Открытый классный час на тему:
«Темперамент и характер человека»
КЛАСС: 8
ЦЕЛЬ:
изучение межличностных отношений через особенности темперамента каждого учащегося.
ЗАДАЧИ:
Выявить характер взаимоотношений в классе, а также место каждого в системе личностных связей.
Познакомить с происхождением популярной типологии темперамента.
Составить у учащихся представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.
Сопоставить понятия «темперамент» и «характер», выявить их различия.
Пополнить словарный запас детей.
Сплотить коллектив в результате совместного изучения личностных особенностей учащихся.
Выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников.
Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.
ОБОСНОВАНИЕ: Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологические знания на практике. Поэтому я решила провести классный час в виде беседы с элементами психологического тренинга.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
компьютер;
компьютерная презентация;
мультимедийный проектор;
видеофрагменты;
тестирование.
Вступительная беседа.
Слайд 1.
Учитель:
Здравствуйте! Ребята, давайте начнем наш классный час с небольшого задания. Мы выполняли похожие задания на уроках здоровья.
Давайте построимся по росту, по размеру обуви, по именам, по датам рождения, по длине имен. Ребята, вы видите, что все мы разные, что каждый человек занимает разное место в зависимости от того, по какому признаку производится расстановка.
Для второго задания мне нужны 5 человек. Четыре человека выходят за дверь, а один остается. Передать нужно следующую информацию:
заходила Саяна Батуевна. Она просила передать, что бы все стояли точно по своим постам, иначе будем дежурить еще неделю. Особенно хорошо дежурить в столовой, подмести пол, не оставлять крошки на скамейках. Кто-то забыл синюю футболку с надписью в рекреации на диване, ее срочно нужно забрать. Татьяна Арьяевна на смену не выйдет, она уехала в город в поликлинику. И ключ от бытовой на вахте. Медиа часа сегодня не будет, так как нет ноутбука, поэтому Тахинаев Вова должен подойти к Саяне Батуевной за мячом для спортчаса.
Все по-разному воспринимают информацию. Потому что все мы разные! У каждого свой характер.
Тема нашего классного часа: «Темперамент и характер человека».
Слайд 2.
Учитель:
Посмотрите на картинку.
– Что вы видите? (разных людей)
– Чем они отличаются друг от друга? (одни — веселые, другие — серьезные, задумчивые, удивленные,…)
– От чего это зависит? (от их настроения)
– А что такое настроение? Что означают слова «у меня хорошее настроение” или «мне грустно?” Почему одни люди всегда улыбаются, а другие – грустят? (они разные по характеру)
– А что определяет характер человека? (его темперамент)
Слайд 3.
Учитель:
Все люди очень разные… Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.
Одни от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей — темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.
Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.
Для этого мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.
Слайды 4-5
Учитель:
Обратите внимание на эпиграфы, они помогут нам понять главную цель нашего занятия.
Самое первое и
самое главное в жизни –
это стараться
владеть самим собой.
В.Гумбольдт
Темперамент идет
впереди мысли.
Это плохо.
Надо поставить мысль
впереди темперамента.
К.С.Станиславский
Изучение теоретического материала.
Слайд 6.
Учитель:
Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ (в роду которого было 17 поколений врачей) создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.
Общая психология. Темперамент.
Слайд 7.
Учитель:
Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком.
Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.
Видеофрагмент № 2
Классификация темпераментов по Гиппократу.
Слайд 8.
Учитель:
Темперамент и свойства нервной системы
Краткая характеристика | Свойства нервной системы по Павлову | Выдающиеся личности | |
Флегматик | Работоспособный Малоэмоциональный Надежный Спокойный Серьезный | Сильный Уравновешенный Малоподвижный | Кутузов Крылов Ньютон |
Сангвиник | Активный Энергичный Жизнерадостный Легкомысленный Беззаботный | Сильный Уравновешенный Подвижный | Наполеон |
Холерик | Очень энергичный Вспыльчивый Эмоциональный Напористый Чувствительный | Сильный Неуравновешенный Подвижный | Петр Первый Пушкин Суворов |
Меланхолик | Замкнутый Ранимый Сдержанный Задумчивый Грустный | Слабый Неуравновешенный Сдержанный | Лермонтов Блок Гоголь |
Выступления учащихся.
Коллективная работа.
Определение собственного темперамента
Результаты тестирования
Как уже говорилось выше, чистые темпераменты встречаются очень редко. Существуют не только смешанные типы темпераментов, но и промежуточные, переходные. Для определения типа темперамента разработано множество методик, тестов.
Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражен.
— Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры.
Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый «лучший» темперамент — сангвинический, а «худший» — меланхолический. Такая убеждённость (а она очень распространена) является в корне неверной. «Плохих» или «хороших» темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т.е. У КАЖДОГО ИЗ НИХ ЕСТЬ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Также помните о том, что, несмотря на то что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Следует стремиться управлять своим типом темперамента.
VI. Заключительная беседа.
Слайд 28.
Учитель:
— Темперамент – индивидуальные особенности личности, относящиеся к его психике, которые отражают психическую деятельность человека. Он не зависит от целей и содержания и не меняется в течение жизни.
Ко всему вышеизложенному необходимо добавить следующее: абсолютно идентичных описаниям представителей типов темпераментов в жизни можно встретить не так и часто. В большинстве своём люди сочетают в себе сразу несколько типов, то есть они являются представителями смежных или смешанных типов. Так что не стоит расстраиваться, если вы не смогли примерить на себя полное описание какого-либо темперамента. К тому же человек вполне способен воспитать в себе необходимые качества, для этого требуются лишь терпение и сила воли.