Календарно – тематическое планирование по обществознанию
Класс – 10
Количество часов – всего 105
Программа « Обществознание 10 — 11 класс», Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И.,
М. «Просвещение», 2011г.
Учебник «Обществознание 10 класс», Боголюбов Л.Н., ЛазебниковаА.Ю.,
М. «Просвещение», 2013г.
Учитель – Пономаренко Т.А.
Пояснительная записка
по обществознанию
(профильный уровень)
10 класс
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 час в неделю.
Цели и задачи курса обществознания в средней школе.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной > в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
— исследование реальных связей и зависимостей;
— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— владение навыками редактирования текста;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Тема урока | Кол-во часов | Дата
| Тип урока
| Элемент содержания
| Характеристика основных видов деятельности | Приемы и методы работы | Оборудование использование ИКТ ТСО | |||
Социально-гуманитарные знания и профессиональная подготовка (12 ч) + 6 ч из резерва | ||||||||||
1
2
3 | Наука и философия Естественно-научные и социально-гуманитарные знания
Классификация социально-гуманитарных наук
Специфика философского знания |
1 час
1 час
1 час |
|
Изуч. нового
Практикум
К
|
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога |
Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных, уметь классифицировать группы социально — гуманитарных наук , уметь осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами;
|
Проблемная беседа. Дискуссия Творческая работа Дискуссия: «Можно ли познать общество, в котором живешь»?
|
Презентация «Философия и наука» таблица « Общее и отличия методов изучения человека и общества в различных социальных науках и в философии».
| ||
4
5
6
7
| Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях Мифологическое сознание древнего человека.
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.
Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».
Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
|
1 час
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К
К |
Архаические представления о мире. Особенности мифологического сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности
|
Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать,
| Проверка творческого задания, формулирование собственных заключений и оценочных суждений, анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
Презентация «Древние мыслители», творческие проекты учащихся
Презентации: «Философия Античности»
| ||
8
9
10
11
12
| Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и государство: новый взгляд
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление общественных наук. Философские искания XIX века
Справедливое общество и пути к нему
|
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К
К
К
|
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе; политика и государство: новый взгляд; просвещение: вера в разум и прогресс; становление общественных наук; справедливое общество и пути к нему; марксистское учение об обществе; социально-философская мысль ХХ в.
|
Знать, характеризовать и анализировать средневековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человека в Новое и Новейшее время. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных | Проблемная беседа, устный опрос, проверочная работа, тестовый контроль дискуссия
|
презентация «Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время» Учение К. Маркса о способе производства, прибавочной стоимости, современные теории в обществознании | ||
13
14 | Из истории русской философии
Русская философская мысль XI – XVIII века
Философские искания XIX века |
1 час
1 час |
|
К
К |
Русская философская мысль XI – XVIII вв.; философские искания XIXв.; цивилизационный путь России: продолжение споров. |
арактеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века, уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии
| Работа с учебником и документами, анализ документов, систематизация данных, работа в группах |
| ||
15
16
17
18 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор. Общественные потребности и мир профессий.
Мотивы выбора профессии
Особенности профессий социально-гуманитарного профиля.
Обобщающий урок по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
|
1 час
1 час
1 час
1 час
|
|
К
К
К
Обобщ
|
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Обобщить и систематизировать знания по теме. |
Знать особенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля, характеризовать основные профессии социально-гуманитарного профиля.
| Проблемная беседа, дискуссия, творческие проекты учащихся Практикум | анкеты, презентация «Моя профессия» тест «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
|
Общество и человек (20 часов) + 8 часов из резерва
Происхождение человека и становление общества Наука о происхождение человека.
Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
|
1 час
1 час |
|
Изуч. нового
Практикум |
Теории происхождения человека и становления общества, особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.
|
Знать и характеризовать теории происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции.
| Лекция с элементами проблемной беседы, устный опрос, творческие проекты |
Примерные темы проектов. *Общество. Пути его формирования * Человечество. Его социальность и связь с культурой * Культура, культурное творчество. |
| |||||||||||||
21
22
23
| Сущность человека как проблема философии.
Человек — биосоциальная система.
Мышление и деятельность. Мышление и язык. | 1 час
1 час
1 час
|
| К
К
К | Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык.
| Уметь анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | фронтальный опрос, беседа, работа с таблицей, схемой | Таблицы, схемы, презентация «Сущность человека как проблема философии».
|
| ||||||||||||
24
25 | Общество и общественные отношения.
Общественные отношения.
| 1 час
1 час |
| К
К
| Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.
| Знать понятия: общество, социум, общественные отношения, развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов; устанавливать соответствие | Лекция с элементами проблемной беседы | Схемы, таблицы, документы |
| ||||||||||||
26
27
28 | Общество как развивающаяся система.
Системный подход к обществу.
Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
Изменчивость и стабильность.
|
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К
|
Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость т стабильность. Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция» |
Знать понятия: социальная система, её структура, развивать умения систематизации изученных фактов; переведения социальной информации из одной знаковой системы в другую, уметь: анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. | Работа с текстом, устный опрос, работа с учебником и документами |
Презентация «Сферы общественной жизни» | |||||||||||||
29
30
31
32
33 | Типология общество
Традиционное общество.
Становление индустриального общества.
Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.
Восток и Запад в диалоге культур. |
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К
К
К |
Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.
|
Характеризовать типы обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и сициально-конкретного уровней осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. |
Лекция с элементами проблемной беседы, работа с учебником и документами, проблемная беседа. дискуссия, выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
|
Сообщения учащихся
| |||||||||||||
34
35
36
37 | Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории. Теория локальных цивилизаций.
Теория общественно-экономических формаций.
Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. |
1 час
1 час
1 час 1 час |
|
К
К
К К |
Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Учения философов о цивилизационном подходе |
Уметь анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. |
Лекция с элементами проблемной беседы практикум |
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию | |||||||||||||
38
39
40 | Исторический процесс.
Типы социальной динамики.
Факторы изменения социума. Участники исторического процесса. |
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К |
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Философия истории. Исследовать факторы изменения социума Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.
|
Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней, уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами | Лекция с элементами проблемной беседы, проверочная работа |
Презентация «Типы социальной динамики» | |||||||||||||
41
42
43
| Проблема общественного прогресса.
Прогресс и регресс.
Критерии прогресса.
Многообразие путей и форм общественного развития. |
1 час
1 час
1 час
|
|
Изуч. нового
К
К |
Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей форм общественного развития. Историческая альтернатива
|
Знать и характеризовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.
| Тест с разноуровневыми заданиями Проблемная беседа. Дискуссия |
документы, высказывания философов | |||||||||||||
44
45
46
|
Свобода в деятельности человека.
Свободное общество.
Зачет по теме «Общество и человек»
|
1 час
1 час
1 час
|
|
К
К
Обобщ.
|
Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество. Проблема «деиндиви-дуализации», «предопределения»
|
Знать и характеризовать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соотносить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора. Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; | фронтальный опрос, дискуссия. работа в группах, творческие выступления учащихся |
тест «Общество и человек»
| |||||||||||||
Деятельность как способ существования людей (8 часов) + 4 часа из резерва | |||||||||||||||||||||
47
48
49
| Деятельность людей и ее многообразие. Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
Виды деятельности.
|
1 час
1 час
1 час
|
|
К
К
К |
Деятельность человека: сущность и структура деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. |
Знать и характеризовать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности. Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия | Лекция с элементами проблемной беседы Практикум |
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию | |||||||||||||
50
51 |
Содержание и формы духовной деятельности.
Создание и освоение ценностей.
Духовная жизнь общества. |
1 час
1 час |
|
К
К |
Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Анализ особенностей духовной деятельности
|
Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.
|
анализ документов, давать ответы на вопросы, работа с таблицей |
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию
| |||||||||||||
52
53
54
| Трудовая деятельность. Труд как вид человеческой деятельности.
Человеческий фактор производства.
Социальное партнерство. |
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К |
Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Исследовать перспективы развития социального партнерства в России. Резюме Социальное партнерство.
|
Знать и характеризовать сущность и особенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства.
| творческие работы учащихся |
Презентация «Трудовая деятельность» | |||||||||||||
55
56
57
58 |
Политическая деятельность Политика как деятельность.
Власть и властная деятельность.
Легитимность власти.
Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» |
1 час
1 час
1 час
1 час |
| К
К
К
Обобщ |
Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть.
|
Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений, уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе
| Проблемная беседа, дискуссия, самостоятельная работа, тестирование | тест «Деятельность как способ существования людей» | |||||||||||||
Сознание и познание (14 часов) + 4 часа из резерва | |||||||||||||||||||||
59
60
61
62 | Проблемы познаваемости мира
Бытие и познание.
Познание как деятельность.
Чувственное познание: его возможности и границы.
Сущность и формы рационального познания. |
1 час
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К
К
|
Бытие и познание. Познавательность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.
|
Знать и характеризовать познавательную деятельность, обсудить проблему познаваемости мира, уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Проблемная беседа, дискуссия, работа с текстом, лекция с элементами проблемной беседы |
Презентации учащихся | |||||||||||||
63
64 | Истина и ее критерии Свойства и критерии истины
Виды истины |
1 час
1 час |
|
К
К |
Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение.
|
Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; | Лекция с элементами проблемной беседы |
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию
| |||||||||||||
65
66
67 | Многообразие путей познания мира Миф и познание мира.
Народная мудрость и здравый смысл.
Познание средствами искусства. |
1 час
1 час
1 час
|
|
К
К
К
|
Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства.
|
Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия |
Работа с текстом, фронтальный опрос, творческая работа, создание проектов
|
Проекты учащихся | |||||||||||||
68
69
70
71
72
73
74
75
76 | Научное познание. Особенности и уровни научного познания.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание
Научные познания природы и человека
Социальные науки и гуманитарное знание. Знание и сознание.
Что такое сознание. Сознание индивидуальное и общественное.
Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и развитие личности.
Развитие самопознания и формирование личности.
Обобщающий урок по теме «Сознание и познание» |
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
|
|
К
К
К
К
К
К
К
К
К |
Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания..
Сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание.
Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.
Закрепить знания, умения и навыки |
Характеризовать сущность и особенности научного познания, методологию научного мышления, методы научного познания.
Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденные
Знать и характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя, уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично | Лекция с элементами проблемной беседы Работа с текстом, фронтальный опрос, творческая работа, создание проектов
Работа с текстом, фронтальный опрос, творческая работа, создание проектов
|
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию
Презентация «Знание и сознание»
тест | |||||||||||||
Личность. Межличностные отношения (26 часов) + 2 часов из резерва | |||||||||||||||||||||
77
78
79 | Индивид, индивидуальность, личность. Понятие «личность».
Индивид и индивидуальность.
Структура личности. |
1 час
1 час
1 час |
|
Изуч. нового
К
К |
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности |
Знать и характеризо-вать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личнос-ти.
| Лекция с элементами проблемной беседы, дискуссия |
Презентация «Структура личности» |
Общение как обмен информацией. Коммуникация или общение.
Средства общения. |
1 час
1 час |
|
К
К |
Коммуникация или общение. Средства общения. Невербальное общение. Особенности общения в современном мире.
|
Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, | Практические задания, ответы на вопросы |
| |
87
88
89 | Общение как взаимодействие.
Особенности общения в современном мире.
Стратегия взаимодействия в процессе общения. Общение в юношеском возрасте. |
1 час
1 час
1 час |
|
К
К
К |
Две стороны взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общение. Общение в юношеском возрасте. |
Знать и характеризовать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.
| Работа с текстом учебника, документами, выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями |
Презентация «Особенности общения» |
90
91 | Общение как понимание
Стереотипы и «эффекты восприятия». | 1 час
1 час |
| К
К
| Восприятия. Как происходит восприятие. Стереотипы и эффекты восприятия.
| Знать и характеризовать процесс общения как процессы взаимо-восприятия, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия. | Проблемная беседа, дискуссия |
|
92
93 | Малые группы. Классификация малых групп.
Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития.
| 1 час
1 час |
| К
К | Малая группа. Какими бывают группы. Референтные группы. Межличностные отношения в группах. Интеграции в группах разного уровня развития.
| Знать и характеризовать отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.
| Работа с текстом учебника, документами, практикум | Схемы, таблицы Презентация «Классификация малых групп» |
94
95
| Межличностная совместимость.
Групповая сплоченность.
| 1 час
1 час
|
| К
К
| Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость.
| Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе. | Практические исследования уровня сплоченности коллектива | Анкеты, тесты |
96
97
| Групповая дифференциация и лидерство. Положение личности в группе.
Взаимоотношения в ученических коллективах. |
1 час
1 час |
|
К
К |
Межличностная совместимость. В чем выражается групповая сплоченность. Конформость. Комбинированный урок
|
Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе. | Лекция с элементами проблемной беседы |
Схемы, таблицы, поурочные разработки по обществознанию
|
98
99 | Семья как малая группа. Особенности семьи как малой группы.
Психология семейных отношений. Воспитание в семье. |
1 час
1 час |
|
К
К |
Особенности семьи как малой группы. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье. |
Знать и характеризовать семью как малую группу, познакомиться с психологией семейных отношений | Проблемная беседа, дискуссия |
Презентация «Семейные отношения» |
100
101 | Антисоциальные и криминальные группы. Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах.
Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. |
1 час
1 час |
|
К
К |
Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Криминальные группы.
|
Знать и характеризовать антисоциальные группы, проанализировать явления «дедовщины», задуматься над опасностью криминальных групп.
| Практикум, проблемная беседа, творческие проекты учащихся |
|
102
103 | Конфликт в межличностных отношениях. Структура и динамика межличностного конфликта.
Поведение личности в конфликте |
1 час
1 час |
|
К
К |
Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты.
|
Знать и характеризовать сущность и природу конфликта, рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта. | Практические задания, ответы на вопросы |
Презентация «Межличностные конфликты» |
104 | Обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения» | 1 час |
|
| систематизации и формирования умений и навыков |
| Тестирование | Тест «Личность. Межличностные отношения» |
105 | Резервный час | 1 час |
|
|
|
|
|
|