Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42 г. Белгорода»
Интегрированный урок
(православная культура, история)
ГЛАВНАЯ ОБИТЕЛЬ РОССИИ — ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
(10 класс)
Подготовили:
учитель православной культуры
Толпик Т.А.,
учитель истории и обществознания
Островская Е.М.
Белгород 2013
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Создать условия
— для осмысления понимания Троице-Сергиевой лавры как части отечественной истории;
— для установления взаимосвязи между историческим прошлым и настоящим;
— для формирования навыка размышления над прочитанным и увиденным.
Способствовать
— развитию у учащихся способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий, речи, памяти, познавательного интереса к духовному наследию нашей Родины;
— развитию гуманистического мировоззрения и нравственных качеств учащихся.
Создать условия по воспитанию у учащихся любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.
По ФГОС
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Метапредметная: формировать навыки планирования своей работы, корректировки своей деятельности на уроке
Предметная: история в лицах, роль лавры в становлении личности князя, царя.
Личностная: развивать качества духовности, сопричастности, воспитывать кротость, уважение к истории своей страны.
Оборудование: УМК для средней школы под редакцией В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец – учебник «Православная культура 10-11 класс»; информационные технологии: презентация, видеофрагменты.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Вход в класс.
2.Приветствие:
Учитель православной культуры.
— Здравствуйте, ребята! Мы очень рады вас видеть. Сегодня на уроке продолжится наш разговор о святых местах, о монастырях, а где мы побываем через несколько минут — об этом вы узнаете немного позже.
II. Проверка дом. задания.
Учитель православной культуры.
— (слайд 1) А сейчас давайте проверим ваши знания. Посмотрите внимательно на экран. Каким одним понятием можно объединить все слова?
(Ответы учащихся)
Учитель православной культуры.
— Предлагаю вам сформулировать определения понятиям, которые вы видите на экране.
Ответы учащихся:
Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию.
Подвижник – человек, принявший на себя тяжёлый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели.
Пустынь – разновидность монастыря в труднодоступной пустынной местности.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Игумен – то же, что настоятель (начальник, управляющий мужским монастырём).
Постриг – обряд принятия монашества.
Обет –
Инок – то же, что монах (член религиозной общины, дающий обет вести аскетическую жизнь).
Рака – большой ларец для хранения святых мощей.
Просвещение – передача, распространение знаний и культуры.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель православной культуры.
— Давайте попытаемся совместно определить тему нашего урока. (слайд 2) Помогут в этом вам подсказки, с которыми вы должны поработать. (Учащиеся предлагают тему урока)
— (слайд 3) Тема нашего урока: «Главная обитель России – Троице-Сергиева лавра». (Учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь)
Учитель истории. (слайд 4). «Мешок или корзину идей».
— Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? Сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответ. Давайте заполним ими «Корзину идей».
Учитель истории.
— Какая же цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель урока)
Учитель православной культуры.
— Правильно, ребята. Мы вспомним о преподобном Сергии Радонежском, узнаем об истории и развитии Троице-Сергиевой лавры, а самое главное, постараемся ответить на вопрос (слайд 5) «Роль Троице-Сергиевой лавры в истории России и в нравственном воспитании личности? »
Учитель истории. Этапы деятельности.
— Ответить на данный вопрос – это наша цель, вершина, которую мы должны покорить. Сейчас мы у подножия, чтобы проще было преодолеть этот путь, давайте составим план действий. Как вы думаете, какие действия нам нужно запланировать, чтобы достичь цели? (Ответы учащихся; план записывается на доске.)
Учитель православной культуры.
— На протяжении всего урока вам предлагается заполнять таблицу в парах о роли Троице-Сергиевой лавры в истории России и в нравственном воспитании личности. В конце урока проверим, что у вас получилось.
IV. Изучение нового материала.
Учитель православной культуры.
Работа с материалом о Сергии Радонежском.
— Не будем терять время и начнем работать по плану урока. Предлагаю вам познакомиться с личностью Сергия Радонежского. Для этого вы поделитесь на группы. У каждой группы для поиска информации будет свой источник:
1 ряд – учебное пособие;
2 ряд – словарь;
3 ряд – интернет.
Учитель православной культуры. Во время ответов детей можно показать слайды 6-23.
— Расскажите, что вы узнали о рождении и семье преподобного? (Ответы учащихся)
— Как начиналась история Троицкой обители? (Ответы учащихся)
— Кого и на какую битву благословил преподобный Сергий Радонежский? (Ответы учащихся)
— Какой пример подавал преподобный Сергий Радонежский своим послушникам? (Ответы учащихся)
(Для учителя: В 23 года преподобный принял монашеский постриг с именем Сергий. С преподобного Сергия Радонежского начинается в России монашеское подвижничество посредством уединения. 4 года жизни прошли в полном одиночестве в постоянной молитве, в чтении Слова Божьего, в телесном труде. Его монашеская келья стала началом Сергиевского монастыря. Из «Жития» преподобного Сергия: «…он был для братии поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, постником, служил как раб купленный, ни на один час не складывал рук для отдыха». Благословляя Дмитрия Донского, сказал преподобный: «Иди на безбожников смело, без колебаний и победишь!» После усердной молитвы Пресвятой Богородице преподобного Сергий удостоился Её святого посещения. Богородица коснулась упавшего на колени старца и произнесла: «Не печалься о своей обители, она всегда будет иметь изобилие во всём не только при твоей жизни, но и по отшествии твоём к Богу. Я никогда этого места не оставлю». И это чудесное явление изображено над ракой в Троицком Соборе Лавры. Почил прп. Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет, и не было дня, когда к нему не приходили за помощью со своими заботами и скорбями.)
Учитель православной культуры.
— Епифаний Премудрый – составитель первого жития преподобного Сергия – даёт следующий образ юного Варфоломея: «Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, ни в чём не попускал себе послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержанно… Псалмы в его устах никогда не прекращались. Ни пива, ни мёда никогда не вкушал. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности».
Учитель православной культуры.
— Когда читаешь подобные строки, невольно сравниваешь с собой, и нередко приходишь в ужас от несоответствия.
V. Первичное закрепление знаний учащихся.
Учитель православной культуры.
(Вопросы о преподобном Сергии)
— А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать, изучать литературу о святых, преподобных? Что даёт современному человеку такая литература? (Ответы учащихся: Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия! Она показывает человеку духовную красоту, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую. Читать такую литературу, значит узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего).
Видеофрагмент о кротости.
Учитель православной культуры.
— В нас много страстей, пороков, которые мешают человеку подниматься вверх в своём духовном росте. Свои души мы должны украшать добродетелями. А мы вместо этого чаще отяжеляем её страстями. Можем ли мы бороться с пороками? (Ответы учащихся)
Учитель православной культуры.
— Да, действительно можем. Давайте попробуем.
Работа с добродетелями и пороками. (слайд 24)
На партах у вас лежат рабочие карты, в которых название страстей, пороков их пояснение. Справа – средства борьбы с пороками. Вам нужно соотнести порок и средство борьбы с ним. Учащиеся работают с картами пороков и добродетелей. (слайд 25)
Учитель православной культуры.
— А теперь давайте составим духовный портрет преподобного Сергия Радонежского. (Составление духовного портрета) (слайд 26)
Учитель истории.
— Запишите в тетрадь.
— Преподобный Сергий Радонежский во время своей земной жизни:
Мирил князей, объединял их наставлениями и молитвой.
Был учителем для ищущих истину.
Сам строил монастырь, выращивал огород, готовил пропитание для монахов.
Распространял православную культуру.
Молитвенник за землю русскую, духовный наставник князей.
Монах — воитель, благословил не битву Дмитрия Донского и воинство русское.
Установил порядок престолонаследия для русских князей.
Учитель православной культуры.
— Каждый человек должен пройти в жизни свою лестницу. Какой она будет, сколько в ней ступенек? И будет ли она вести вверх, к свету, к совершенству или вы по ней будете скатываться вниз? А может, вы остановитесь на одной из ступеней, и так и не сделаете того, что вам было под силу? Так или иначе, каждому из нас есть над чем задуматься. Радует то, что вы все сейчас находитесь на одной из самых первой и главной ступеньке вашей жизни, а значит всё в ваших руках. И пример преподобного Сергия пусть будет для вас путеводною звездой. Но самое главное духовное наследие преподобного Сергия нам – это Троице-Сергиева лавра.
VI. Исторический фон.
Учитель истории.
— Многие русские монастыри составляют не только славу Русской православной церкви, но и славу нашей Родины. В стенах и под стенами этих обителей совершалось много событий, которые имели зачастую судьбоносное значение в истории России. Истинный смысл основания той или иной обители часто скрыт от нас за дымкой времени, но при известной общности картины возникновения и развития монастырей каждый из них имеет свою собственную судьбу и свой неповторимый духовный и архитектурный облик, складывающийся столетиями. Сейчас постараемся определить этапы становления Лавры в истории Российского государства. На основании работы с текстом «История лавры», заполните таблицу по группам:
Правитель | Связь с лаврой | |
|
|
|
1 группа: XIV – XV века;
2 группа: XVI — XVIII века;
3 группа XX век.
Работа с текстом по вариантам. Заполнение таблицы.
Подведение итогов работы. Во время рассказа учащихся о событиях 1380 года показать видео фрагменты «Русские победили!» и «Люди стекались в монастыри».
VII. Закрепление знаний учащихся. Обобщение «Связь времён».
Учитель православной культуры.
— В чём духовное наследие преподобного Сергия? Что оставил он для нас живущих? (Ответы учащихся)
Учитель истории.
— В итоговой аттестации в части А по истории встречаются тексты посвященные житиям святых, духовным отцам, великим князьям. Например: прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком князе идёт речь.
«… Великий князь отправился поклониться Живоначальной Троице и мощам Сергия Чудотворца… И так они вскоре подошли к монастырю. Князь великий, увидев, что ему нет ни от кого помощи, ринулся в монастырь, к каменной церкви Святой Троицы. Пономарь же, инок по имени Никифор, прибежал и отворил церковь, князь вошёл в церковь, а Никифор запер его и, отойдя, спрятался. И тут подошёл к нему злой раб, гордый, немилосердный мучитель Никита, взял великого князя за плечи и сказал: «Ты во власти великого князя Дмитрия Юрьевича». Тот же ответил: «Воля Божья да будет». А князя великого в понедельник к ночи, на мясопустной неделе, 14 февраля, привели на Москву и посадили его на Шемякином дворе, а сам князь Дмитрий Шемяка стал на Поповкином дворе. В среду на той же неделе вечером ослепили великого князя».
1) Иван Калита 3) Иван Третий
2) Василий Первый 4) Василий Второй
(Ответы учащихся)
VIII. Ответ на проблемный вопрос.
Учитель православной культуры.
— (слайд 27) Вспомним наш проблемный вопрос, постараемся на него ответить, опираясь на таблицу, которую вы заполняли в парах. (Ответы учащихся)
IX. Итог урока.
Учитель истории. (слайд 28)
— Н. В. Гоголь говорил: «Архитектура – та же летопись мира; она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания».
Учитель православной культуры. (слайд 29)
— В 1792 г. по повелению митрополита Платона (Левшина) в память о роли Лавры в нашей истории посреди соборной площади был установлен Обелиск высотой около 10 м., сооружённый из дикого камня. Наверху у Обелиска, украшенного мрамором, — позолоченный шар, на поверхности которого установлены солнечные часы. На четырёх сторонах постамента расположены мраморные доски с описанием заслуг Лавры перед Отечеством.
Учитель православной культуры.
— Сегодня Троице-Сергиева лавра – это неповторимый архитектурный ансамбль, в котором удивительно гармонично сочетаются стили разных эпох от XV до XIX веков. Как в зеркале отразилась в истории Лавры – история России.
X. Домашнее задание, выставление оценок. (слайд 30)
Учитель православной культуры.
— Поработайте с чайнвордом. В результате выполненного задания, вы «познакомитесь» с высказыванием А. С. Пушкина.
Учитель истории.
— Напишите эссе по цитате А. С. Пушкина, согласно критериев С9 итоговой аттестации по обществознанию. Критерии оценивания ответа на задание С9: раскрытие смысла высказывания, характер и уровень теоретической аргументации, качество фактической аргументации.
IX. Рефлексия. (слайд 31)
Учитель православной культуры.
— Какая из цитат, по вашему мнению, раскрывает в большей степени личность преподобного Сергия Радонежского. (Ответы учащихся)
Учитель православной культуры. (слайд 32)
— Вот и подошел к концу наш урок. Я рада, что вы были неравнодушны и активно высказывали свои мысли.
Жизнь катит годы, как шальные орды
Не раз огонь под куполом свистел,
А ты всё тот же: доблестный и гордый
Скажи, каким ты чудом уцелел?
Все чёрточки твои, как молодые
Чиста как сахар, каменная кладь
Бессмертна и загадочна Россия
Тут, право есть, над чем поразмышлять.
Спасибо за урок!
9