Методическая разработка урока:
МБОУ СОШ №51 г. Липецк
Кладова Лариса Алексеевна учитель истории и обществознания
Обществознание
8 предпрофильный уровень
Программно-методическое обеспечение: рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию; учебник обществознане на базовом (под редакцией Л.Н. Боголюбов); тематическое планирование по обществознанию на базовом уровне; Интернет – ресурсы.
Тема урока: «Безработица, её причины и последствия»
Цель:
Познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснить её причины и последствия.
Решить проблему «Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?»
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников в условиях конкуренции;
дать учащимся представление, что такое безработица;
выяснить причины безработицы;
проанализировать на конкретных примерах последствия безработицы.
развивающие:
формировать критическое мышление;
научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
продолжить работу по формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
формировать собственное суждение, представление, умозаключение о причинах и последствиях безработицы;
продолжить развивать монологическую речь учащихся и умения работать в группах;
способствовать формировании ключевых компетенций на уроках обществознания, а также метапредметных результатов обучения.
воспитательные:
развивать познавательные интересы учащихся по предмету;
вовлечь в активную практическую деятельность;
совершенствовать навыки общения.
8. Тип урока: современный комбинированный урок (формирования нового проблемного видения, адаптивная система обучения)
Краткая характеристика урока:
Современный урок – это формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. В ходе урока могут использоваться: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, интернет-технологии.
Основным признаком адаптивной системы обучения (АСО) является резкое увеличение времени самостоятельной работы учащихся на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
На уроке учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, в том числе устной работы – для чего необходим партнер (партнеры) – ученик, учитель, ИКТ, ТСО. На уроке учитель используют разнообразные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
На уроке в АСО (типовом) деятельность учащихся носит, как правило, рецептивный и продуктивный характер, формы организации познавательной деятельности преобладают групповые и индивидуальные. И в общей сложности занимают до 25 –30 мин. Самостоятельная работа 5 + 10 + 12 + 25мин. Каждый ученик на каждом уроке говорит в среднем приблизительно 8 минут.
Главное — организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке по овладению новым материалом
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, создаются условия для полного развития личности учащегося.
9. Форма работы: дифференцированно-групповая (фронтальная, парная, индивидуальная).
10. Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к уроку, рабочие тетради, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Слайд
| ||||||||||||
Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодняшний урок — завершает изучение целого ряда тем, связанных с функционированием рыночной экономики (отношение собственности, предпринимательская деятельность, неравенство доходов, роль государства в рыночной системе хозяйствования). Давайте вспомним Вопрос к классу: (фронтальный опрос)
Предполагаемый ответ: — многообразие форм собственности — предпринимательство — конкуренция — свободное ценообразование — решения о производстве, распределении и потреблении принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. (Что производить, для кого производить и как производить)
Предполагаемый ответ: — обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы (сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения) — защита конкуренции. — перераспределение дохода и богатства -корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта -стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. — охрана окружающей среды.
Обращение к классу: (2-мин) Исходя из моих вопросов и ваших ответов сформулируйте мне тему сегодняшнего урока. Предполагаемый ответ: Тема урока: «Безработица, её причины и последствия». Какие цели мы должны с вами поставить перед собой, для успешного овладения новым материалом и получение новых знаний? Предполагаемый ответ: — познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснить её причины и последствия. Вашему вниманию я предлагаю план работы на уроке.
В ходе урока мы с вами должны решить важную проблему: «Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?»
Сегодняшняя работа на уроке предполагает работу в парах, работу всего класса и каждого из вас. Открыли тетради и записали тему урока и план урока. Тему урока выделяем зеленым цветом. В своей деятельности человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и т.д. Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способностей человека трудиться. Мы с вами попытались ответить на вопрос: Каждый ли имеет право на труд? При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Согласно документу Основного закона нашего государства – Конституции РФ, исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. Так, в ст. 37 основного закона указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. принудительный труд запрещён». Другой документ – Трудовой кодекс РФ. (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Как видим наши предположения с вами оказались правильными. По закону: каждый имеет право на труд. В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был различным. Давайте с вами выясним, имеется ли прямая зависимость занятость трудоспособного населения от характера труда. Работа в парах. (2 мин) Для этого я вам предлагаю поработать в парах. На парте у вас присутствуют задания, которые соответствуют пунктам плана нашего урока. Попытайтесь выполнить задание№1, 2 к первому пункту плана. Задание №1. Безработица спутник рыночной экономике (базовый уровень) Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах» Характеристика труда
Вопрос:
Задание №2 Безработица спутник рыночной экономике (предпрофильный уровень) Документ. Фрагмент из работы современных российских ученых о характере труда наемного работника в условиях рынка: «Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех реформ принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями … создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования … инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только (работников) … но и работодателей». Используя текст, ответьте на вопрос:
Проверка работы в парах (2 мин) Труд в рыночной экономике как мы выяснили, носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого нанимать на работу) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник сам решает, где ему на наиболее выгодных условиях работать) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Вопрос к классу: (1 мин) Какое явление в экономической жизни общества может произойти?
Показ видеофрагмента, блок новостей о безработице в мире «Потерянное поколение» (0,48 мин) Вопрос к классу: (1 мин) Можно ли утверждать, что безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира? Используя отрывок из документа выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным. Задание №3 Безработица спутник рыночной экономике (3-5 мин) ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Занятость граждан 1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход… Статья 2. Занятые граждане Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения … временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, … Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. 3.Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста;… Работа с понятийным аппаратом.
Запись в тетради понятийного аппарата Безработица – социально-экономическое явление. Когда часть активного населения (лица 16 лет и старше, желающие работать) не может применить свою рабочую силу в производстве товаров и в сфере услуг Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах: Число безработных Уровень безработицы = ———————————- * 100% Трудоспособное население Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться. Занятость населения — деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путем получения дохода, основанного на личном труде. К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др. Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие. Давайте вместе попытаемся их обозначить. (смысловое умозаключение 3 мин)
Работа со статистическими данными в парах. Внимательно просмотрите статистические данные, проанализируйте и сделайте вывод:
Уровень безработицы %
Прогнозируемый ответ: Международные сопоставления показывают, что безработица выросла практически везде, причем есть страны, где ситуация много хуже. В Испании уровень безработицы достиг почти 20%, в Латвии – 22,8%. В РФ – 9%
Прогнозируемый ответ: Занятое население в процентном соотношение преобладает над безработными, что говорит о принятие своевременных мер по недопущения увеличения численности безработных, со стороны государства, а также активности населения по самостоятельному нахождению работы .
Прогнозируемый ответ: Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, более 50% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости, прибегая к помощи друзьям, родственников, знакомых. Только от 30-40 % обращаются в службу занятости, 24% напрямую к работодателям, 20-22% используют ресурсы СМИ. Высокий уровень безработицы, как мы видим, влечёт за собой серьезные экономические и социальные последствия. Используя материалы учебника (стр. 168-169) найдите и выделите «Последствия безработицы для общества» (индивидуальная работа 2 мин)
Некоторые экономисты утверждают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий Вопрос к классу: Как вы думаете, они правы? Предполагаемый ответ: Позитивные последствия безработицы
Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройства. В связи с этим возникает вопрос, какова роль государства в обеспечении занятости? Видеофрагмент «Совещание при президенте Д.А. Медведева» (5 мин) IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин) В ходе урока мы с вами познакомились с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснили причины появления и рассмотрели последствия. Возвращение к проблеме: «Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?»
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (1 мин) Параграф № 21. вопросы из рубрики «Проверь себя» 1,2,4, 5 Для предпрофильной группы подготовить презентацию по теме: «Роль государства в обеспечении занятости населения». VI. Подведение итогов работы, выставление оценок. (2-3 мин) | Слайд1 Слайд2 Слайд3 Слайд4 Слайд5 Слайд6 Интерак тивная доска Слайд6 Слайд7 Слайд8 Слайд9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 |
Задание №1. Безработица спутник рыночной экономике
Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах», сопоставляя:
Характеристика системы
I. Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.
II. Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Наличие общественного и коллективного труду в различных отраслях производства и сферах услуг.
Государство обеспечивало 100% занятость населения и в этих целях поддерживало убыточные предприятия.
Характеристика труда Название системы
Обязательный
Добровольный А) Командная экономика
Свободный Б) Рыночная экономика
Инициативный
Принудительный
Характеристика системы
| Характеристика труда
| |
|
|
|
|
|
|
Вопрос:
Можно ли говорить о том, что характер труда предопределяет занятость населения?
В чем разница между трудоспособным, занятым и безработным человеком? Приведите примеры трудоспособного, занятого и безработного человека.