Урок самопознания, 3 класс
тема: Понимать себя и других
Цель: расширять представления о ценности взаимопонимания
Задачи:
• Раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;
• Развивать стремление уважать мнения других людей;
• Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям
Ход урока
Орг.момент.Позитивный настрой под музыку.
Звучит спокойная музыка.
Проверка домашнего задания : сочинение про семью –выборочно.
Определение темы урока
Прослушивание аудиобасни А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» с просмотром иллюстраций на интерактивной доске
Беседа:
— Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?
— Почему?
— Чему им нужно научиться?
— Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга.
— Как вы думаете, а у людей так бывает?
— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(ответы детей)
— Тема нашего сегодняшнего урока «Понимать себя и других»»
Беседа:
-Отчего происходит непонимание между людьми?
Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(ответы учащихся)
— Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание – результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение – всё это лежит в основе взаимопонимания
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату урока, написанную на доске:
«Понимание – основа любви»
Текст песни Мы желаем счастья вам от исполнителя Стас Намин
В мире где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
нам часто снится дом.
Нужно чтоб в грозу и снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд
Чтобы чей-то нежный взгляд
согревал теплом.
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
В мире где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждем порой мы весть
Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому
Знать, что счастье есть.
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
В мире где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом.
Нужно и в грозу и снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Согревал теплом.
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Мы желаем счастья вам
Мы желаем счастья вам
Мы желаем счастья вам
Народная мудрость
— Как вы понимаете смысл пословицы?
(ответы учащихся)
Просмотр фрагмента мультфильма «Голубой щенок»
Беседа
— Почему не хотели дружить с щенком?
— Чем он не похож на всех?
— Правильно ли они поступали?
(ответы детей)
Игра.
— А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
• Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
• Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
• С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.
• Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
• Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
Творческая работа. Заселение поляны человечками.
У всех учеников человечки разных цветов, разных размеров.
— Посмотрите на человечков, которые у вас в руках.
— Есть ли одинаковые у кого-нибудь?
— Так и все мы, мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что мы все разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.
— Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.
(дети прикрепляют своего человечка на полянку, делая хоровод.
— Посмотрите, так как все человечки разные, получился яркий дружный хоровод. Это красиво. Так и мы, когда все дружим, уважаем и любим друг друга – это красиво!
Подведение итогов.
— В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Групповое пение
Дети становятся в круг и исполняют песню:
Мы желаем счастья вам
Стаса Намина
Домашнее задание