предложение(-я),

содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при

любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

2

1

3

23

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

24


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 25 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 26 / 32)

33

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания

приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским

кодексом РФ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

34

Баллы

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы

следующие основания приобретения права собственности:

1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила

себе платье);

2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);

мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на

3) равноценную квартиру в другом городе);

4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).

Могут быть приведены другие примеры

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три

основания

Правильно названы два-три основания, два из которых

проиллюстрированы примерами.

ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера

Правильно названы одно–три основания, одно из которых

проиллюстрировано примером.

ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три

примера

Правильно названы только одно-три основания.

ИЛИ Приведены только один-три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответству-

ющие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует

знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное.

Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых

свободной матерью; третье – крепостное состояние людей. Между правами

дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых

установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими

нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три

критерия стратификации современного общества.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

3

2

1

3

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) сфера общественной жизни – социальная;

2) исторический тип стратификации – сословная;

3) критерии стратификации современного общества:

объём власти;

уровень доходов;

уровень образования;

престиж профессии.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия

Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.

ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия

Правильно указаны сфера и тип стратификации.

ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия.

Правильно указана только сфера.

ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от

наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

2

1

3

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

25

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

26


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 27 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 28 / 32)

35

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их

воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с

которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее

трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Структура

предложенного

плана

Баллы

При анализе ответа учитывается:

x соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

типа;

x наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия

предложенной темы;

x корректность формулировок пунктов плана

Формулировкипунктовплана,имеющиеабстрактно-

формальный характер и не отражающие специфики темы, не

засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды:

а) прямые;

б) косвенные.

2. Системы налогообложения:

а) пропорциональная;

б) прогрессивная;

в) регрессивная.

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через

реализацию следующих функций:

а) фискальная;

б) частичное перераспределение доходов;

в) регулирование экономических отношений;

г) стимулирующая;

д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из

аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную

активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных

в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу

формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по

существу.

Триили более

пунктов, любые два

изкоторых

детализированыв

подпунктах

Два пункта, любые

дваизкоторых

детализированыв

подпунктах.

ИЛИ

Три пункта, любой

один из которых

детализированв

подпунктах

Триили более

пунктов, любые два

изкоторых

детализированыв

подпунктах

Планпосвоей

структуре является

простым и содержит

неменеетрёх

пунктов

ИЛИ

Триили более

пунктов,любые

один-два из которых

детализированыв

подпунктах

Триили более

пунктов,любые

один-два из которых

детализированыв

подпунктах

Два пункта, любой

Наличие

пунктов плана,

обязательных

для раскрытия

предложенной

темы

Два

Корректность

пунктов плана

формулировок Баллы

Формулировки пунктов плана

корректныипозволяют

раскрыть содержание темы по

существу

Формулировки пунктов плана

корректныипозволяют

раскрыть содержание темы по

существу

3

Два

2

ИЛИ

Два

Формулировки пунктов плана

позволяют в целом раскрыть

содержание темы, отдельные

неточности в формулировках

не искажают план по существу

Два

Один

Формулировки пунктов плана

корректны и позволяют

раскрыть содержание темы по

существу

1

ИЛИ

Два

В плане наряду с корректными

формулировкамиимеются

ошибочныепозиции,

искажающиеотдельные

аспекты раскрытия темы

Формулировки пунктов плана

28

Два

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

27

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 29 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 30 / 32)

один из которых

детализированв

подпунктах

Два и более пунктов,

любой один-два из

которых

детализированв

подпунктах

Два

корректныипозволяют

раскрыть содержание темы по

существу

Формулировки пунктов плана

позволяют в целом раскрыть

содержание темы, отдельные

неточности в формулировках

не искажают план по существу

36

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям

выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не

отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

Тат

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл

в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты

поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной

темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,

полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

примеров из различных источников.)

36.1

36.2

Философия

Экономика

Социология,

социальная

психология

Политология

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение

опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

«Спрос и предложение – это процесс взаимного

приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

«Начало личности наступает намного позже, чем

начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

«»Разделяй и властвуй» лишний пробел – мудрое

правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше».

(И.В. Гёте)

«Закон не знает сословных преступлений, не знает

различий по кругу лиц, в среде коих совершается

его нарушение. Он ко всем равно строг и равно

милостив». (А.Ф. Кони)

3

36.3

36.4

36.5

Правоведение

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

29

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

30


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 31 / 32)

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2015 — 32 / 32)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36, критерий

К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или

раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию

К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям

(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется

0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 36Баллы

К1 Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.1

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт0

представления о его понимании

К2 Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

(с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)

Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по2

усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на

соответствующиепонятия,теоретическиеположения,

рассуждения и выводы

В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не1

связанные между собой и другими компонентами

аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл0

ключевых понятий не объяснён; теоретические положения,

рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не

связанные непосредственно с раскрываемой темой

К3 Качество фактической аргументации

Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие

к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие

о непонимании используемого исторического, литературного,

географического и (или) другого материала, не засчитываются при

оценивании

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым)2

тезису(-ам),почерпнутыизразличныхисточников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов

(истории, литературы, географии и др.), факты личного

социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников

(примеры из разных учебных предметов рассматриваются

в качестве примеров из различных источников)

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт

и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ

Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) пример

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому

тезису

Максимальный балл

1

5

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой

аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован

Минюстом России 03.02.2014 № 31205)

«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо

друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания

экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом…

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных

двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение

в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему

учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется

информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими

экзаменационную работу».

1. Если расхождение составляет 2 или более первичных балла

в оценивании любого из заданий 28–36, то третий эксперт проверяет только

ответы на те задания (из заданий 28–36), которые вызвали расхождение

в оценивании экспертов в 2 или более балла.

2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из

критериев К2 и К3 задания 36 составляет 2 или более балла, то третий

эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по

которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 или

более балла.

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

31

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

32


Свежие документы:  "Азбука питания" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: