10 класс. Учебно-тематический план по курсу «Право» (первый год обучения)
«У Т В Е Р Ж Д А Ю «
«___»_____________20____г.
ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР
МЕЛЕХОВА Л.М.________
Календарно-тематические планирование курса «Право».10 класс (35 часов)
Программа:Баранов П.А. и др. под общей редакцией академика РАО Г.А.Бордовского «Право» 10-11 классы.-М.,ИЦ «Вентана-Граф»,2014.
Учебное пособие: Баранов П.А., Воронцов А.В., Романов К.С.,Право: 10-11 классы: базовый уровень: углубленный уровень.-М.: Вентана-Граф,2014.
2.Формы обучения | 3. Средства обучения | ||||||
1.1. | Изучение нового учебного материала | 2.1. | Беседа | 2.6. | Диспут | 3.1. | Визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы,ИКТ-презентации |
1.2. | Совершенствование ЗУН (формирование УН; целевое усвоение изученного материала) | 2.2. | Лекция | 2.7. | Конференция | 3.2. | Аудиальные: муз.центр, радио. |
3.3. | Аудиовизуальные:телевидение, кинофильмы, ИКТ-презентации. | ||||||
1.3. | Обобщение и систематизация, закрепление знаний (с/р, лаб. Работа, п/р, экскурсия, семинар) | 2.3. | Зачет | 2.8. | Экскурсия, культпоход | 3.4. | Простые: учебники, печатные пособия, картины, модели; |
3.5. | Сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры. | ||||||
1.4. | Комбинированный урок | 2.4. | Экзамен | 2.9. | КВН,викторина, концерт,»бой эрудитов»,турнир | 3.6. | Натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек); |
3.7. | Символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты; | ||||||
1.5. | Контроль т коррекция ЗУН | 2.5. | Консультация | 2.10. | Семинар | 3.8. | Технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. |
Дата проведения | Тема урока и основные вопросы содержания, домашнее задание | Кол-во часов | Средства и формы обучения, тип урока | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | |
1 |
| Урок 1.Введение (с.3-11) 1.Почему нужно изучать правоведение? 2.Какие профессии основаны на знании правовых норм? 3.Какова специфика профессиональной юридической деятельности? 4.Где можно получить высшее юридическое образование? | 1 | Учебник; презентация «Право» | Понимать специфику профессиональной деятельности юристов; общественное отношение к судье, прокурору, адвокату. Приводить аргументы, подтверждающие необходимость юридических знаний для специалистов, профессионально не занимающихся правом. |
Раздел 1. От социальных норм к правовому государству Глава 1. Происхождение государства и права | |||||
2 |
| Урок 2.Социальные нормы (пр.1-2) 1.Где следует искать истоки норм, регулирующих взаимоотношения между людьми? 2.Что такое табу? 3.Какое значение имеют обычаи традиции? 4.Какую роль в жизни общества играют моральные и религиозные нормы? 5.В чем особенности древнейших социальных норм?
| 1 | Учебник; презентация «Право» | Понимать необходимость регулирования отношений людей друг с другом; стремление человечества к справедливости; Осознавать незыблемость социальных норм и причин их изменения; Находить различия одних социальных норм от других.
|
3 |
| Урок 3.Социальные нормы (обобщение и систематизация знаний) (пр.1-2, практикум с. 16-18) | 1 | Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
4 |
| Урок 4.Право и его роль в жизни общества (пр.3) 1.Какие факторы могут определять меру поведения человека? 2.Какова роль права в регулировании общественных взаимоотношений? 3.Каковы признаки и функции права? | 1 | Учебник; презентация «Право», таблицы «Признаки права», «Функции права». | Распознавать признаки права; формулировать основные функции права; выявлять взаимосвязь права и экономического развития общества. |
5 |
| Урок 5.Норма права (пр.4) 1.Что такое норма права. Какова ее структура? 2.Какие существуют виды норм права? |
| Учебник; презентация «Право», УК РФ, ГК РФ, Конституция РФ. | Понимать значение правовой нормы; знать существующие ограничения по применению правовой нормы и существуют ли санкции в нормах-разрешениях. |
6 |
| Урок 6.Право, нормы право (обобщение и систематизация, практикум). Пр.3-4 |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
7 |
| Урок 7.Государство и его формы (пр.5) 1.Что такое государство и каковы его признаки? 2.Какие существуют теории происхождения государства? 3.Каковы формы государства? |
| Учебник; презентация «Право», таблицы «Роль гос-ва в жизни общества», «Основные теории происхождения гос-ва»,схема «Форма государства» | Знать происхождение слова «суверенитет» и является ли оно обязательным признаком государственности. Уметь находить на политической карте мира новые государства; приводить примеры. Ознакомиться с учением древнегреческого философа Аристотеля о формах государственного устройства и уметь соотносить его с современными представлениями об идеальной государственной модели |
8 |
| Урок 8.Взаимосвязь государства и права (пр.6) 1.Каковы древнейшие формы права? 2.Каковы особенности древнейших законов? 3.Может ли государство быть эффективным? |
| Учебник; презентация «Право» | Понимать роль законов и наказаний за их нарушение. Выявлять нормы права, нашедшие отражение в древнейших законах. Объяснять, почему? Анализировать проблему, когда принятые законы не исполняются из-за их неэффективности. |
9 |
| Урок 9.Государство и его формы (обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
10 |
| Урок 10.Происхождение государства и права (контрольно-обобщающий урок) |
| Раздаточный материал с текстом тестовых заданий. | Отработка способностей в решении правовых задач по изучаемой теме. |
Глава 2. Право в сфере общественных отношений | |||||
11 |
| Урок 11. Сущность правоотношений (пр.7-8) 1.Что такое правоотношения? 2.Какова роль государства в правоотношениях? 3.Каковы отличительные черты правоотношений? 4.Кто является участником правоотношений? 5.Что такое объект правоотношений?
|
| Учебник; презентация «Право», схемы «Субъекты правоотношений», «Юридические факты». | Понимать, что является содержанием правоотношений. Знать, что является основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения. |
12 |
| Урок 12. Сущность правоотношений (пр. 7-8) 1.Каковы права и обязанности участников правоотношений? 2.Какие существуют ограничения на участие в правоотношениях? 3.Что такое юридические факты? Какие категории юридических фактов существуют? 4.Какую роль в реализации права играет государство? |
| Учебник; презентация «Право», схемы «Субъекты правоотношений», «Юридические факты». | Разбираться, в каких правоотношениях государство выступает как юридическое лицо. Знать, какие ограничения дееспособности существовали в разные исторические эпохи; чем они были обоснованы. Уметь приводить примеры.
|
13 |
| Урок 13. Сущность правоотношений (обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
14 |
| Урок 14. Источники права (пр.9) 1.Какие существуют источники права? 2.В чем заключаются особенности применения правового обычая и прецедента? 3.Каковы отличительные черты договоров с нормативным содержанием? 4.Что такое закон и каковы его виды? |
| Учебник; презентация «Право», схема «Источники (формы) права», таблица «Виды законов в РФ». | Уметь приводить примеры правового обычая и прецедента как источника права. Объяснять, при каких условиях закон перестает являться источником права; является ли устав школы источником права. |
15 |
| Урок 15. Система права (пр.10) 1.Что такое система права? 2.Каковы элементы системы права? |
| Учебник; презентация «Право», схема «Система права». | Понимать, чем вызвана необходимость разделения права на материальное и процессуальное; Знать, являлась ли «Русская правда» основой системы права Древней Руси. |
16 |
| Урок 16. Источники и система права (обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
17 |
| Урок 17. Правонарушения (пр.11) 1.Что такое правонарушение? 2.Какие существуют виды правонарушений? 3.Что включает состав правонарушения? |
| Учебник; презентация «Право», таблица «Формы вины». | Знать, что такое преступление. Понимать, почему государство определяет, какие поступки относятся к преступным. Уметь объяснять, почему на ряд правонарушений общественность смотрит более снисходительно, чем закон. Понимать, почему в состав правонарушения входит отношение субъекта к своему поступку. |
18 |
| Урок 18. Юридическая ответственность (пр.12) 1.Что такое юридическая ответственность? 2.Каковы виды юридической ответственности |
| Учебник; презентация «Право». | Знать основополагающие принципы юридической ответственности. Понимать, может ли за поступок, соответствующий традициям и моральным нормам общества, наступить юридическая ответственность. |
19 |
| Урок 19. Правонарушение и юридическая ответственность(обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
20 |
| Урок 20. Право в сфере общественных отношений(контрольно-обобщающий урок) |
| Раздаточный материал с текстом тестовых заданий. | Отработка способностей в решении правовых задач по изучаемой теме. |
Глава 3. Становление правовой культуры, гражданского общества и правового государства | |||||
21 |
| Урок 21. Правосознание (пр.13) 1.Какую роль играет законность в регулировании жизни общества? 2.Что такое правопорядок? 3.Что такое правосознание? 4.Что такое правовой нигилизм? 5.Какие существуют виды правосознания? |
| Учебник; презентация «Право», таблица «Уровни и виды правосознания». | Понимать роль воспитания в процессе формирования правосознания. Распознавать методы государственного воздействия на формирование правосознания. Объяснять и приводить примеры, каким образом общество может противостоять правовому нигилизму. |
22 |
| Урок 22. Правовая культура (пр.14) 1.Что называется правовой культурой? 2.Структура правовой культуры. 3.В чем заключаются особенности правовой культуры отдельной личности и общества? 4.каково значение правовой культуры в жизни человека и общества? 5.Каковы основные функции правовой культуры? 6.Каковы пути повышения правовой культуры в российском обществе? |
| Учебник; презентация «Право», схема Структура правовой культуры», таблица «Функции правовой культуры». | Уметь объяснять проявления взаимосвязи общей культуры и права; приводить примеры. Понимать, как правовая культура может влиять на взаимоотношения между людьми; приводить примеры. |
23 |
| Урок 23. Правосознание и правовая культура (обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
24 |
| Урок 24. Демократия и правовое государство (пр.15) 1.В чем заключается сущность демократии? 2.Каковы идейные предпосылки правового государства? 3.Что понимается под правовым государством? 4.Каким образом может быть реализована идея правового государства? |
| Учебник; презентация «Право». | Уметь выявлять связь между гражданским обществом и правовым государством. Понимать, насколько необходим правовому государству аппарат принуждения; уметь приводить примеры и давать самостоятельные обоснования. Знать, какие мыслители развивали идеи правового государства; существуют ли конфликты интересов между различными группами населения в правовом государстве. |
25 |
| Урок 25. Демократия и правовое государство (обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
Раздел 2. Основы конституционного права российск5ой Федерации. Глава 4. Из истории конституционализма в России | |||||
26 |
| Урок 26. Развитие конституционных идей в России (пр.16) 1.Основные этапы развития конституционных идей. 2.Способы введения Конституции. 3.Функции Основного закона. 4.Особенности развития конституционных идей в России. 5.Особенности советских конституций. |
| Учебник; презентация «Право», таблица «Способы введения Конституции», Конституция РФ. | Понимать, является ли появление первых конституций в к. 18 в. этапом развития правового государства. Выявлять особенности эволюции конституционных идей в России. Уметь объяснять, способствует ли созданию справедливого общества конституция, отстаивающая классовые, сословные или групповые интересы. |
27 |
| Урок 27. Конституция Российской Федерации –Основной закон нашей страны (пр.17) 1.Как принималась действующая Конституция России? 2.Структура Конституции России. 3.Главные особенности Конституции России. |
| Учебник; презентация «Право», схема «Возможные причины принятия новой конституции», таблица «Структура Конституции РФ», «Основные вопросы, регулируемые Конституцией РФ». | Уметь сравнивать основополагающие принципы, а также поправки в Конституциях СССР, РСФСР и РФ. Уметь выделять главные идеи, положенные в основу документов. Приводить примеры отличий в структуре Конституции РФ от основных законов советской эпохи. |
28 |
| Урок 28. Развитие конституционных идей в России (обобщение и систематизация, практикум) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
Глава 5. Конституционное устройство и организация власти в Российской Федерации | |||||
29 |
| Урок 29. Основные принципы конституционного устройства (пр.18) 1.Основы конституционного строя России. 2.принципы конституционного строя РФ. 3.Территориально-государственное устройство РФ. |
| Учебник; презентация «Право», таблица «Принципы конституционного строя РФ» | Уметь давать характеристику РФ как демократического, социального и правового государства. Понимать, как содействует закрепление принципа суверенитета народа формированию гражданского общества. |
30 |
| Урок 30. Основные принципы конституционного устройства (продолжение) (пр.18) 1.Организация федеральных органов власти. 2.Реализация принципа народного суверенитета в РФ. 3.Избирательные системы. |
| Учебник; презентация «Право»,таблица «Ограничения, налагаемые принципами федерализма на деятельность органов власти», «Избирательные системы» | Знать, что такое светское государство. Понимать и распознавать формы государства: форму правления, политический режим и государственное устройство. |
31 |
| Урок 31. Президент Российской Федерации (пр.19) 1.Глава Российского государства. 2.Выборы и вступление в должность Президента РФ. 3.Каковы функции Президента РФ и какими полномочиями для их выполнения он наделен? |
| Учебник; презентация «Право», таблица «Функции Президента РФ». | Знать, в каких государствах существует пост президента. Использовать дополнительные источники для выяснения, какие существуют ограничения на занятие поста президента в разных странах. Уметь объяснять, правомерны ли обращения граждан к Президенту РФ по поводу своих бытовых проблем и нужд; имеет ли право Президент РФ право игнорировать подобные обращения. |
32 |
| Урок 32.Законодательная власть в Российской Федерации (пр.20) 1.Как называется парламент РФ? 2.Функции Федерального Собрания РФ. 3.Структура Федерального Собрания РФ. 4.Условия роспуска Государственной Думы РФ. |
| Учебник; презентация «Право», таблица «Федеральное Собрание и его функции». | Знать древнейшие представительные органы власти и их сохранившиеся особенности. Знать структуру Федерального Собрания РФ; основные должности, а также обязанности депутатов. Понимать, что может являться критерием для определения формы правления как президентской, так и парламен6тской республикой. |
33 |
| Урок 33. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации (пр.21) 1.Роль Правительства России в системе государственной власти. 2.Условия формирования Правительства РФ. 3.В каких случаях прекращаются полномочия правительства РФ? |
| Учебник; презентация «Право», схема «Судебная система РФ». | Знать основные законодательные инициативы Правительства РФ. Понимать, как согласно Конституции РФ взаимодействуют между собой исполнительная и законодательная власть. |
34 |
| Урок 34. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации (продолжение) (пр.21) 1.Роль судебной власти в РФ. 2.Особенности конституционного судопроизводства в РФ. 3.Полномочив Верховного Суда РФ. 4.Особенности арбитражного судопроизводства. 5.Гарантии беспристрастного судопроизводства и принципы деятельности судебных органов власти. 6.Роль органов прокуратуры в системе государственной власти России.
|
| Учебник; презентация «Право», таблица «Общие принципы деятельности органов судебной власти». | Знать, как в соответствии с Конституцией РФ разграничены полномочия федеральной власть и субъектов РФ. Объяснять, какие требования предъявляются к судьям Конституционного Суда РФ и чем они обусловлены. Приводить примеры работы органов прокурорского надзора. Объяснять, в чем состоит особое положение прокуратуры в структуре органов государственной власти. |
35 |
| Урок 35. Конституционное устройство и организация власти в Российской Федерации (обобщение и систематизация, практикум к пр. 18-21) |
| Раздаточный материал с текстом практикума. | Уметь давать самостоятельные формулировки ответов на вопросы к тексту; готовить и выступать с презентациями; раскрывать смысл тематических цитат в форме эссе, формулировать собственную точку зрения. |
|
|
|
|
|
|