Башкатова Е.А., МОУ СОШ №31, г.Тамбов, 2008
Классный час — презентация в начальной школе.
Своей семье я говорю: «Спасибо!».
1. Введение в тему.
а) Песня «Любимый папа».
— О ком эта песня?
— Кому так же интересно общаться со своим папой? Поднимите руку.
— Какой ваш папа? Охарактеризуйте его.
Папа – надежная опора семьи.
б) Отгадайте, о ком идет речь в этом стихотворении.
1. Кто варежки пестрые вяжет, 2.Кто дом поутру прибирает,
Старинные песни поет? И кто самый лучший кулинар?
Кто сказку такую расскажет, Кто с младшей сестренкой играет
Что снится всю ночь напролет? И водит ее на бульвар?
3. Кто говорит: «Какой ты лохматый! 4.Чьи волосы снега белее,
Гребнем пытаясь пригладить вихор? А руки желты и сухи?
Кто терпеливо вам ставит заплаты, Кого я люблю и жалею,
Если порвутся штаны о забор? О ком сочиняю стихи?
— Кто живет вместе с бабушкой?
— Кто часто ездит к ней в гости?
— Какая ваша бабушка? Охарактеризуйте ее.
Каждый из вас любит свою бабушку. Когда наступают каникулы и выходные дни – вы едете к ним.
Если у вас радость – они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят, утешат, вместе с ними
вы переживаете свои неудачи. Порой родители не знают о вас то, что знают мудрые бабушки. А какие
золотые руки у них, сколько они умеют делать.
в) Песня «Колыбельная медведицы».
— Кто бы мог петь для вас эту песню? Когда?
— Кем для вас является мама? Какая она?
Мама с первых дней рождения ребенка согревает его своим теплом, лаской, заботой. Когда вы болеете, рядом с вами мама, когда у вас радость, то и лицо мамы озаряет улыбка, если неприятности, то и у мамы огорченное лицо.
Стихотворение о маме.
2.Как я люблю ее теплые руки,
1. Нет никого моей мамы дороже, Тихого голоса нежные звуки.
Нет никого справедливей и строже, С мамой и солнце нам светит сильней,
Нет никого моей мамы добрей, Холодно в мире без мамы моей.
Ласковой мамочки милой моей.
3. Кто пожалеет и кто обогреет,
Ночи не спит, когда мы болеем?
Нет никого в целом мире родней
Мамы единственной милой моей.
г) Папа, мама, бабушка, … Продолжите этот список.
— Как одним словом назвать перечисленных людей? (семья)
Стихотворение о семье.
1. Маму очень я люблю. 2. Я и бабушку люблю,
Папу тоже я люблю. Я и дедушку люблю.
Мама мне печет коврижки. Я всегда им помогаю:
Папа мне читает книжки. Пол мету и пыль стираю.
Папа, мамочка и я – Мама, папа, дед и я,
Наша дружная семья! Да и бабушка моя –
Наша дружная семья!
3. И сестренку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья!
2. Сообщение темы и целей урока.
— Чему посвящен наш первый урок в этом учебном году? Почему? (прикрепить логотип)
2008 год в России объявлен годом семьи.
Тема: Своей семье я говорю: «Спасибо!»
Цели: выяснить, за что можно сказать спасибо семье, в которой вы живете ; чем для вас является семья; можете ли вы гордиться своей семьей, чем.
3. Раскрытие понятия «семья».
— Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)
— Как вы понимает эту пословицу? Человек без семьи, что баран в море.
— Что такое семья? («Толковый словарь»: семья – группа живущих вместе близких родственников)
Расширим это понятие.
— Какие чувства связывают живущих вместе близких родственников? ( ответственности друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание)
— Как вы понимает эту пословицу? Семья крепка ладом. Лад – согласие.
Обсуждение ситуации, описанной в стихотворении.
— Что можно сказать об отношениях в этой семье?
1. Усталая, с работы 2. И мать ему с обидой 3.Уверен я, ребята,
Пришла под вечер мать Промолвила: Что если б жил Гайдар,
И видит, что у сына — Сынок, Прославленный писатель,
Не прибрана кровать, Когда-нибудь ты маме То этому парнишке,
Что стынет чай в стакане, Хоть чем-нибудь помог? — Что так встречает мать,
Что пол не подметен, А сын ответил хмуро, Сказал бы автор книжки
Что лежа на диване Едва взглянув на мать: (Вернее, мог сказать):
Читает книжку он. — Ты мама про Тимура — В тебе, наверно, совесть
Мешаешь мне читать. — Заснула, паренек,
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог.
Найдите на листе пословицы о маме. Объясните смысл.
Найдите пословицы о детях. Составьте пословицу 1.
— Как вы их понимаете?
Составьте пословицу 2.
— О чем она говорит? ( в семье нет места грубости, унижения)
4. «Давайте познакомимся!»
а) Составление общей схемы родословной.
б) Рассказы детей о членах семей, используя фотографии. (фотовыставка)
— Почему ты гордишься этим человеком?
в) Презентация книг «Моя семья». (выставка книг)
г) Презентация символа своей семьи. (выставка рисунков)
Перед вами логотип –победитель Всероссийского конкурса, посвященного году семьи.
— Как вы думаете, что хотел отразить на этой эмблеме автор?
— Где встречали в городе этот логотип?
Расскажите о гербе своей семьи. Что символизируют используемые цвета и объекты?
д) Вся семья вместе, так и душа на месте. Объясните смысл пословицы.
Рассказ о семейных традициях. ( по цепочке; возможен показ фотографий)
5. « Заглянем в будущее.»
Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки), прабабушки (прадедушки).
— Какими вы себя видите?
— Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?
— Какую память вы оставите потомкам? Чем они могут в будущем гордиться вами?
(Звучит музыка, дети мечтают.)
— Какие картинки возникли в вашем сознании?
6. Подведение итога.
— За что вы говорите своей семье: «Спасибо?»
Приложение.
Пословицы и поговорки о семье.
1. Детки хороши – отцу-матери венец, детки плохи – отцу-матери конец.
2. Зачем клад, коли в семье лад.
3. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5.Семья крепка ладом.
6. В родной семье и каша гуще.
7. Русский человек без родни не живет.
8.Нет милее дружка, чем родная матушка.
9. Человек без семьи, что баран в море.
10. Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
и, таковы, деревце, каково, яблочки
разума-ума, добрая, прибавит, семья
3