МАОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа
Домодедовского района Московской области
Конспект на тему «Все профессии важны! Все профессии нужны!»
Подготовила Белозёрова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
Домодедово, 2012 г.
Цели:
Познакомить детей с несколькими видами профессий;
показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Оборудование: презентация « Все профессии важны! Все профессии нужны!», проектор, ноутбук, касса букв, мешок с предметами (термометр, булочка, конфета, указка, ножницы, краски, машинка), «Толковый словарь».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Тихо сядут девочки, еще тише — мальчики! Молодцы!
2. Сообщение темы и целей урока.
Кто в дни болезни
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней. (Доктор)
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
Веселая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши! (Милиционер)
— Что общего у этих слов? (Обозначают профессии людей)
— Сегодня мы узнаем о том, что такое профессия, об их роли в нашей жизни (слайд 1).
— Вам было задано интересное домашнее задание. – Каждый из вас должен был рассказать о своей будущей профессии. (Дети выходят в костюмах и рассказывают, кем хотят быть и почему).
— Молодцы!
Беседа.
— Ребята, сейчас вы рассказывали о своей будущей профессии. А кто знает, что такое профессия?
— Существует такая большая книжка, называется «Толковый словарь», в ней ребята есть все слова, значения которых мы не знаем.
— Итак: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность» (слайд 2).
— Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит?
— Людям, каких профессий надо трудиться? ( Трудиться надо всем)
— Может быть, вы помните пословицы о труде?
Труд создал человека.
Где шито на живую нитку, там и жди прорехи.
Не начав – подумай, начав – делай.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд всё перетрут.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Люби дело – мастером будешь.
Научился сам – научи другого.
— А как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Много)
— Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.
А – аптекарь, архитектор (проектирует дома), астроном (изучает звезды), археолог (занимается раскопками).
Б – бетонщик (кладет бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер.
В – врач, водитель, вахтер, ветеринар.
Г – геолог ( изучает земную поверхность, гео — земля), грузчик.
Д – доктор, дантист (лечит зубы), директор (должность), дирижер, доярка.
Е – егерь (следит за порядком в лесу).
Ж – жестянщик, журналист.
З – землекоп, закройщик.
И – историк, искусствовед.
К – контролер, кондуктор, каменщик, кондитер.
Л – летчик, лифтер.
М – массажист, милиционер, моряк,
Н – невропатолог.
О – окулист, оператор (ответственный за телефонные звонки).
П – певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные.
С – сторож, столяр, секретарь.
Т – телефонист, тракторист, телеведущий.
У – учитель, уборщица.
Ф – фотограф.
Х – хореограф, художник.
Ш – шофер, шахтер.
Ю – ювелир.
Э – электрик, экономист.
— Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
Ни одна профессия не может существовать изолированно от других. Например, врач. Ему помогают фармацевт, швея, химик и другие.
— Сравните труд рабочего на заводе с трудом учителя (ответы детей).
— Труд бывает физическим и умственным. Каким видом труда вы занимаетесь в школе? ( Умственным)
Чтение стихотворения Дж. Родари
« Чем пахнут ремесла».
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином
Блузка рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак!
— Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.
4. Физкультминутка
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он ….(артист)
— Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движения?
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте).
Игра «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»
— Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете
Трактор водит…(тракторист)
Электричку…(машинист)
Стены выкрасит…(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В доме свет провел…(монтёр)
В шахте трудится…(шахтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто все знает – молодец!!!!!
Загадки (слайд 3).
(слайд 4) Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет (повар).
(слайд 5) К нам пришёл сегодня в дом
Мастер с гаечным ключом.
Он пришёл сегодня к нам,
Чтоб сменить на кухне кран (слесарь).
(слайд 6) Перетянут он ремнём,
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнём (пожарный).
(слайд 7) Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак.
Вот работать надо как (столяр)!
(слайд 8) Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыплет лёд (дворник).
(слайд 9) Нет тельняшки без полос,
Кто в тельняшке, тот…(матрос).
(слайд 10) Кто летает на ракете,
К звёздам ближе всех на свете (космонавт)?
(слайд 11) Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук
Тоже дело этих рук (сапожник).
(слайд 12) Кто приносит нам газеты
И от бабушки приветы (почтальон)?
(слайд 13) Погружался сотни раз
В глубь морскую…(водолаз).
(слайд 14) По размеру в самый раз
Он костюм сошьёт для вас.
Всё исполнит по науке –
И ходите руки в брюки (портной).
(слайд 15) Он уколет – ты не плач,
Так болезни лечит…(врач).
(слайд 16) Натянутый холст, краски, треножник –
Пишет с натуры картину…(художник).
(слайд 17) В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт…(комбайнёр).
(слайд 18) Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают.
И за её нелёгкий труд
Всё молоко ей отдают (доярка).
(слайд 19) Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи …(геолог).
Игра «Чудо-мешок»
— У меня в руках мешок, в нем инструменты. Вы должны догадаться, кому принадлежат эти инструменты, людям каких профессий (градусник, булочка, конфета, указка, ножницы, краски, машинка)?
«Угадай — ка»
— Я называю вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек.
Кинолог (человек, который занимается изучением и разведением собак).
Ювелир (мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей).
Эколог (специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы).
Космонавт (специалист по исследованию космического пространства).
Волшебник (дети молчат).
— Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необычной красоты.
— А кем работают ваши родители? Хотели бы вы быть похожими на них?
Игра «Доскажи словечко».
1. Он рассказывает внятно,
Он экскурсию ведет.
Нам становится понятно
То, что он … экскурсовод.
2. Тепловозы я вожу,
Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист –
Я веселый … машинист.
3. Шью я куртки и штаны,
Вы меня все знать должны:
На машинке строчку лихо,
Потому что я … портниха.
4. Потушу пожар любой,
Быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд
Нас … пожарными зовут.
5. Я бегун, прыгун, пловец,
Я здоровый молодец.
Жду рекордных перемен,
Потому что я … спортсмен.
6. Я грузы кранами вожу,
В высокой будке я сижу.
Я не привык ходить пешком,
Меня зовут … крановщиком.
7. Напеку я пирожков,
И коврижек, и рожков.
Вот такой имею дар:
Я … кондитер-кулинар.
8. Очень тщательный уход
За животными ведет:
За коровами – … доярка,
А за свинками – … свинарка.
9. Я за компьютером сижу,
Счета, балансы подвожу.
Во всех конторах там и тут.
Меня … бухгалтером зовут.
10. Хочешь свежих помидоров –
Загляни на огород:
С недостатком витаминов
Справится … овощевод.
11. Строю дом и детский сад
И больницу строить рад,
И у цирка я не зритель,
Так как я его … строитель.
Итог мероприятия
— Что нового вы узнали? Что вас заинтересовало? Что удивило?
— Что такое профессия?
— Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Постарайтесь правильно избрать свой путь. Да, ребята, много есть профессий, но мы должны знать одно и помнить: «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии – слава и честь!»
Источники
http://img.oboz.obozrevatel.com/files/NewsPhoto/2008/10/26/265186/125364_image_large.jpg
http://www.illustrators.ru/projects/13265_original.jpg
http://st.free—lance.ru/users/nsimon/upload/f_4a5f072e33405.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/30/46030021_povar1.jpg , http://www.artsides.ru/big/item_3726.jpg
http://images04.olx.ru/ui/3/58/20/61595820_1—.jpg
http://www.art—saloon.ru/big/item_2608.jpg
http://s60.radikal.ru/i170/0902/1c/7af0320820a7.png
https://www.prozagadki.ru/553-detskie-stikhi-zagadki-o-professijakh.html
https://www.prozagadki.ru/526-zagadki-o-professijakh.-pastukh.html
https://www.prozagadki.ru/552-samye-luchshie-zagadki-o-professijakh.html
Толковый словарь. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. М.: «Азъ», 1995.