Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Классный час для 7 класса
на тему:
«Настоящий друг»
Подготовила:
учитель музыки,
классный руководитель 7в класса
И. И. Ариткулова
г. Новомосковск
2012 год
Тема классного часа: «Настоящий друг».
Цели:
— углубить представление подростков о дружбе;
— формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надёжность, верность, обязательность, взаимовыручка;
— способствовать развитию критического отношения к себе;
— пробуждать подростков к анализу собственных поступков;
— прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Подготовительная работа:
Предложить обучающимся подготовить краткие высказывания на тему: «Расскажи о своем друге».
Подготовить стенгазету «Мой друг».
Оборудование: косынка или шарф ля игры «Знаешь ли ты своего друга?» (нужно будет завязать глаза участнику).
Оформление: на перемене перед классным часом написать на доске изречения и слова.
— Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
— Товарищ, знакомый, друг, приятель…
— Друга иметь – себя не жалеть.
— Друг познаётся в беде.
— Друга на деньги не купишь.
— Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
План классного часа:
Вступительное слово классного руководителя.
Проблемная ситуация «Как выбрать друга?».
Незаконченные предложения по теме: «Друг – это тот…».
Интервью «Расскажи о своём друге».
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Игра «Знаю ли я своего друга?».
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?».
Подведение итогов (рефлексия).
(Звучит музыка. № 5528)
1.Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не выжить. Иметь друга – великое благо.
2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа (читает рассказ).
«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетёра». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроём бегали на тренировки в бассейн, втроём болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и туже девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придётся выбирать с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженным в кафе. Иногда они вдвоём прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита», да ещё и выигрывают деньги. Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном – и Мишка старался подражать ему во всём.
Ну, а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах, да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
1. Как вы думаете: нужно Мишке прекратить дружбу с Олегом? Если да, то почему? Примерный ответ. Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет. У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
2. Как вы считаете: Олег из этих трех друзей думает о каждом из них или… Примерный ответ. Олег плохой друг, он думает только о себе.
3. Зачем критикует Денис Мишку? Примерный ответ. Денис критикует Мишку, значит, желает ему добра.
4. Кто из трех друзей легко поддавался чужому влиянию? Примерный ответ. Мишка легко поддаётся чужому влиянию.
5. Если Мишка будет находиться под влиянием Олега, у которого есть пагубная привычка – играть в автоматах, то, как вы думаете, кем в последствии может стать Мишка? Примерный ответ. Если Мишка будет дружить с Олегом, то он может стать игроманом.
6. Какой совет вы бы могли дать всем трём друзьям? Примерный ответ. Дружбу необходимо сохранить, сесть, поговорить и помочь другу, указав на негативные поступки каждого из них.
3. Незаконченные предложения по теме: «Друг – это тот …»
Классный руководитель. Что ж, мы выслушали различные мнения. Я предлагаю вам послушать мнение советского композитора и певца Владимира Высоцкого «Кого действительно можно назвать настоящим другом».
(Звучит песня «Песня о друге»)
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг – а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни – рискни! –
Не бросай одного его,
Пусть он в связке одной с тобой –
Там поймёшь, кто такой.
Если парен в горах – не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,
Значит рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони,
Вверх таких не берут, и тут
Про таких не поют.
Если он не стонал, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Классный руководитель. У меня возник к вам вопрос: «Кто же такой, по-вашему, мнению – настоящий друг?» Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг – это тот…»
Примерные ответы обучающихся.
— С кем можно поплакать и помолчать.
— Кто может выслушать в трудную минуту.
— Кто останется верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
— Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
— Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
— Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
— Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
— Кто не ждёт от тебя никакой выгоды.
— Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Классный руководитель. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы найти такого друга. (Обучающиеся поднимают руки).
4. Интервью «Расскажи о своём друге»
Классный руководитель. А у вас есть настоящий друг? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге. Что вас связывает? Что в нём вас привлекает?
Примерные ответы обучающихся.
— Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.
— Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.
— Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим еще с детского сада, дружат наши родители.
— Дружу с (имя, фамилия). Живем в одном дворе, связывает спорт.
— Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.
— Дружу с (имя, фамилия). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы, обсуждаем наряды звезд.
5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
Классный руководитель. Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг).
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его поизносят).
— О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать (знакомый).
— О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете (приятель).
— Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете (товарищ).
— О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете (друг).
6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Классный руководитель. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает). Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация № 1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжёлый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»).
Ситуация № 2. Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «Скорую помощь» и скажу: «Друг познаётся в беде»).
Ситуация № 3. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь»).
Классный руководитель. Ну, а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает». В каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Обучающиеся приводят 2-3 гипотетических ситуации).
7. Игра «Знаю ли я своего друга?»
Классный руководитель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
(Две-три пары поднимают руки. Подбираю пары заранее).
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
(Друзья выходят к доске, класс им аплодирует).
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем второго. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы). Участники готовы, начинаем игру. (Учитель задаёт вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает).
— Какой урок у него любимый?
— Чем увлекается в сводное время?
— Какое время года у него любимое?
— Какой вид спорта любит?
— Любимое блюдо.
— Кем хочет стать, когда вырастет?
— Какого цвета у твоего друга глаза?
— Какое животное друг хотел бы иметь дома?
— Какие книги любит читать?
Ну что ж, как видим (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя). (Игра повторяется).
Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
Вариант: «К сожалению, (имя) не совсем знает, какими интересами живёт (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга».
(Участники садятся на свои места).
8. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный руководитель. «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу В. Даль в своём знаменитом Толковом словаре. И не случайно в словаре этическом на первом месте стоит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбы нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надёжные друзья. Друзья на всю жизнь.
И в заключении нашего классного часа я предлагаю всем вместе исполнить песенку: «Если с другом вышел в путь…» (№ 5555).