Классный час на тему «Мои права и обязанности»

План-конспект классного часа



ТЕМА:

  • «Мои права и обязанности»



ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

  • беседа с элементами игры.



ЦЕЛЬ:

  • познакомить учащихся с Конституцией Российской Федерации, правами и обязанностями российских граждан.

ЗАДАЧИ:

  • Обучающая: формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;

  • Развивающая: формирование навыков работы с правовым источником;

  • Воспитательная: воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Конституции РФ;

  • плакаты с государственной символикой РФ;

  • презентация «Мои права и обязанности»;

  • выставка книг по теме занятия.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

  • мультимедиа-проектор;

  • экран (интерактивная доска);

  • компьютер (ноутбук).



ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА:

  • вступление;

  • Конституция РФ, Конституция РТ;

  • знакомство с правами и обязанностями гражданина РФ;

  • путешествие по сказкам и наглядное представление прав и обязанностей;

  • знакомство с правами и обязанностями учащихся;

  • подведение итогов.









ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА



1. Вступление:

Учитель: Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:

  • Что могут делать люди, а что не могут?

  • Что они обязаны делать, а что не обязаны?

  • На что они имеют право, а на что нет?

Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни и организации общества, права и обязанности его членов.

Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете значение слова «закон»?

(Высказывания учащихся)

Учитель подводит итог высказываниям учащихся:

Закон – это правила, которые устанавливает государство для обеспечения блага всех граждан России. Их должны знать и выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, они регулирует разные жизненные ситуации.



2. Конституция РФ



— А как называется Основной закон, по которому живёт наша страна?

(слайд № 2)

— КОНСТИТУЦИЯ – это Основной закон государства, по которому мы с вами живём. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

— Что записано в Конституции? (Ответы детей.)

Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».

(слайд № 3)

—  Как вы думаете, о чем написано в этой главе?

В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (Ответы детей фиксируются на доске).



По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, правона свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбор профессии, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также много других прав с которыми вы можете познакомится в Конституции РФ, глава 2. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, гарантируя соблюдение прав и свобод каждого гражданина.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

—  Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

По закону все права и свободы не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
— Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Как вы думаете, какие это обязанности?

Наши обязанности – защита Отечества, сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы.



Конституция РТ (слайды № 4 — 7)

— Как называется республика, в которой мы живём?

— Назовите столицу нашей республики.

— Как вы думаете, есть у нашей республики своя конституция?

— Когда она была принята?


— Давайте предоставим слово «поисковой» группе нашего класса.

(Выступление поисковой группы о Конституции РТ)


— Конституция Республики Татарстан была принята 6 ноября 1992 года, этот день в нашей республике считается праздничным днём.

Конституция РТ состоит из 7 разделов. Раздел 2 называется «Основные права, свободы и обязанности человека, гражданина».

Статья 27

1. В Республике Татарстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.

2. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ф И З М И Н У Т К А

4. Путешествие по сказкам

— Более подробнее познакомиться с некоторыми правами нам поможет народная мудрость – сказки.

Сейчас мы с вами отправимся в путь по дорогам народных и авторских сказок, попытаемся определить, права каких героев сказок нарушаются, а также выясним, кто из сказочных героев ущемляет права других, если бы они жили по нормам Конституции, которые мы с вами изучили.

Включите воображение, настройтесь на встречу со сказочными героями. Будьте внимательны! (слайд№ 8)

(Слайды № 9 -16 – комментируются учителем и учащимися)

— В какой сказке Г.Х. Андерсена нарушено право на личную неприкосновенность? («Дюймовочка») (слайд № 9)

— В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка») (слайд № 10)

— У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности? (Ш.Перро «Золушка») (слайд № 11)

— Кто из сказочных героев пользовался правом на свободное перемещение? (Баба Яга, лягушка-путешественница из одноименной сказки В.Гаршина) (слайд № 12)

— В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик») (слайд № 13)

— В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок) (слайд № 14)

— Кто воспользовался правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка») (слайд № 15)

— Продолжая путешествовать по сказкам, мы остановимся ещё раз у героев сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перед нами три вопроса и три ответы. Соедините стрелками вопрос и правильный ответ. (слайд № 16)



Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили?


ПРАВО

НА ОБРАЗОВАНИЕ



Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права?


ПРАВО

НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА



Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом?


ПРАВО

НА ТРУД



5. Беседа о правах и обязанностях учащихся

— В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: (комментарий учителя)

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

— Какие же права есть у вас, школьников? (Право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, право на отдых).

— Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права. Но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? (Ответы детей).

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.



Учёба – очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут.



К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.



6. Принятие законов жизни класса (деловая игра)

Конституция – Основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. У нас в классе есть правила жизни учеников, которые мы приняли с вами ещё в первом классе. Давайте вспомним их. (слайд № 17)

ПРАВИЛА ЖИЗНИ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА

  1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

  2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей.

  4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

  5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди пока тебя об этом попросят.

  6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.

  7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.



И ещё о главном:

ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ (слайд № 18).


 8. Рефлексия
1) Что полезного узнали?

2) Как называется Основной закон РФ?

3) Когда была принята Конституция РФ?

4) Когда была принята Конституция РТ?

5) Какие государственные символы вы знаете?

(слайд № 19)

 9. Сообщение темы следующего классного часа
(слайд № 20)

— О государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан мы будем говорить на следующем классном часе.







Разработала: учитель начальных классов Куликова Лариса Фадеевна











Свежие документы:  Конспект урока на тему «Культура»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: