Министерство образования и науки РТ
ГБПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая»
Методическая разработка урока
по дисциплине «Обществознание»
Преподаватель: Шакиров Габдулахат Муллахметович
с.Б.Атня 2015
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения урока по дисциплине «Обществознание» в 11 классе средней общеобразовательной школы. В данной работе представлен материал для проведения урока по теме «Античная философия» и может быть использован учителями в своей работе.
Материал данной методической разработки нацелен показать существующие подходы к рассмотрению темы, систематизировать данные. В ней рассматриваются особенности развития философии в античный период.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Основная часть
2.1. Тема урока
2.2. Ход занятия
3. Литература
5. Приложение
Введение
Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний обучающихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов обучающихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение преподавателя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение обучающихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Преподаватель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания обучающихся.
Урок предполагает определенный подготовительный этап.
Подготовка к занятию.
За неделю до проведения урока учитель знакомит обучающихся с тематикой докладов. Темы докладов:
«Сократ», «Платон», «Аристотель», «Школа Кинизма. Диоген», «Школа Эпикуреизма», «Школа стоицизма», «Школа скептицизма».
Учащиеся пишут тексты будущих выступлений. Выступления учащихся обязательно должны носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.
Урок по дисциплине «Обществознание».
План проведения урока
Тема урока: « Античная философия»
Цель урока: Формировать знания о развитие философии в античный период.
Задачи урока:
Обучающие:
— дать представление о развитии натурфилософии;
— изучить основные идеи философии Сократа, Платона, Аристотеля;
— раскрыть содержание философии эллинистических школ.
Развивающие: развивать умения
— сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
— анализировать полученную информацию;
— логически мыслить;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— делать обоснованные выводы.
Воспитательные:
— обратить внимание на нравственные аспекты в основных идеях античной философии.
— воспитывать стремление к самосовершенствованию
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Теоретическое занятие. Лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
Методы проведения: поисковый, аналитический, индивидуальный и фронтальный контроль знаний.
Место проведения: Аудитория
План урока:
1. Организационный момент.
2. Блиц-опрос по предыдущей теме.
3. Изучение нового материала.
Античная натурфилософия
Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля
Эллинистические школы
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствия студентов.
II. Проверка изученного материала (тема «Введение. Сущность философии»).
Блиц – опрос.
Вопросы:
философия – это…(поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия);
функция философии, позволяющая увидеть картину мира в целом…(мировоззренческая);
назначение философии… (возвышение человека, обеспечение его совершенствования);
учение о ценностях в философии называется… (аксиология);
главный философский интерес античной философии…(космос)
Преподаватель задаёт вопрос, обучающиеся сразу пишут ответ на листе. После того, как все вопросы прозвучали, обучающиеся в парах обмениваются своими работами для взаимной проверки и оценки.
Изучение нового материала.
1. Объявление темы урока «Античная философия»
2. Объявление целей и задач урока:
Цели урока:
— формировать знания о развитие философии в античный период.
Задачи урока:
— дать представление о развитие натурфилософии;
— изучить основные идеи философии Сократа, Платона, Аристотеля;
— раскрыть содержание философии эллинистических школ.
Запись в тетради:
Тема урока: «Античная философия»
3. Вступительная беседа
Древнегреческая философия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VII веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о «первых началах и причинах» (Аристотель).
В книге «Истоки истории и её цель» немецкий философ К.Ясперс определил время около 2500 лет тому назад как осевое и определяющее в дальнейшей судьбе человечества. В этот период человек начал осознавать бытие как целое, себя как личность, свои возможности. Он ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Усилились внутренние духовные конфликты. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. В это время сформировалась греческая философия и вошла в сокровищницу мировой культуры. Тем, что совершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живёт вплоть до сего дня. В Древней Греции существовала прочная традиция свободных дискуссий, развившаяся в эпоху демократии. Все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивали всех желающих и принимали решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте.
Запись в тетради:
Причины возникновения философии Древней Греции:
— наличие гражданских прав и свобод;
— отсутствие религиозных догм;
— развитие искусства мотивации.
Обзор таблицы «Периоды развития античной философии» (приложение №1)
Запись в тетради:
Периоды развития античной философии
1 период – Ранний период(VII – VI вв. до н.э.), архаический период.
Основная проблема: космос, физика, первоначало.
2 период – Период расцвета (V – IV вв. до н.э.), классический период.
Основная проблема: сущность человека, особенности его познания. Идея первичности философии по отношению к другим формам знания.
3 период – Периоды заката и упадка (IV в. до н.э. – VI в.), эллинистический период.
Основная проблема: проблема воли и свободы, счастья и смысла жизни.
Этапы античной философии:
1. Античная натурфилософия (Досократовский период)
2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля (Классический период)
3. Эллинистическая философия
Обзор таблицы «Этапы античной философии» (приложение №2)
4. Античная натурфилософия
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей».
А.С.Пушкин
Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали на её родоначальников — фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля он считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.
За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).
Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).
Заполнение таблицы. Работа с учебниками
Запись в тетради:
НАТУРФИЛОСОФИЯ
Философы | Предлагаемое решение | Что удалось объяснить? | Что не удалось объяснить? | |
ЧТО ЕСТЬ ЕДИНОЕ? | Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит. | Материальные субстанции | Часть природных явлений | Социальные и духовные явления |
Пифагор |
Число | Часть количественных соотношений | Качество | |
Парменид и Зенон |
Монолит | Удалось избежать логических противоречий | Движение | |
Левкипп и Демокрит |
Атомы +пустота
| Часть физико- химических явлений | Социальные и духовные явления |
Поскольку первые греческие философы — «мудрецы» — занимались осмыслением природы, Космоса, выясняя «причины и начала» мира, их часто называют «физиками. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и еще один смысл: ведь Космос — это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определенность и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии — ведь если мир гармонично упорядочен, если мир — это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония.
Запись в тетради:
Вывод: первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называли натурфилософами, т.е. философами природы.
5. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля
Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.
Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия — 348—270 до н.э., средняя — 315—215 до н.э., новая — 160 до н.э. — 529 н.э.); важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до н.э.); за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).
Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н.э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).
5.1.Сократ
Появление в Древней Греции в середине 5 в. до н.э. софистов — явление закономерное, ибо софисты обучали (за плату) красноречию (риторике) и умению вести спор (эристике),а спрос на людей, в городах Афинского союза, образовавшегося после победы афинян в греко-персидских войнах был велик: в судах и народных собраниях умение говорить, убеждать и переубеждать было жизненно важным. И софисты обучали этому — искусству, не интересуясь, какова же истина.
Но, пожалуй, самым страстным критиком софистов и софистики был Сократ — первый философ — афинянин по рождению. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью ,поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел «жизнь философа «: проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии ,не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. — Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем «понаслышке», от его учеников — историка Ксефонта и философа Платона.
Как и некоторые софисты, Сократ исследовал проблему человека, рассматривая человека как существо нравственное. Поэтому философию Сократа можно охарактеризовать как этический антропологизм.
Доклад «Сократ» (приложение № 3)
Такова вкратце характеристика «сократического философского переворота», изменившего понимание и задачи философии и ее предмета. Отзвуки этого переворота слышны во всех культурных эпохах в истории Европы, и основная мелодия зазвучала в новом регистре в 20 веке, когда вновь человек задумался над тем, что значит «знать» и что значит «не поступать дурно», над тем, как связаны интеллектуальная и нравственная составляющие духовной культуры.
Обсуждение вопроса:
Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли Вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокое понимание?
Запись в тетради.
Сократ совершил в философии коренной переворот, не физику, а этику ставил он на первое место.
Диалектика – искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них.
5.2 Платон (427 – 347 до н.э.)
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Ньютонов
Российская земля рождать».
М.В.Ломоносов
Платон в онтологии — идеалист, его воззрения впервые в истории европейской философии приобрели форму непротиворечивой идеалистической системы, и его считают родоначальником идеалистической традиции (так называемой «линии Платона»). Это выразилось в следующем. Подобно элатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое только разумом и недоступное чувственному восприятию. Подобно Демокриту Платон говорит о множественности бытия. Однако «бытие» для Платона — это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей («айдосов»), которые не имеют частей и, следовательно, всегда себе тождественны, они бессмертны и постигаются разумом; сам Платон называет их «сущностями», — вещи, согласно Платону, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.
Доклад «Платон» (приложение № 4)
Платон оказал сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие философской мысли, и каждая эпоха находила в творчестве Платона созвучное ее времени.
Обсуждение вопроса:
Некоторые древние мыслители утверждали, что добро и зло, прекрасное и постыдное – всё относительно. Что для одного благо, для другого зло, что для одного прекрасно – для другого безобразно. Можно ли с этим согласиться? Или есть какие – то общеобязательные правила и нормы морали?
Запись в тетради.
Превыше всего идея благо. Устройство космоса: Бог – Демиург соединил материю и идею и возник космос (вещь).
5.3.Аристотель
В Афинах Платон основал школу — Академию, среди слушателей которой был и Аристотель, выделявшийся среди прочих своей одаренностью. Время жизни Аристотеля совпало с ослаблением демократии в Афинах и других греческих городах, с возвышением Македонии и началом завоевательной политики македонских царей. Известно, что Аристотель воспитывал сына царя Филиппа Александра — основателя Великой империи. В 335 г. до н.э. Аристотель организовал в Афинах собственную школу — знаменитый Лицей. 12 лет Аристотель руководил обширными работами лицея по систематизации философских и научных знаний ,вводя новые дисциплины, в первую очередь — логику.
Доклад «Аристотель» (приложение № 5)
Аристотель гордился своим учением о силлогизмах (сосчитывание высказываний). Всякий простой категорический силлогизм состоит из трёх терминов:
— общее правило;
— особенное;
— вывод.
Пример:
— общее правило – Если все люди смертны,
— особенное – И все греки люди,
— вывод – То все греки смертны.
Запись в тетради. (Приложение №6)
Практическое задание: Приведите силлогизмы к стандартной форме:
а) Все металлы электропроводны
Некоторые жидкости – металлы
——————————————отв. Некоторые жидкости — электропроводны.
б) Ни одна планета не светит собственным светом
Нептун – планета
——————————————отв. Следовательно, Нептун не светит собственным светом.
в) Всякий простой категорический силлогизм имеет три термина
Данное умозаключение не имеет трёх терминов
————————-отв. Значит, данное умозаключение не является простым категорическим силлогизмом.
г) Все адвокаты – юристы
Некоторые адвокаты — шахматисты
——————————————отв. Некоторые шахматисты – юристы.
д) Ни одна роза не является деревом
Все розы – растения
——————————————отв. Значит, некоторые растения не деревья
е) Все квадраты – параллелограммы
Все параллелограммы – четырёхугольники
——————————————отв. Некоторые четырёхугольники – квадраты
ж) Все кашалоты – киты
Ни один кит – не рыба
——————————————- отв. Ни одна рыба не кашалот
Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется «философией классической Греции» и которая является основой всей европейской философии. История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности 8 столетий.
6. Эллинистические школы.
Вступительное слово:
Для философов и философских школ эллинистического периода античной истории характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями предшествующего периода. Но мы остановимся на той мировоззренческой новизне, которая возникла в постаристотелевской философии и была связана с изменениями, происшедшими прежде всего в социальной жизни античного мира: империя, созданная в результате походов Александра Македонского, не давала прежней возможности буквально каждому гражданину быть «животным политическим»; те мировоззренческие ориентиры, которые сложились в эпоху греческих полисов изменились, смысл жизни человека стал опять неясным…
Интерес и теории, к теоретическому выяснению картины мира, физике космологии, астрономии повсеместно снижается. Философов теперь интересует не столько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ, который в эпоху «великой классики» был ученым, исследователем, созерцателем, умопостигающим Микро- и Макрокосм, теперь становится «умельцем жизни», добытчиком не столько знания, сколько счастья. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. Оживляется интерес и изменяется отношения к кинизму, в котором внутреннее разорванное общество «восполняет» социальную несвободу асоциальной свободой . Возникают и оригинальные, не «комментаторского» толка философско-этические концепции, порожденные культурным состоянием эллинской эпохи — прежде всего, это скептицизм, стоицизм и этическая доктрина материалиста-атомиста Эпикура.
Запись в тетради.
Греки были благодарны киникам, за то, что они научили их пользоваться малым.
Девиз школы «Счастье – это умеренное наслаждение»
Эпикур, создавший материалистическое учение получившее название по его имени, также понимал под философией деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований безмятежную, свободную от страданий жизнь
Девиз школы «Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»
Стоики своей философией опирались на учение Гераклита, усилив в нем черты материалистичного гилозоизма (учение о всеобщей одушевленности универсума):мир целиком есть единое тело, живое и расчаленное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием.
Девиз школы «Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными»
Родоначальник античного скептицизма Пирон (365-275 гг. до н.э.) считал философом того, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий
Запись основных выводов:
Натурфилософия – единое многообразие мира в вещественной основе, не удалось объяснить социальные и духовные явления.
Школа Сократа – Платона – концепция идеи.
Аристотель – учение о форме.
Эллинистические школы – поиск смысла жизни.
Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли
IV. Закрепление изученного материала – 15 мин.
Практическое задание: самостоятельное решение тестов, с последующим коллективным обсуждением.
(Приложение №7)
V. Подведение итогов. Домашнее задание – 5 мин.
Преподаватель подводит итоги: говорит о том, что удалось, что не получилось в выступлениях обучающихся, выставляет оценки.
Литература
Основная литература:
Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов СПО. – М.:Логос, 2001.
Волкогонова О.Д. Основы философии:-ИД Форум-2011.
Антюшин С.С. Основы философии: М.;РИОР: ИНФРА-М, 2010.
Дополнительная литература:
Губин В.Д. «Основы философии». Учебное пособие 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2007.
Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М. 2006.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». М. Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 2003.
Интернет ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Античные философские школы
Ранний период (VII – VI вв. до н.э.) | Милетская школа | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен |
Пифагорейская школа | Пифагор и последователи
| |
Элейская школа | Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс | |
Диалектическая натурфилософия | Гераклит | |
Период расцвета (V – IV вв. до н.э.) | Атомисты
| Левкипп, Демокрит |
Софисты | Протагор, Горгий, Гиппий, Продик | |
Этический рационализм | Сократ и последователи
| |
Академия, или платонизм | Платон и последователи
| |
Ликей, или аристотелизм | Аристотель и последователи
| |
Периоды заката и упадка (IV в. до н.э. – VI в.) | Эпикуреизм | Эпикур, Метродор, Гермарх, Лукреций Кар |
Перипатетики | Теофраст, Аристоксен, Дикеарх, Стратон | |
Киническая школа | Антисфен, Диоген
| |
Мегарская школа | Евклид из Мегара, Евбулид, Стильпон | |
Киренская школа | Аристипп, Антипатр, Феодор, Гегесий | |
Стоицизм | Зенон, Клеанф, Хрисипп, Сенека, Марк Аврелий | |
Скептицизм | Пиррон, Секст Эмпирик, Энесидем | |
Эклектизм | Филон, Цицерон, Антиох, Боэций, Посидоний | |
Неоплатонизм | Саккас, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл |
Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие
древней греческой философии
|
|
последователей Орфея (орфизм) |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Главный философский интерес
| |
Натурфилософия
| Материальные субстанции Число Монолит Атомы + пустота |
Интеллектуализм
| Идеи (Сократ, Платон) Форма (Аристотель)
|
Эллинистическая философия
| Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Доклад «Сократ»
Сократ (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).
Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель.
Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Платонова ученика, Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: который из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа является комедия Аристофана «Облака», где Сократ представлен софистом и безбожником. Наконец, многие признают важным показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана.
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.
Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа. «Апология» соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.
На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Также он отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.
В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:
Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф — это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.
Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Доклад «Платон»
Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.
Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.
Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях Аристотеля.
Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестает быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет»
В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе». Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины»[
Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого»
В обыденном понимании диалектика — это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Доклад «Аристотель»
Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.
Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.
В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Приведите силлогизмы к стандартной форме:
а) Все металлы электропроводны
Некоторые жидкости – металлы
——————————————
б) Ни одна планета не светит собственным светом
Нептун – планета
——————————————
в) Всякий простой категорический силлогизм имеет три термина
Данное умозаключение не имеет трёх терминов
————————-—————
г) Все адвокаты – юристы
Некоторые адвокаты — шахматисты
——————————————
д) Ни одна роза не является деревом
Все розы – растения
——————————————
е) Все квадраты – параллелограммы
Все параллелограммы – четырёхугольники
——————————————
ж) Все кашалоты – киты
Ни один кит – не рыба
——————————————-
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Тест: Тема «Античная философия»
1. Античная философия —
а) теоцентрична
б) антропоцентрична
в) космоцентрична
2. Материальные субстанции –
а) числа
б) вода, воздух, огонь, земля
в) атомы и пустота
3. Первых философов называли натурфилософами, потому что они намного успешнее объясняли –
а) явления природы
б) социальные явления
в) духовные явления
4. Кто из перечисленных философов не физику, а этику ставил на первое место:
а) Демокрит
б) Гераклит
в) Сократ
5. Кто утверждал, что единичное бытие есть синтез материи и формы –
а) Представители эллинистических школ
б) Сократ и Платон
в) Аристотель
6. Что активно по Платону –
а) Демиург
б) идея
в) материя
7. Представителям какой школы были благодарны греки, за то, что они «указали наипростейший путь к жизни» —
а) киникам
б) стоикам
в) скептикам
8. Школа Эпикуреизма основана на идеях –
а) Демокрита
б) Гераклита
в) Парменида
9. «Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами», этот девиз принадлежит –
а) эпикурейцам
б) стоикам
в) скептикам
Верные ответы: 1в, 2б, 3а, 4в, 5в. 6в, 7а, 8а, 9б.