Классный час «Азбука нравственности»
Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.
Задачи:
— знать о категориях добра и зла;
— развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;
— воспитывать культуру общения друг с другом.
Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.
Форма проведения: поисковые, дискуссионные.
Ход урока:
1.Организационная часть. слайд1.Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
— Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на классном часе «Азбука нравственности». Слайд 2., 3., если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает с азбуки, букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в классном коллективе, обществе, правила общения друг с другом нужно знать, также знать категории добра и зла.
— Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? Слайд 4. Выберите те качества характера, которые присущи вам.
-Какая я Личность?
— творческая
-милосердная
— справедливая
— честная
— целеустремленная
— вежливая
— умная
— доброжелательная
— доверчивая
— трудолюбивая
— спокойная
— злая
— мечтательная
-слабая
— терпеливая
— расчетливая
— агрессивная
— Это качества личности определяющие поведение.
— Что такое “Нравственность” Слайд 5. Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.
— Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!
— Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.
— Что такое поведение? Слайд 6Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.
— Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало — подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают.
Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда;
— Как вы думаете что такое Слайд 7 “совесть”? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.
— Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?
а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
д. Или…
2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?
а. Добросовестно выполните поручение;
б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
г. Найдете повод для отказа;
д. Или…
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
д. Или …
4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?
а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
д. Или …
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
г. Сделаете вид, что вас это не касается;
д. Или …
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?
а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
— Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.
— Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.
-слайд 8.скоро наступит зима, мы будем ловить крупные снежинки представьте у вас в руках снежинки в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство — ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята.
— И в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” Слайд 9 неизвестного автора: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
—Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
—Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
— Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
— Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.
— Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
— Ребята, кто скажет, что такое добро?
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это — все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Слайд 10. Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Слайд 11 .Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
— Вы согласны с этим высказыванием?
— Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)
— Слайд 12. Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Слайд 13.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела красят человека.
Делай добро и жди добра.
Доброе дело без награды не остаётся.
Добрые дела дороже богатства.
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте — это доброе слово.
— Ребята, как вы думаете: А легко ли быть по — настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.
— А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)
Слайд 14. Золотое правило нравственности:
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Слайд 15. Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не сверши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
— Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Итог занятия: вот такие элементарные правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.
— Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
— Что вам больше всего запомнилось?
— Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы. Слайд 16.
Используемая литература:
Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
Конвенция о правах ребенка. 1989.
Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.
Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.
Интернет – ресурсы.
Песня «Снег кружится».
Песня «В мире доброты».