Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №135 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Кемеровская область
Конспект урока
«Доброму делу – добрый ответ»
подготовила
воспитатель
Михайлова Ирина Васильевна
Кемерово 2010
Конспект занятия в старшей группе
«Доброму делу – добрый ответ»
Михайлова Ирина Васильевна,
воспитатель
высшей категории
МДОУ №135 «Детский сад общеразвивающего вида»
Кемеровской области
Предварительная работа
Прогулка проводится зимой. Дерево выбирается заранее. По пути к засохшему дереву по силуэтам определяют породы деревьев.
С детьми внимательно рассматривают засохшее дерево, отмечая его «плохое самочувствие»: засохшие ветви, отсутствие листвы, торчащие корни, потрескавшаяся и отслаивающаяся кора.
Метка означает, что дерево вылечить нельзя, и чтобы оно не заразило другие деревья, его скоро спилят.
Воспитатель просит детей подумать, что можно сделать из этого спиленного в лесу дерева? (Лавки, песочницы, качели, машины, лестницы.)
Подводит детей к выводу: дерево умерло, сделав очень много для людей (давало кислород, тень, прохладу, украшало лес), но и после смерти дерево еще послужит людям.
Ход занятия:
Материал к занятию: кукла в костюме доброй Феи с корзинкой, в которой лежат бумажные зеленые листочки; модель «Сухое дерево», клей, ширмы, на которых нарисованы силуэты зимних деревьев; ветви этих деревьев, вода, игрушечные заяц и белка, сказка Н. Павловой «Зимняя пирушка».
1-я часть. Сюрпризный момент: появление куклы-Феи.
— Как вы думаете, эта Фея злая или добрая?
Почему вы думаете, что добрая?
— А что значит добрый?
Итог: добрый человек всегда делает так, что другим людям, животным, растениям всему живому было хорошо, радостно, приятно. Это заботливый человек, он никого не обижает и ничего не разрушает.
Наша добрая Фея приглашает вас сегодня в сказочный лес послушать сказку о добре.
2-я часть. Чтение сказки М. Павловой «Зимняя пирушка»
Перед чтением детей знакомят с персонажами сказки: белкой и зайдем. Белочка дает зайцу поручение, а он исполняет его (принести веточку того дерева, которое называет белочка). Заяц отыскивает на картинке силуэт дерева, выбирает ветку, относит белочке и ставит в вазу.
По окончании чтения беседа:
— Кто в сказке добрый?
А вначале белочка была доброй?
— Как она изменилась в конце сказки?
З — я часть. Физкультминутка
— Давайте вспомним и покажем деревья, которые мы видели в лесу. Я отвернусь, посчитаю до трех, а вы покажете дерево, которое я назову:
• береза — руки вверх, кисти рук опустить вниз;
липа — руки подняты вверх, прогнуты в локтевом суставе, пальцы широко расставлены в стороны;
• сосна — руки разведены в стороны;
• ель — руки опущены вниз, кисти в стороны;
• осина — руки подняты вверх, пальцы сжаты;
• дуб руки изогнуты в разных направлениях (корявые ветви); клен руки подняты вверх; на кистях оставить по два пальца
4-я часть. Работа с моделью «несчастное дерево». Демонстрируется модель, объясняется, что Фея сфотографировала (несчастное) дерево. Можно ли ему помочь?
Фея говорит, что можно: она принесла волшебные листочки. Каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело.
Фея раздает детям по одному зеленому листочку, предлагает придумать, как можно помочь дереву. Пожелания детей, а также имя ребенка записываются на листочке. Ребенок приклеивает его к дереву. Вот что получилось:
Когда все дети внесут свои предложения, воспитатель обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем появилось много листочков от добрых пожеланий ребят. Сухое дерево от заботы и доброты стало «счастливым».
Воспитатель: Вы всегда должны быть добрыми, заботиться обо всех и обо всем, что вас окружает. И тогда все вокруг станет красивым, здоровым и добрым.
Я думаю, что вы обязательно должны вырасти добрыми, настоящими друзьями природы.
Если данное занятие проводится в старшей группе или подготовительной к школе, то задание в ходе чтения сказки можно усложнить, для этого надо подготовить ветки березы, дуба, сосны, осины, клена, ели.
Первый вариант: ветви расположить не около ширм, а на отдельном столе и не по порядку, как в сказке.
Второй вариант: ветви разложить на столах, за которыми сидят дети. В ходе чтения сказки ребенок, около которого лежит ветка дерева, о котором идет речь, встает и ставит веточку около «дупла» белочки.
Список использованной литературы
1. М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 2003
2. А.Минакова. Экология для малышей. – К.: “Фолиантъ”, 2007
3. Л.С.Журавлёва. Солнечная тропинка. – М.: издательство “Мозаика-синтез”,2006.
4. С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.