классный час на тему «Мы. Наши права и обязанности»

Открытый классный час на тему: «Мы. Наши права и обязанности.»

Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мы очень рады видеть вас на нашем мероприятии, и мы надеемся, что вы с удовольствием порассуждаете вместе с нами на очень важную тему о правах и обяханностях человека.



Итак, давайте начинать. И начнем мы, пожалуй, с очень важного разговора о том, что нужно человеку, и взрослому, и ребенку, чтобы наша жизнь была справедливой и потому радостной и счастливой. Чтобы так жить, надо соблюдать различные правили, т.е. нормы.

Например, как вы думаете, что мы можем назвать нормами морали, нравственности? (помогать и любить ближних, не лгать…)

А еще мы можем рассматривать поступки с точки зрения государственной пользы, т.о. мы говорим о политических нормах. (Граждане страны должны принимать участие в выборах)

А если мы оцениваем красоту, гармонию каких-либо вещей и поступков, мы пользуемся нормами …эстетики (Носить грязные рубашки – некрасиво)

Ну, а самые важные правила «записывает» государство и издает их в виде законов. Как вы считаете, ребята и уважаемые взрослые, закон равен для всех граждан, живущих в стране?

ОТВЕТЫ

Давайте подведем итог вашим ответам и послушаем отрывок из оды А.С.Пушкина «Вольность»



И ребенок, и взрослый, независмо от своего статуса, должны подчиняться всем законам.

Каждый человек является гражданином своей страны, он имеет права, но вместе с тем, и определенные обязанности. Давайте поговорим об этом поподробнее.

Английский политический деятель и писатель Эдмунд Борк сказал «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях.!»

Давайте остановимся на понятиях право и обязанность.

Право – это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека.

Обязанности гражданина – это то, что обязан выполнять человек, не нарушая права и сободы.

И я сейчас предлагаю вам подумать в группах и заполнить таблицу основных прав и обязанностей человека

1 группа – с точки зрения взрослого человека

2 группа – с точки зрения ребенка

Права взрослого человека

Обязанности взрослого человека

















Права ребенка

Обязанности ребенка





















А теперь давайте вспомним. Какой самый главный и основной закон страны?

Клнституция РФ. Во второй статье Конституции РФ говорится «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина – обязанность государства» .

Принята в декабре 1993. Подведем небольшой итог. Французский философ Винни Кузен сказал: «Долг и право – братья, у них одна мать – свобода. Они рождаются вместе в один и тот же деньо, они растут, развиваются и погибают вместе».

Свежие документы:  Вся правда о пищевых добавках 7 класс

А сейчас я предлагаю вам поговорить о правах большинства присутствующих здесь…о правах детей…Ведь ребенком в нашей стране считается человек от рождения до 18 лет.

Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребенок произошло от слова РАБ.

Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше дело обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачасую до седых волос не могли ослушаться воли родителей. Давайте рассмотрим репродукцию картины Василия Григорьевича Перова «Тройка!»

Передайте свои впечатления, вглядываясь в глаза, позы, внешний вид героев картины. Какова по-вашему, главная мысль картины? Есть ли сейчас такие факты?

Почему это происходит и что надо сделать, чтобы не допускать подобного?

Мы чувствуем, как время вносит по отношению к детям свои коррективы. То, чего были лишены дети в прошлом – своих прав – имеете сейчас вы. И это свидетельство заботы государства о вас, защиты вашего детства.

Давайте вспомним, какие документы направлены на защиту прав и свободу детей?

— Конституция РФ

-Семейный Кодекс

Устав школы

-Конвенция о правах ребенка

Напоминаю вам, Конвенция о правах ребенка является главным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В этот день было решено ежегодно отмечать День прав ребенка. Конвенция провозгласила все права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения ими 18 лет. Главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребенка.

-Сегодня нам предстоит рассмотреть несколько писем, которые поступили по электронной почте. Наша задача – предложить грамотный вариант разрешения ситуации, опираясь на правовые документы, а именно на адаптированный вариант Конвенции о правах детей. (слайд 6)

— К сожалению, в нашем мире очень часто нарушаются права ребенка. А все потому, что дети не знают элементарной азбуки своих прав, поэтому сегодня мы попытаемся создать Азбуку.

Итак, 1 письмо (слайд 7)

— 1 письмо. Внимание на экран. 9-летнего Антона постоянно избивают старшеклассники. Он боится жаловаться, так как старшие ребята угрожают ему еще большей физической расправой. Нарушены ли права Антона? И какие?

/прикрепляем на кластер название права: «право на защиту от насилия и эксплуатации»

— Каково ваше отношение к ситуации?

— А случалось ли такое в вашей жизни?

— Кто поможет Антону в этом? А кто в школе его сможет защитить

Создать благоприятную атмосферу в коллективе, провести игру на сплочение коллектива, чтобы мальчик чувствовал и поддержку своих одноклассников; школьному психологу провести работу по повышению самооценки этого ученика.

— Рассмотрим другое письмо. ( (слайд 8)

— 2 письмо. 10-летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Какое его право при этом было нарушено?

/право на образование

— Согласно Конвенции, мы имеем право на образование. Второе право в Азбуку.

/прикрепляем на кластер название права: «право на образование»

— Ваше отношение к данной ситуации?

— Кто же несёт ответственность за сложившуюся ситуацию?

— Конвенция подчеркивает, что именно родители первыми несут ответственность за детей. Они берегут и защищают их.

Не ущемлять право ребенка на обучение, а помогать в этом. Домашние поручения должны быть посильными.

— Благодарю за хорошую работу.

— Работаем далее. Третье письмо. (слайд 9)

— Письмо 3. Саше 13 лет. Родители мальчика страдают алкоголизмом. Ребенок убежал из дома. Спит в подвалах. Чтобы заработать на еду, вынужден мыть автомобили на светофорах. Какие права мальчика нарушены?

/право на достойный уровень жизни

/прикрепляем на кластер название права: «право на достойный уровень жизни»

— Какие меры необходимы для разрешения этой ситуации?

— Родителям все равно, но школа же не может остаться в стороне. Вот здесь-то и придет на помощь социальный педагог.

— В чем же будет состоять его помощь? Я выслушала ваши рекомендации.

Посещение семьи с целью выяснения причины пропуска уроков, приглашение родителей на заседание Совета по профилактике правонарушений.

— Социальный педагог посетит семью. Он знает этапы разрешения ситуации..

— А если бы Саша был вашим одноклассником, как бы вы себя вели? Вы бы проявили милосердие? Это радует.

Прошу внимание на экран. (слайд 10)

Меня волнует вопрос: имеет ли Маугли, живущий в лесу, такие же права, как и остальные дети? Почему?

А правы мы или нет, узнаем, обратившись к правовому документу. Согласно Конвенции, ребенком считается каждое человеческое существо до достижения им 18 лет.

Константина из Ставрополя интересует, какое право Кая нарушила Снежная королева, забрав мальчика с собой, лишив его родных?

— Вы можете ответить на этот вопрос?

/право на воспитание в семье

/прикрепляем на кластер название права: «право на воспитание в семье»

— Ребята, это право поместите на страницу.

— Господа знатоки, а какие права главной героини в сказке «Золушка» были нарушены? (слайд 11) «право на отдых и досуг»

— Вы подтвердили свои знания Конвенции. А сейчас предлагаю перейти к письмам с видеосюжетами из мультфильмов. Прошу внимание на экран.

/«Три поросенка» (слайд 12) — Нарушение какого права мы наблюдаем в этой сказке?

«право на неприкосновенность жилища»

— Далее – видеофрагмент из сказки «12 месяцев». Смотрим. (слайд 13)

— Какое право девочки нарушает мачеха, отправляя ее ночью в лес?

«право на жизнь и сохранение здоровья»

— Обратите внимание, сколько прав, согласно Конвенции, мы имеем.

/указываю на кластер

-Ребята, Конвенция о правах ребенка – общемировой документ, Конституция – общегосударственный, а в каком документе закреплены права и обязанности школьников, тем более, напоминаю вам, статья 29 Конвенции гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности. (слайд 14)

— Так в каком документе закреплены ваши права и обязанности как учеников?

/Устав школы

— Какие права вы имеете как ученики?- А каковы ваши обязанности?

/хорошо учиться; уважать честь и достоинство других; беречь школьное имущество;

заботиться о родителях; соблюдать законы.

— А с какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Приведите примеры.

— Так кто же несет ответственность за нарушение обязанностей?

/Каждый человек

— И здесь мы делаем вывод: «Если я имею права, то значит, я имею обязанности».

— И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Итак, мы с вами очень хорошо поработали. Наш классный час подходит к концу. Я хотела бы закончить его следующими словами:

Вот – ребенок, он — человек, он должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Он имеет права на то, чтоб любить, и на то, чтобы быть любимым,
Он имеет права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Так вот и я вам этого от души желаю. Не забывайте о своих правах и…обязанностях.

Сейчас я хочу предложить вам анкету с вопросами о нашем сегодняшнем классном часе.



  1. Понравился ли тебе классный час?

  2. Что нового и полезного ты для себя узнал(а)?

  3. Сможешь ли ты в дальнейшем применить эть знания?

  4. Какие еще проблемы ты хотел(а) бы обсудить на классном часе?

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: