Сентябрь 2014года
8 класс
Классный час «Сложные проблемы выбора»
Фундаментальное ядро содержания образования содержит требования к личностным результатам освоения программы основного образования, где одним из требования является «6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам»
Проблема нравственного ответственного поведения является наиболее сложной и с трудом поддается тренировке, формированию в школе, тем более, что СМИ, общество в целом не является примером нравственного поведения. Кроме этого следует учитывать возраст учащихся основной школы – подростковый и период ранней юности, когда авторитет взрослых не является абсолютным, просыпается самость, стремление быть индивидуальностью, происходит осознания себя как личности, отсюда личная значимость и стремление к персонификации заданий.
Ребятам необходим диалог, совместное обсуждение вопросов, опора на индивидуальный жизненный опыт ребенка. Необходимо также воздействие на сферу эмоций и чувств у ребенка.
Мотивация
1) Участники разделены на 3 группы по 3 человека, каждой группе дается 2 листа бумаги:
— Разных цветов
— Разный размер
— Совершенно одинаковые
Задание: выберите один лист и объясните, почему выбрали именно этот.
В ходе данного упражнения легче группам, которые получили разные листы, они с легкостью объясняют, почему выбрали один из вариантов, а группа, получившая одинаковые листы испытывает затруднение. Цель данного упражнения показать, что даже самый элементарный выбор, от которого ничего не зависит, может поставить человека в затруднительное положение, что говорить, если речь идет о моральном выборе.
2) Дилеммы, которые ставят перед классом моральную проблему. Одним из наиболее распространенных элементов программ осмысленного отношения к нравственности является использование моральных или нравственных дилемм.
Хельга и Рашель выросли вместе, несмотря на то, что семья Хельги исповедовала христианство, а семья Рашель — иудейство. Они были большими подругами. Долгие годы этой разнице в Германии не придавали большого значения, но после прихода к власти Гитлера ситуация изменилась. Гитлер приказал евреям носить нарукавные повязки с шестиконечной звездой Давида. Он призывал своих последователей громить дома евреев и избивать их на улице. В конце концов их стали арестовывать и высылать из страны. По городу ходили слухи, что многих евреев убили. Укрывательство евреев, за которыми охотилось гестапо, по законам фашистской Германии было серьезным преступлением.
Однажды ночью Хельга услышала стук в дверь. Открыв ее, она увидела Рашель, кутающуюся в темное пальто. Рашель возвращалась из гостей. Подойдя к своему дому, она увидела там гестаповцев. Они уже забрали ее родителей и братьев. Понимая, что и ее заберут, Рашель побежала к дому друзей.
Что же делать Хельге? Если она не впустит Рашель, гестаповцы наверняка ее схватят. Хельга знала, что большинство задержанных евреев погибли, и она не хотела, чтобы такая же судьба постигла ее лучшую подругу. Спрятав ее, Хельга нарушила бы закон, подвергла бы риску себя и свою семью. В их доме была маленькая комната на третьем этаже, где Рашель была бы в безопасности.
Вопрос: Должна ли Хельга спрятать Рашель?
Данная ситуация, сложна для выбора и здесь главное как ребята объясняют предпочтение одного или другого варианта решения, в ходе которого формируется «компетентность в решении моральных проблем», приходит понимание, что любой выбор влечет последствия, а значит, человек ответственен за принятое решение. Решение нравственных дилемм происходит в ходе диалога, с опорой на имеющийся жизненный опыт и, наконец, затрагивает эмоциональную сферу.
Голосование да — должна, нет — не должна. Дилемма с 2м знаком ++
Несколько другая ситуация, если учащимся предлагаются дилеммы предполагающие выбор между двумя безнравственными поступками. Например:
Два молодых человека, братья, попали в трудное положение. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Алексей, старший, взломал магазин и похитил 50 тысяч рублей. Борис, младший, пошел к старому человеку в отставке – было известно, что он помогает людям в городе. Этому человеку он сказал, что он очень болен и ему необходимо 50 тысяч рублей, чтобы заплатить за операцию. Борис попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет их обратно, когда поправится. В действительности, Борис вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Бориса, он дал ему деньги. Так Борис и Алексей удрали из города, каждый с 50 тысячами рублей. Однако вскоре их поймали и они предстали перед судом. Представьте что вы судья: кто из братьев заслуживает на Ваш взгляд наименьшего наказания и почему?
3) «Анализ жизненных ситуаций»
-данное тренинговое упражнение помогает, опираясь на индивидуальный опыт ребенка и в результате его взаимодействия со сверстниками выработать то или иное оценочное суждение.
Задание по оценке жизненной ситуации
Пронумеруйте 5 ситуаций от 1 до 5 по мере возрастания их опасности для жизни и здоровья человека.
Ситуация А Миша — застенчивый мальчик. На вечеринках ему очень трудно расслабиться. Но в последний раз было лучше. Все были страшно удивлены. Оказалось, он выпил предварительно немного водки. Все стало намного проще.
Ситуация Б Иван каждый день ходит с коллегами в кафе, где выпивает две кружки пива. Дома за ужином он выпивает стопку водки и стакан пива или вина. Вечера он проводит дома за одним-двумя стаканчиками пива перед телевизором. Он предпочитает отечественное пиво.
Ситуация В Семья Сидоровых ездит в отпуск на Черное море на машине, стараясь проделать весь путь за одни сутки. Это достаточно неудобно, но, выпивая по дороге много кофе, и, выкуривая много сигарет, отец может вести машину и ночью.
Ситуация Г Вера успешно сдала экзамены и отметила это с несколькими хорошими подругами. Праздник длился весь вечер и ночь, было весело, много алкоголя. Она немного помнит о последних часах и совершенно не помнит, как попала домой.
Ситуация Д Маша выкуривает 20 сигарет в день. Она курит, чтобы расслабиться, она знает, какому риску подвергает свое здоровье курением, но считает, что все мы от чего-нибудь умрем.
Тренинговое упражнение «Марионетка» (автор Родионов В.А)
Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы – марионетки, один участник будет играть роль куклы. Все участники должны побывать в роли куклы. Для каждой тройки обозначается место начала движения и конца. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного места на другое. При этом человек, который играет «куклу» не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник
Обсуждение проходит по следующим вопросам:
1.Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
2.Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
3.Хотелось ли вам что-либо сделать самому?
Задача ведущего — помочь участникам сделать вывод о неприятных ощущениях, когда ты несамостоятелен, не можешь распоряжаться собой, от кого-либо или чего-либо зависишь.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
— Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, — сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
— Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Ведущий предлагает участникам мастер-класса ответить на вопрос:
«Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?» (Важно знать меру, ведь и поддержка может перерасти в полное подчинение и подавление любой инициативы со стороны ребенка, а также к снижению ответственности по отношению к своему ребенку у родителей, ведь есть тот, кто и так позаботится о ребенке.)
Рефлексия
Организуется беседа, в ходе которой каждому из участников предлагается закончить следующие предложения:
— В свою методическую копилку я возьму…
— Мне будет сложно…