Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования Чистопольского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Личностно — ориентированный классный час в 4 классе
Ихсанова Мадина Гарифовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Юлдуз
Личностно ориентированный классный час по теме «Конфликты»
( составлен и проведен учителем начальных классов М. Г. Ихсановой
с учащимися 4 класса)
Цель: 1.Способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.
2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.
Демонстрационные плакаты: а) Тема: «Конфликты»;
Б) определение конфликта;
В) причины возникновения конфликтов;
Г) положительное и отрицательное разрешение конфликтов;
Д) способы поведения в конфликтной ситуации;
Е) правила доброты, вежливости, честности.
2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
3. Рисунок солнца, тучи, молнии.
4. Воздушные шары на каждого ребенка.
Ход классного часа
I.Организационный момент. Эмоционально — психологический настрой на учебную деятельность.
Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).
Скажем: «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).
Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.
— Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз наших классных часов:
«Я умею думать, я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни, То и буду выбирать. А потом и выполнять!»
— Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах ? (Ответы детей).
II. Целевая установка и определение темы.
Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» — крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
— Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка, конфликт )
— Правильно, произошел конфликт.
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)
(На доске вывешивается плакат «Конфликты»).
— А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
(Ответы детей)
— Найдите и прочитайте, что же говорится об этом в толковом словаре.
(Дети находят определение слова в словаре и читают вслух. Вывешивается плакат «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».
— Ребята, а как вы думаете, почему происходят конфликты между людьми, в чем причина? (Ответы детей записываются на доске).
— Посмотрите на доску, как много предположений. А которое из них верное? Значит, целью нашего занятия будет что? (Узнать причины возникновения конфликтов).
— Ребята, а для чего нам нужно знать причины возникновения конфликтов? (Ответы детей).
— Правильно, чтобы предотвратить конфликты, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей задачей урока.
III. Содержательный компонент классного часа.
Поисковая деятельность.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
— Для этого вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:
А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
Б) Из-за чего возник конфликт?
В) Почему же все-таки возник конфликт?
Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).
(На доске выставляется плакат «Причины возникновения конфликтов: а) неумение договориться).
Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам
Затем детям предлагается разделиться на группы, проанализировать конфликты, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
А) Карточка № 1. – Петя, я сломал твою ручку, — тихо и робко сказал Сережа.
Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.
А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
Б) Карточка № 2. На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
— Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
3. Вывод. После совместного разбора ситуации учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
неумение слушать,
непонимание;
неумение договориться;
несдержанность.
На доске вывешивается плакат. Учащимся сообщается, что это лишь некоторые причины возникновения конфликтов. Предлагается подумать и назвать другие.
Тренинговое упражнение «Шалтай — Болтай».
Цель: Снятие напряжения, утомляемости, речевых и мышечных зажимов.
Ребята, прежде чем продолжить наш классный час, давайте отдохнем.
Встаньте в круг и покажите-ка мне, как вы крутились и вертелись на перемене. (Дети крутятся, вертятся и шумят). Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажите еще раз, еще раз болтаем руками, ногами, вертим головой.
Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.
(С.Я. Маршак).
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы, затем наклоняют туловище вниз.
— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали еще раз ладошками. Молодцы!
Скажите, пожалуйста, изменилось ли ваше настроение после этой игры?
(Ответы детей).
Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах.
Ребята, а теперь посмотрите и скажите, что изображено на плакате? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).
Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).
— Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.
Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, обозначить на плакате знаком «+» слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а знаком « — » — отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор. (На доске прикрепляется плакат со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
— Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)
«Я – задание». Индивидуальная работа.
Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами учились познавать не только окружающих нас людей, но и самих себя. Сейчас эту работу продолжим. Я предлагаю вам заполнить карточку «Я в конфликте», в которой вы должны перечислить привычные для вас способы поведения в конфликтной ситуации.
(Учащиеся перечисляют способы поведения, которыми они пользуются в конфликтных ситуациях).
А сейчас сравните свои карточки со словами, отмеченными на доске, и подумайте, хотелось бы вам изменить что-либо в своем поведении или нет?
Дома напишете сочинение – рассуждение на тему «Я в конфликте».
7. Анализ конфликтных ситуаций из жизненной практики. Коллективная работа.
Ребята, а теперь поднимите руки, кому из вас лично приходилось наблюдать какие-либо конфликты? (Поднимают руки).
Припомните один из них, посовещайтесь и договоритесь между собой, чей случай хотели бы вы сейчас разобрать.
Выслушивается, анализируется и делается вывод по одной конфликтной ситуации из жизни детей.
Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли прожить жизнь без конфликтов? (Ответы детей).
Да, конфликты, к сожалению, существовали и, будут существовать. Но почему же все-таки они возникают, как вы думаете? (Все люди разные, разные характеры, чувства, интересы, мнения).
Правильно, ребята. А как вы считаете, почему не всегда положительно разрешаются конфликты между людьми? От чего это еще зависит? (Ответы детей). (Главное — от неумения общаться).
Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом. А что значит — уметь общаться? (Это, значит, соблюдать правила доброты, честности и вежливости).
— Припомните, пожалуйста, эти правила, и назовите. (Называют). Молодцы!
(Приложение 1)
8. Итог классного часа.
Итак, ребята, теперь повторим еще раз девиз наших классных часов. (Повторяют хором). — Так что же нового и полезного для жизни вы сегодня узнали и выбрали для себя?
(Ответы детей. Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы: — Что такое конфликты?
— Почему возникают конфликты?
— Перечислите, какими положительными способами разрешения конфликтных ситуаций, если будет нужно, вы будете пользоваться в жизни?
Ребята, а что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по нашей теме? (Пожелания детей).
— А я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное — чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)
Спасибо за активное сотрудничество, умение серьезно думать, рассуждать и доказывать.
Приложение 1.
Правила вежливости:
Будь всегда приветлив;
Здоровайся при встрече:
Уходя, прощайся;
Благодари за помощь;
Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься;
Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим;
Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Правила доброты:
Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду;
Прощать ошибки других;
Не жадничать;
Не завидовать;
Жалеть других.
Правила честности:
Сказал – сделай;
Не уверен – не обещай;
Ошибся – признавайся;
Забыл – попроси прощения;
Говори то, что думаешь;
Не можешь сказать правду – объясни, почему;
Не выдавай чужую тайну.
Приложение 2.
Отзывы по проведенному личностно ориентированному классному часу в 4б классе по теме: «Конфликты».
1. «Спасибо, Мадина Гарифовна, за прекрасно проведенный классный час, на
котором совершенно отсутствует тревожность, натянутость, отрицательная
энергетика. Все проходит спокойно, в рабочем ритме. Продумано все до
мелочей».
ЗДВР МОУ «СОШ №13» города Чистополя.
«Мадина Гарифовна классный час вела непринужденно, спокойно, что и
требуется для учащихся младших классов. Детки очень активные,
рассудительные, грамотные, воспитанные. Уже видны свои звездочки
(Лейсан, Арслан). Это мое мнение, возможно, я ошибаюсь. Молодцы!
Так держать!»
(Гатауллина В.Ш., методист Управления Образования).
«Это меня удивило и поразило. Очень понравилось, как дети, 4 класса,
могут выражать свои мысли и чувства в речи».
Никитина Л. Ю., ЗДВР МОУ «Больше — Толкишская СОШ».
«Каждый ребенок – личность, педагог – личность, а личность воспитывает, конечно же, личностей! Спасибо!».
Гилязова О.А., ЗДВР МОУ «СОШ № 16» города Чистополя.
«Особенно хочется отметить классный час в 4б классе на тему: «Конфликты», где классный руководитель Ихсанова Мадина Гарифовна умело подвела учащихся к определению «конфликты». Мы пронаблюдали, как учащиеся 4 класса умеют думать, делать выводы, обобщают, раскрывают причины и следствия конфликтов. Дети свободно выступают, ответы полные, очень хорошая эмоциональная обстановка. Каждый учащийся высказывает свое собственное мнение. Видно, что работа ведется системно».
(Софья Михайловна, ЗДВР МОУ «СОШ № 17» города Чистополя.