Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
Конспект урока для 10 класса
«Права человека»
Учитель истории, обществознания и права,
заслуженный учитель Российской Федерации,
Молочинская Т. А.
Пояснительная записка
Данный модуль является составной частью рабочей программы по обществознанию в 10 классе. Способствует более успешному изучению данного предмета, т.к. именно на нем закладывается база – представление о метаправе современной юриспруденции – естественных правах человека.
Модуль написан на основе программы Молодежного центра прав человека в Москве, учебного пособия «Изучение прав человека в средней школе», руководстве для учителя «Молодежь за права человека», международного фонда «Молодежь за права человека», а также Всеобщей декларации прав человека.
Цели и задачи курса:
1. Воспитание старшеклассников в духе прав человека, а это значит чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других.
2. Убедить, что представление о достоинстве человеческой личности является ключевым моментом в теории естественного права. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей и отстаивать свои собственные.
3. Познакомить с основными правами человека, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка.
Данный модуль содержит 10 часов и изучается в разделе обществознания «Право, моя особая система норм».
Знания, умения, навыки
Знания
К концу курса учащиеся должны уметь своими словами раскрыть знания всех изученных понятий, а также знать:
— основные положение теории естественных прав;
— содержание основных статей Всеобщей декларации прав человека;
— основные аргументы против расизма, национализма, фашизма;
— как относятся права человека и законы;
— основные этапы борьбы за свободу мысли, совести, религии
— основные концепции свободы слова;
— права ребенка, записанные в Конвенции о правах ребенка, Семейном кодексе РФ, и в законе об образовании;
— механизмы защиты прав человека – прежде всего, защиту прав через суд.
Умения
К концу курса учащиеся должны уметь:
— различить естественные, моральные и позитивные права;
— анализировать свои чувства, возникающие при столкновении с людьми, отличающимися от них чем либо;
— работать с юридическими документами;
— защищать свои права в гимназии, используя для этого Устав гимназии и органы самоуправления.
Навыки
К концу года у учащихся должны формироваться следующие навыки:
— навыки обсуждения, дискуссии;
— навыки решения проблемы в малой группе;
— навыки общения;
— способность взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека;
Программа курса
Раздел 1
Человека. Естественные права человека
(2 часа)
Этот раздел посвящен введению детей в круг представлений о человеческой личности, ее ценности, естественных правах.
Понятия: личность; человеческое достоинство; неотъемлемые права; моральные, естественные и позитивные права.
Темы: Человек: Отличие человека от животного; Потребности человека; Моральные, естественные и позитивные права.
Раздел 2
Терпимость к различиям. Толерантность
(2 часа)
Раздел посвящен понятиям «человеческое достоинство» и «равенство», на которых основывается философия прав человека.
Понятия: терпимость; толерантность; веротерпимость; равенство; равноправие; предрассудки; стереотипы; конфликты; инакомыслие; раса; национальность; социальная группа; меньшинство; национализм; дискриминация; геноцид; расизм.
Темы: Уважение индивидуальных различий между людьми; Уважение национальных, расовых и культурных различий; Запрещение дискриминации.
Раздел 3
Основные права и свободы
(6 часов)
Этот раздел посвящен знакомству с основными правами и свободами человека зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека и второй главе Конституции РФ.
Тема «Права человека и законы» включает понятия: закон; право, как совокупность юридических норм; законодательство; источники права; права человека и права гражданина; Конституция.
Тема «Право на жизнь» включает понятия: убийство; смертная казнь; геноцид; эвтаназия.
Тема «Право на свободу и личная неприкосновенность»: физическая свобода; личная неприкосновенность; личная свобода.
Тема «Неприкосновенность частной жизни»: частная жизнь; неприкосновенность жилища; тайна переписки; врачебная тайна.
Тема «Свобода мысли и совести»: свобода совести; вера; религия; церковь; светское государство; свобода вероисповедания; инакомыслие; диссидент.
Тема «Свобода слова»: информация; право на информацию; средства массовой информации, свобода печати; цензура.