ГОУ СОШ № 184
Никулина Т.В. – учитель истории, обществознания и права.
Классный час для 7 классов
«Права несовершеннолетних»
Цели:
– повышение уровня правовой культуры обучающихся;
– формирование мотивов к активному изучению прав ребёнка.
Форма проведения: групповая работа.
Оборудование: адаптированный текст Конвенции прав ребёнка; текст — отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька, презентация по теме классного часа.
Учитель: Определяет цели и задачи классного часа. Прежде чем начать нашу с вами работу мне хотелось бы вам напомнить, что открыто о правах ребёнка заговорили лишь в 20 веке. Эта работа была вызвана последствиями мировых конфликтов, в которых пострадало огромное количество детей, они стали невинными жертвами кровопролитных войн. Впервые в 1917 году русским педагогом Константином Вентцелем была разработана и опубликована первая в мире «Декларация прав ребёнка», в которой заявлялось о правах детей на жизнь, образование, защиту, свободу. В 1919 году при Лиге Наций впервые создаётся «Комитет по охране детства». В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребёнка для обеспечения охраны здоровья и защиты прав детей. В 1946 году ООН создаёт фонд помощи детям всего мира –Unicef, главной задачей которого была помощь европейским детям, на себе ощутившим последствия Второй мировой войны. 20 ноября 1954 года ООН принимает один из самых важных документов в истории защиты прав детей — Декларация прав ребёнка. А 20 ноября 1989 года – Конвенцию прав ребёнка. Начиная, с 1954 года Генеральная Ассамблея ООН, рекомендовала всем странам мира ввести в практику празднование Всемирного дня ребёнка.
Разминка. Группам предлагается ответить на вопросы.
1. Как называется международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые его подписали? (конвенция)
2. Как называется главный документ в области прав ребенка? (Конвенция о правах ребенка)
3. Как определяет Конвенция человека, не достигшего 18-летнего возраста? (ребёнок)
4.Как в современной юридической практике трактуется понятие «человека, не достигшего 18-летнего возраста»? (несовершеннолетний)
5. На кого, по вашему мнению, возлагается ответственность за защиту прав и интересов детей?
(на государство и родителей)
Работа с источником. Каждой группе обучающихся определяется 8 статей Конвенции, после прочтения и обсуждения участники группы заполняют схему, заранее подготовленную учителем:
После заполнения схемы каждая группа обучающихся представляет результаты своей работы.
Учитель: подводит результаты работы групп.
Группам предлагается прочитать отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька». Определите, были ли нарушены права несовершеннолетнего Ваньки Жукова? Какие права были нарушены? В чём это проявилось?
«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. «…». Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. «…». А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем (ремнем) за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай…
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу… добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…»
Рефлексия классного часа:
1.Что мы сегодня делали на классном часе?
2.Что нового вы узнали?
3.Каковы результаты нашей работы?
4.Работа в группе помогала или мешало вам?