ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
КЛАССНЫЙ ЧАС
ПО ТЕМЕ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Разработчики:
преподаватель истории и обществознания
Косова И.А.
преподаватель русского языка и литературы
Панфилов А.Г.
2013 г.
Дата проведения: 02.09.2013 г.
Место проведения: лекционный зал ГБОУ СПО ПППЭТ МО.
Учебные группы: студенты ГБОУ СПО ПППЭТ МО.
Приглашенные гости и участники классного часа: сотрудники Павлово-Посадской городской прокуратуры.
Цель: способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ, продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом
Задачи:
Образовательная:
способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Развивающая:
развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации; характеризовать смысл основных понятий; анализировать тексты.
Воспитательная:
развивать у студентов чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
Оборудование:
Плакаты «С Днем Знаний», «1 сентября»;
Текст Конституции РФ
Символика Российской Федерации и Московской области,
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска;
тематическая презентация;
аудиоаппаратура.
Эпиграф урока:
«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей». (Карл Поппер)
Ход классного часа:
Перед началом урока звучит Гимн Российской Федерации
Краткое вступительное слово директора ГБОУ СПО ПППЭТ МО
Обращение сотрудника Павлово-Посадской городской прокуратуры с темой «Что значит Конституция для жителей Московской области».
Далее классный час ведут преподаватели – ведущие классного часа.
I. Организационный момент.
– Объяснить эпиграф классного часа.
II. Сообщение темы и целей классного часа.
III. Изучение нового материала. (Урок-путешествие)
1. Поочередный рассказ учителей с демонстрацией тематических слайдов презентации.
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция. Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство. Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.
История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель. У Конституции РФ было более 1000 авторов.
С 1990 по 1993 год предлагалось около 20 различных ее проектов. Самые знаковые из них — проект Конституционной комиссии, проект академика Андрея Сахарова, проект Алексеева — Собчака и «вариант ноль», подготовленный рабочей группой под руководством Сергея Шахрая. В 1993 году появился общий проект Шахрая — Собчака — Алексеева.
Для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня 1993 года в Москве было созвано Конституционное совещание, которое продлилось до октября 1993 года. В совещании приняли участие 931 участник плюс эксперты, привлеченные к его работе. Среди них: Анатолий Собчак, Олег Румянцев, Сергей Шахрай, Юрий Калмыков, Михаил Митюков, и другие.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
На всенародное голосование 12 декабря 1993 года пришли 54,8% граждан. Из них за принятие Конституции РФ высказались 58,4%, против — 41,6%. 25 декабря 1993 года текст Конституции РФ был официально опубликован, и она вступила в силу.
После принятия Конституции Российской Федерации стартовал новый этап в демократического конституционного строя: правовое государство; народовластие; верховенство права и конституции; многопартийность; федерализм; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством; разделение власти; политический и идеологический плюрализм, самостоятельность местного самоуправления; свобода экономической деятельности; признание и равная защита различных форм собственности; судебный конституционный контроль.
В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с обучающимися)
а) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
в) обладает высшей юридической силой;
г) отличается стабильностью;
д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»
2. Работа с Конституцией РФ. (Конституция на каждом столе у студентов)
Студенты рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, выделяют сущность и ее задачи, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.
Приложение 1.
Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).
Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).
Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).
Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).
Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).
Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).
Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).
Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).
Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
Сущность Конституции, ее задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для нее известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Ограниченность государственной власти:
1) В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
2) За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.
Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.
3. Самостоятельная работа.
Задание для всех студентов. Заполнить таблицу «Основы конституционного строя « (интерактивная доска)
(Приложение 2)
Статьи Конституции: | Содержание: | |
1. Народовластие | Ст. 1, ч. 1, ст. 3 |
|
2. Федерализм | Ст.1, ч. 1, ст. 5 |
|
3. Правовое государство | Ст. 1, ч. 1 |
|
4. Разделение властей | Ст. 10 |
|
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 |
|
6.РФ–социальное государство | Ст. 7 |
|
7. Суверенитет | Ст. 4 |
|
8.Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9, ч. 2 |
|
9. Политическое многообразие | Ст. 13, ч. 3–5 |
|
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1–2 |
|
11. Светский характер государства | Ст. 14 |
|
Проверка
2) Задание: групповая работа по изучению Конституции РФ.
I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».
III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».
IV группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему «Стадии законодательного процесса».
Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу
Закрепление:
Проводится в виде фронтального опроса и совместным написанием синквейн на тему «Конституция», например:
Конституция Российская
Обязует, защищает, охраняет
Обладает высшей юридической силой.
Содержит нормы, имеющие прямое действие.
Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.
Характеризуется стабильностью.
Дача домашнего задания: написания эссе: проблемный вопрос: «Значение Конституции для меня».
По типу данное занятие можно отнести к повторительно-обобщающему, когда учащиеся уже знакомы с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными органами и институтами политической власти. Одновременно это хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
6