Конспект урока «Деньги и их история»

Ханты — Мансийский автономный округ — Югра

Октябрьский район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»











Конспект урока

«Деньги и их история»







Составила: Яковлева Марина Витальевна

воспитатель















Унъюган

2013


Познавательный час

«Деньги и их история»

для детей 5-6лет

Программное содержание:

Образовательная область «Познание».

Задачи: Закреплять знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, об истории возникновения денег. Содействовать развитию логического мышления. Развивать любознательность, мышление. Развивать умение видеть составные части множества. Развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Образовательная область «Социализация».

Задачи: Расширять представление детей о процессе создания денег. Знакомить детей с основами экономической культуры. Развивать дружеские взаимоотношения между детьми.

Образовательная область «Коммуникация».

Задачи: Формировать умение высказывать предложения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Образовательная область «Физическая культура».

Задачи: Совершенствовать мелкую моторику рук детей.

Оборудование:

  • магнитофон, аудиозаписи;

  • образцы бумажных денег, монеты;

  • рулон ткани;

  • слитки, сделанные из пластилина;

  • игрушечный топорик;

  • весы;

  • стаканы с водой для опыта;

  • лупы;

  • выставка «Такие разные копилки»: копилки;

  • стул для приглашенного гостя — нумизмата.




Словарная работа: деньги, купюры, монеты, рубль, кредитная карта, бартер.

Предварительная работа:

  1. Сюжетно-ролевая игра « Магазин»

  2. Рассматривание альбомов «Монеты и банкноты»


Занятие проходит в групповой комнате. В группе оформлена выставка «Такие разные копилки». Детские стулья расставлены полукругом. Перед стульями стоит экран, стол, на столе приготовлены атрибуты(рулон полотна, ножницы, игрушечный топорик, слитки, образцы бумажных денег. В раздевалке группы находится приглашенный гость. Дети заходят, рассаживаются на стулья.


Ход занятия

Воспитатель: Ребята вы любите смотреть мультфильмы?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Муха – цокотуха». Внимательно смотрите и слушайте, о чем говорит автор (просмотр мультфильма)

Воспитатель: Ребята, что нашла Муха – цокотуха?

Дети: Денежку! (показать денежку)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что Муха-цохотука сделала с денежкой?

Дети: пошла на базар и купила самовар.

Воспитатель: А что такое деньги?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем. Я называю для чего нужны деньги, а вы продолжаете.

«Игра для чего нужны деньги».

И так деньги нужны для:

— для покупки продуктов питания;

— для оплаты бытовых услуг;

— для оплаты развлечений;

— для оплаты проезда на транспорте;

— для покупки подарков;

— помощь бедным.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, давным-давно деньги были такими же, как сегодня, или нет?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Хотите узнать какие деньги были в далекие древние времена? Для этого я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Фиксики (просмотр мультфильма «Фиксики»).

Ребята, чем обмениваются в мультфильме древние люди?

Дети: ответ детей.

Да, они меняют товар на товар. Обмен одной вещи на другую называется бартер. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но просто обмениваться вещами стало трудно, люди придумали использовать для покупок более ценные и необходимые предметы: назовите их они нарисованы на картинке – соль, зерно, рис, чай, мех, ракушки, лен, полотно изо льна (слайд 2). Мультимедиа закрыть.

Дети: ответы детей

— Что такое полотно? Это длинный кусок ткани, свернутый в трубочку в рулон. От слово « полотно» пошло слово «платить». Приходил человек на базар, хотел что-то купить, если что-то дорогое – отрезал большой кусок ткани, если не очень дорогое отрезал маленький кусок ткани (взять рулон материала и прорезать их при детях). Отсюда и пошло слово «платить».

Но с рулоном полотна каждый раз ходить на базар было неудобно. И поэтому древние люди придумали слитки (от слова слитые) серебра. А слитые — потому что жидкое серебро лили в формочку и оно там застывало, становилось твердым). Слитки были разных размеров от маленького до большого (берется макет серебряного слитка

— Я беру кусок пластилина. Представьте что это слиток. Приходил человек на базар, хотел что-то купить, если не очень дорогое – от-рубливали (а слиток, как камень твердый) небольшой кусочек серебра, а если что- то дорогое хотели купить – от-рубливали большой кусок и отдавали продавцу. Отсюда пошло название «рубль»- рубить, отрубить, от – рубливали (воспитатель берет игрушечный топорик и показывает опыт, сидя за столом).

Воспитатель: Ребята, а сейчас встаем рядом со своими стульчиками и повторяем за мной

Физкультминутка «Карманов много у меня»

На ладошку я монетку из кармана положу (одной рукой достать воображаемую монету и положить на раскрытую ладонь другой руки).

Где орел, а может, решка?

У монетки я спрошу (подбросить воображаемую монету на внутренней стороне ладони, затем на внешней).

Раз, два, три, монетку обратно в карман положи (проводится2 раза).


— Ребята, а в наше время какие деньги существуют?

Дети: монеты, бумажные деньги.

Воспитатель: А хотите узнать, как появились монеты и бумажные деньги?

Монеты делали кузнецы, которые работали с тяжелыми молотами и металлом. Они клали кусочек серебра на наковальню и ударяли молоточком с рисунком — чеканом. Молоточек тук — отчеканился, отпечатался рисунок. А монеты не всегда были одинаковые, одни были тонкие, сильно сплюснутые, а другие – потолще, потяжелее. Это зависело от силы удара: сильно ударил кузнец или послабее (слайд 3).

Поэтому люди изобрели машины – станки, чтобы чеканить деньги и сила удара всегда одинаковая (показать современные монеты, что они одинаковые, ровные).(Слайд 4).

Был такой царь – Иван Грозный. Да, его все боялись. При нем стали делать ровные монеты, на них был изображен всадник на коне, с копьем в руках, и люди стали называть такие монеты — копейки. То есть копье – копейка. Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете почему? (предположение детей). ( Слайд 5)

Ведь когда очень много монет, тяжело их нести. Если нужно было купить что – то дорогое, нужно было нести большой мешок монет, тяжелый (показ иллюстраций). Именно поэтому люди придумали другие деньги – бумажные (Слайд 6). Мультимедию закрыть.

Их еще называют купюры. Давайте, ребята мы с вами сравним, что тяжелее бумажные деньги или монеты, а для этого я предлагаю стать вам лаборантами и отправиться в исследовательский центр. Встали рядом со стульчиками, взялись за руки и цепочкой идем в лабораторию (звучит музыка «Деньги» Земфира и с детьми отправляемся в лабораторию).

Ребята вот мы с вами пришли в лабораторию. Давайте мы с вами проведем опыт (Опыт с весами «Взвесить бумажные деньги и монеты»)

взвесим бумажные деньги и монеты. И сравним, что тяжелее.

Чтобы провести опыт нам надо взять весы и деньги – бумажные и монеты.

В одну чашу весов я кладу купюры, а в другую монеты. Ребята, какой можно сделать вывод? (рассуждения детей)

Но монеты не исчезли, в некоторых странах – в Украине, России, например, они есть, ими рассчитываются за товар.

Просмотр денег с помощью лупы (рассмотреть символики государства).

А сейчас ребята мы с вами рассмотрим деньги с помощью лупы (дети рассматривают купюры и монеты с помощью лупы).

Ребята, а как вы думаете, где лицевая и обратная сторона монеты.

Аверс монеты — лицевая, главная сторона монеты. На аверсе монеты обычно изображён государственный герб, эмблема. В российских монетах номиналом 1, 5, 10, 50 копеек на аверсе изображён Георгий Победоносец. На монетах номиналом 1, 2, 5, 10 рублей изображён двуглавый орёл. А на юбилейных монетах аверсом является изображение городов, субъектов РФ и т.д.

Реверс монеты — оборотная сторона монеты, противоположная аверсу. Реверсом в основном является сторона с номиналом монеты, хотя бывает, что сторона с номиналом является аверсом монеты. Если изображение монеты не несёт государственного герба, либо портрета монарха, то реверсом принято считать сторону противоположную с надписью Банк России.

Воспитатель: А сейчас ребята, я предлагаю вам провести опыт.

Опыт «Опустить бумажную деньгу и монету в стакан с водой» пронаблюдать, что произошло.

Ребята, а вас у каждого на столах стоит стакан с водой. В одну половину стакана мы с вами опускаем бумажные деньги, во вторую половину опускаем монету.

— Ребята, что случилось с бумажной денежкой и монетой:

— в воде монета тонет, а купюра плавает,

— в воде купюра погибает, а монета живет,

— монета круглая, купюра…..

— купюра бумажная, а монета …..

— монета металлическая, а купюра…….


Итак, какой можно сделать вывод, что деньги надо беречь.

Ребята опыты мы с вами провели, а теперь нам пора возвращаться в группу. Для этого мы встаем цепочкой и отправляемся в группу.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Покупки».

Встаем в круг и говорим такие слова:

Эх, ребята не зевайте денежку передавайте, денежку передавайте и покупку совершайте».

У кого остановилась денежка говорит, что вы бы купили на эти деньги.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где можно хранить и копить деньги?

Дети: в копилке,банке.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами отправимся на нашу выставку копилок (звучит музыка «Деньги» Земфира).

Ребята, посмотрите какие разные копилки. А кто мне скажет, что такое копилка.

Копилка — емкость или специальное приспособление для хранения или накопления монет. Копилка представляет собой фигуру изображающую животных , фрукты, овощи с небольшой прорезью в которую опускается монеты. Одной из наиболее популярных во всем мире является копилка, выполненная в виде фигурки свиньи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется наука, изучающая монеты?

Дети: это наука называется нумизматика, а человека, который занимается этой наукой и человек который коллекционирует деньги, называют нумизмат.

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Юрий Николаевич. Он долгие годы собирает монеты и купюры разных стран. Давайте мы с вами внимательно послушаем его и пронаблюдаем чем монеты и купюры отличаются друг от друга.

Гость: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юрий Николаевич. Я долгие годы коллекционирую, собираю монеты и купюры разных стран. В моей коллекции есть разные деньги. Н, купюры из Америки, Украины, Белоруссии, и др. стран мира.

Официальной валютой Америки является доллар. На купюре изображен американский президент, и название на английском языке.

Гривна — валюта Украины. Гривна делится на 100 копеек. На лицевой стороне изображены великие правители. На обратной стороне достопримечательности Украины. Основные цвета – оливковый, синий, фиолетовый, коричневый.

Официальная валюта Белоруссии — белорусский рубль. На лицевой стороне рубля изображены лесные животные, достопримечательности. На обратной стороне изображение государственного герба.

Национальной валютой Казахстана является казахстанский тенге. На лицевой стороне изображены портреты правителей, воинов, великих людей. На обратной стороне герб, геометрические построения и формулы, горы, мавзолеи.



Воспитатель: Ребята, сейчас я каждому раздам купюры. Вы еще раз посмотрите на них, и скажите, каким номиналом у вас деньги.

Дети: ответы детей

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру «Магазин».











Список использованной литературы:

1. Киреева Л.Г. Играем в экономику — Волгоград: «Учитель»,2007.

2. Детская энциклопедия. Где? Как? Почему?













































Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Песня «Деньги» (слова и музыка. Земфира)

2.fixiki.ruИстория вещей

3.eritern.comanimated-cartoon-151/2869-muxa-…



















Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Мера времени – час"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ОбществознаниеsingleЭкономика: