МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ГОРОДА ИСИЛЬКУЛЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Классный час для 6 класса
по теме «День правовых знаний»
Учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 2»
г. Исилькуля Омской области
Григорьева Лилия Валерьевна
Учитель: Уполномоченный по правам ребёнка П. Астахов предложил 1 сентября провести в школах День правовых знаний. Сегодня мы поговорим о ваших правах – правах детей.
Ребята инсценируют сказку «Как Светик появилась на свет».
Ранним весенним утром, когда все на земле ещё спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку.
— Почему ты такая бледная? – спросил луч.
— Потому что я не настоящая девочка, а мечта, — ответила малышка.
— Чья мечта? – удивился луч.
— Мама и папа мечтают обо мне во сне, — объяснила девочка.
— Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч.
— Я исчезну, когда мама и папа проснутся, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, — заплакала девочка.
— Не плачь, — попросил луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.
Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала розовая крохотная малышка и громко плакала: «Мама! Мама!»
Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на руки, крепко прижала к себе и воскликнула:
— Я слышу, как стучит её сердечко!
— Дай и мне послушать, — попросил папа.
Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал:
— Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко!
— Дай мне подержать мою дочурку, — попросил папа.
— Только осторожнее, — ласково сказала мама.
— Не бойся, — усмехнулся папа, — у меня сильные руки.
— Это самая красивая девочка в мире, — радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики.
Вдруг к ней пришла тревожная мысль.
— Чья эта чудесная малышка? Как она здесь появилась?
— Может, аист принёс? – задумчиво произнёс папа.
— Не говори глупостей, мы живём в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли.
— Неважно, откуда появилась эта малышка, главное – это новая жизнь. Каждый ребёнок имеет право на жизнь, — торжественно произнёс папа, и мама с ним согласилась. Учитель: Ваши родители тоже мечтали о появлении на свет своего ребёнка. И ваше рождение для них – самое важное и счастливое событие в их жизни. Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром. Это еще очень недавно!
В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах.
И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка.
В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей. (Слайд 1, 2)
Какие же права имеют дети? (Дети знакомятся с правами ребёнка с помощью презентации.)
Дети имеют право на защиту от дискриминации. (Слайд 3)
Все дети имеют право на жизнь. (Слайд 4)
Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства. (Слайд 4)
Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке. (Слайд 5)
Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. (Слайд 6)
Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. (Слайд 7)
Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации. (Слайд 8)
В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу. (Слайд 9)
Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет. (Слайд 10)
Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. (Слайд 11)
Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. (Слайд 12)
Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. (Слайд 13)
Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. (Слайд 13)
Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками. (Слайд 14)
Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования. (Слайд 15)
Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств. (Слайд 16)
Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались?
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными. (Слайд 17)
И по сей день ребенка бросают, когда он помеха. Растет число внебрачных, подкинутых, беспризорных, эксплуатируемых, развращаемых, истязуемых детей. Между прочим, благополучие ребенка во многом зависит от родителей. О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц.
Если вы родители –
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители –
Прощатели,
Любители,
Если –
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы
Не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители –
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители –
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То – знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
М.Шварц.
Ответственность по защите прав ребёнка возлагается и на государство. (Слайд 18)
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН.
Поэтому понятно, что необходимо и детям, и родителям получить знания в области прав ребенка. Очень важно уметь отстаивать свои права.
Викторина.
В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И, связав её , живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребёнка?
Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка.
Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в окиян –
Так велел де царь Салтан.
Какое право было нарушено?
Ответ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь.
Кто в сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? Имел ли он на это право?
Ответ: Ребёнок имеет право на своё собственное мнение.
«Сейчас же отопри дверь, — прорычал Волк, — а то я её выломаю!» — «Дом поросёнка – это его крепость», — сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.
Какое право было нарушено Волком?
Ответ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.
Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и этого гадкого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали, били, гнали отовсюду… Какое право было нарушено?
Ответ: Ребёнок не обязан быть, «как все».
«Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во дворце появилась злая ведьма.
— Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она королю и королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт.
Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила?
Ответ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они не совершили.
В какой сказке нарушено право на развлечения и отдых?
Ответ: «Золушка».
Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?
Ответ: Правом на бесплатное образование.
Учитель: Почему так важно учиться? Что может дать вам хорошее образование?
(Ребята высказывают своё мнение.)
Учитель: Какие поговорки о знаниях вы знаете?
(Ребята называют.)
Учитель предлагает послушать мудрые пословицы разных народов.
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. (Русская пословица)
Сперва аз да буки, а потом науки. (Русская пословица)
Звезды явятся — небо украсят, знания появятся — ум украсят. (Монгольская пословица)
Диплом имеет, а дела не разумеет. (Русская пословица)
По ученику и об учителе судят. (Русская пословица)
В науку нет коротких путей. (Японская пословица)
Учи других и сам научишься. (Русская пословица)
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (Русская пословица)
Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (Казахская пословица)
Человек неученый — что топор неточёный. (Русская пословица)
Повторенье — мать ученья. (Русская пословица)
Не выучит школа, выучит охота. (Русская пословица)
Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (Персидская пословица)
Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Русская пословица)
Спросить — минутный стыд, не спросить — стыд на всю жизнь. (Японская пословица)
Учитель: Все дети в нашей стране могут получить образование. Именно поэтому пришли сегодня в школу.
Задорной песней лето отзвенело,
И золотая осень началась.
Скорей, друзья, у вас немало дел,
Вас ждет залитый солнцем школьный класс.
Вы побывали в лагере, в походах,
Окрепли, повзрослели, развились —
Позвольте вас поздравить с новым годом,
С учебным годом — новым шагом в жизнь!
Пусть каждый школьный день пройдет недаром,
Вам надо много, очень много знать,
Чтоб стать такими, как герой Гагарин,
Чтоб глубь Земли и Космос покорять!
Источники информации:
https://vio.uchim.info/Vio_33/cd_site/articles/art_2_3.htm
http://ostrovskogo.ok.net.ua/ung.htm
https://ksb.glstar.ru/biblkrok.htm
7