Тема урока: «Гражданин — Отечества достойный сын»
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тип урока: изучение новой темы
Цели:
Образовательные: Способствовать формированию у учащихся четких представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях;
Развивающие: формированию речевых умений (вести рассуждения и аргументировать свою точку зрения), умения работать с текстом, находить нужную информацию.
Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, гражданской позиции;
Задачи: Развивать представление об истинном гражданине и патриоте
Формы организации работы детей: беседа, самостоятельная работа с раздаточным материалом, учебником, выступления учащихся, ролевая игра.
Используемое оборудование: раздаточный материал (статьи конституции РФ, кроссворд), экран и проектор
Ход урока
Сегодня мы проведём урок, который очень важный для каждого из нас. Для того чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы должны разгадать кроссворд.
Если все слова будут разгаданы правильно, то вы узнаете главное понятие урока.
( учащиеся разгадывают кроссворд, потом подводятся итоги) (слайд 2)
|
|
| г | е | р | б |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| р | е | ф | е | р | е | н | д | у | м |
|
| ф | л | а | г |
|
|
|
|
|
|
|
|
| д | е | р | ж | а | в | а |
|
|
|
|
|
|
|
| ф | е | д | е | р | а | ц | и | я |
|
|
|
|
|
| п | а | т | р | и | о | т | и | з | м |
|
|
| к | о | н | с | т | и | т | у | ц | и | я |
|
р | о | с | с | и | я |
|
|
|
|
|
|
|
|
| г | и | м | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Государственный символ
2.Всенародное голосование
3.Государственный символ
4.Символ государственной власти
5.Форма территориально-государственного устройства РФ
6.Любовь к Родине
7.Основной закон РФ
8.Название нашего государства
9.Государственный символ
1.Итак, главное понятие «гражданин», а тема урока — «Гражданин — Отечества достойный сын» (слайд 3). Что сегодня на уроке вы бы хотели узнать? (кто такой гражданин и какого гражданина можно назвать достойными своего Отечества.)
Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира, кого считали в этих странах гражданином? (свободные коренные жители, чьи родители оба граждане которые могли голосовать на народном собрании). А теперь посмотрим, какое значение имеет это понятие сегодня (4 слайд). ( Запись понятия в тетрадь: «Гражданин –– это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности.)
2.Каждый гражданин имеет определенные права и обязанности.Вы знаете, что все права и обязанности прописаны в основном законе нашей страны. Как он называется? Когда был принят?(6 слайд)
Перед вами выдержки из Конституции, открываем учебник, найдем страницу 108 пункт 2 «Права и обязанности граждан». Задание найти права гражданина РФ.
Перечисляем права человека. (Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право избирать и быть избранным в органы власти, Политические права: избирать своих представителей в Государственную думу и Президента, избирать и быть избранным, участие в референдуме, право участвовать в судах, равный доступ к государственной службе, право обращаться в государственные органы, право на образование социальные и культурные права гражданина).
3. Гражданин имеет не только права, у него есть еще и обязанности. Проверим, имеете ли вы о них представление. Предлагаю провести необычную физкультминутку. Если я называю право гражданина РФ вы сидите, если обязанность, то встаете (свобода слова (п), охрана природы (о), трудиться (п), избирать президента (п), защищать Отечество (о), соблюдать законы (о), свободно передвигаться (п), платить налоги (о). Молодцы, справились с заданием. А теперь посмотрим на схему (слайд 8). Прочитайте статьи Конституции об обязанностях, сравните их с текстом. Какую обязанность можно добавить к схеме учебника? (Обязанность получить основное образование). Перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?
— Защита Отечества (с 18 лет);
— Платить налоги (нет заработка, т. к. работать можно с 16 лет).
Сравните права и обязанности, чего больше? (Прав) – Ребята, на самом деле, это только кажется, что прав больше. Прав ровно столько же, сколько и обязанностей, не бывает прав без обязанностей. Обязанности и права взаимосвязаны. Каждый из нас имеет право на жизнь, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы наше право не нарушить. Каждый из нас имеет право на свободу, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы не нарушить нашу свободу. Каждый из нас имеет право на образование, это значит, что все окружающие обязаны вести себя так, чтобы не мешать нам становиться образованными людьми. Право для одного становится обязанностью для других. – Всё-таки, получив столько прав, человек обязан стать гражданином, достойным общества, давшего ему столько прав. Вы согласны со мной?
4.Давайте, вспомним из истории достойных граждан своего Отечества. У нас в стране есть свои герои, с которыми вы познакомитесь, посмотрев небольшую сценку.
В начале 17 века Россия переживала тяжелые времена. Ослаблением государства воспользовались Польша и Швеция. В Россию вторглись иностранные войска. В Москве обосновались польские захватчики. Избавителем России стал простой мещанин Кузьма Минин. Немедля он пошел на площадь и обратился к народу. Представим себе эту сцену (учащиеся разыгрывают сценку)
КУЗЬМА МИНИН. Вера и Отечество наши погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества для избавления Москвы, продадим свои дома, заложим жен и детей своих и выкупим из беды Отечество. Бог благословит наше предприятие!
НИЖЕГОРОДЦЫ. Умрем за Русь святую!
КУЗЬМА МИНИН. Несите все, что имеете, люди русские! Жертвуйте ото всей души!
МЕЩАНИН В ТОЛПЕ. А зачем столько денег-то?
ПИСЕЦ-ГРАМОТЕЙ. Как на что? Ужель не понимаешь? Надо войско-то какое большое собрать. А откуда взять оружие? А на прокорм, на одежду воинам — сколько потребно?
БОГАТАЯ ГОРОЖАНКА. Шубу отдаю со своего плеча. Монеты золотые и ожерелье с камнями хиндустанскими.
ДРУГАЯ БОГАТАЯ ГОРОЖАНКА. Кольца свои жертвую. А вот у моего сыночка Васятки пуговки серебряные на кафтанчике срежу — отдам.
ГОРОЖАНИН ПОБЕДНЕЕ. И с кокошников-то алмазы и жемчуга снимайте, барыни. Изумруды и яхонты не берегите. Простым бисером замените.
БЕДНАЯ ГОРОЖАНКА. И я принесу свою долю. Ох, бедность наша! Да дочурке моей сережки серебряные крестный намедни подарил. Ничего, без сережек ходила пятнадцать годков, еще походит.
КУЗЬМА МИНИН. Спасибо, милые мои! Если так и дальше дело пойдет, прогоним мы ворогов с родной земли. Избавим Отечество от погибели.
В войске, собранном Мининым и Пожарским, были представители многих народов России. Народы-братья разгромили иностранных оккупантов и спасли Россию от порабощения.
Не только те люди, которых мы знаем из истории, совершают гражданские поступки и в повседневной жизни есть место таким поступкам.
Вспомним годы ВОв нашего земляка Героя Советского Союза Феофана Григорьевича Радугина. (Краткое сообщение ученика.)
Феофан Григорьевич Радугин, летчик, горномариец уроженец деревни Камакануры Еласовского сельского совета. За время Великой Отечественной войны совершил 247 вылетов в глубокий тыл противника, доставлял партизанам оружие, боеприпасы и медикаменты. Он совершал ночные рейсы в партизанские отряды. Вывозил раненых. Всего за годы войны доставил 120 тонн грузов и вывез 380 человек. Забрасывал во вражеский тыл диверсантов и разведчиков. Присвоено звание Героя Советского Союза.
В годы афганской войны наши земляки горномарийцы совершали подвиги. Один из них Пеньков Анатолий Вячеславович. (Краткое сообщение ученика).
Пеньков Анатолий Вячеславович из моей деревни Шунангер Кузнецовского сельсовета является участником Афганской войны. Участвовал в боях в городе Кунтуз, Баглан, Герат, Кабул. Воевал с душманами, спасая судьбу человечества ради мира на земле. Имеет награды «За отличие в охране государственной границы», «За боевые заслуги», «За мужество».
В наше время очень часто бывают межнациональные конфликты. На защиту своего народа встал один из сынов своей Родины Валерий Гергиев. (Краткое сообщение ученика).
8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.
Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Дирижёр Валерий Гергиев дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, поддержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.
Наша школа не исключение, медаль нашла своего героя. Мы были свидетелями награждения награды нашего любимого учителя физкультуры, профессионала своего дела Микрякова В.Ф. Слово даем Микрякову В.Ф. (Выступает Микряков В.Ф.)
Микряков В.Ф. достойный гражданин нашей малой родины. Вы согласны со мной?
Какими качествами должен обладать гражданин, чтобы его можно было назвать достойным? (Активность, неравнодушие, ответственность, патриотизм, гуманизм)
Можно с уверенностью сказать, что счастлива та страна, которая состоит из граждан в самом высоком смысле этого слова.
5. Итак, ключевым словом нашего урока является гражданин. Давайте ещё раз вернёмся к теме нашего урока. Вопрос:
1) Дайте определение понятию «гражданин».
2) Так кого мы можем назвать достойным сыном Отечества?
Составим синквейн со словом гражданин.
Ключевое слово (существительное)
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол.
Фраза из 4-х слов
Вывод (существительное).
Гражданин
Свободный и Ответственный
Любит, гордится, защищает.
Гражданин – Отечества достойный сын
Патриот своей страны.
6. Домашнее задание. Параграф 13, читать, ответить на вопросы, провести опрос среди учащихся 5,7 классов «Что полезного для страны могут сделать дети?» и написать мини — сочинение. (10-15 предложений),
7. Рефлексия и выставления оценок.