Конспект урока на тему «Как писать письмо»


Тема: «Как писать письмо»

Класс: 2.

Задачи урока:

  1. Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как с разновидностью текста.

  2. Знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями.

  3. Овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств.

  4. Обучение написанию письма другу, родным и близким людям.

  5. Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в группе, чувство дружбы и взаимопомощи.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, карточки с деформированным текстом письма, С.И.Ожегов «Словарь русского языка», таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.

План урока.


Ход урока.

1. Орг. момент.

Слайд №1.

Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.

Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.

Я прошу вас быть внимательными и активными.

2. Сообщение темы и задач.

Слайд №2-4.

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.

3. Вводная беседа.

Слайд №5-6.

Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Простоквашинский …

Правильно, почтальон.

В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? («Письмо Неумейке» Я.Акима, «Почта» С.Маршака, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенского).

Сегодня к вам на урок пришёл герой повести Э.Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он вам говорит:

— Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей).

Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

4. Какие бывают письма.

Слайд №7-9.

— В сумке у почтальона Печкина несколько писем. (Ученики читают 7 слайд).

Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днём рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек – очень полезный горшочек.

Твой Пух.

— Это письмо-поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с Днём рождения и шлёт ему свои пожелания.

Ученики читают 8 слайд.

Второе письмо.

Дорогие учёные!

У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий Вас кот Матроскин.

— Это письмо учёным: письмо-информация. В нём сообщается, что в Простоквашино холодно. И кот Матроскин просит прислать учёных домашнее солнце.

Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение кота Матроскина.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь весёлым, дерзким, шумным.

Плачь и смейся невпопад.

Никогда не знай покоя,

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

— Это письмо-пожелание. В нём автор желает своему другу быть весёлым, шумным, дерзким…

— Какие бывают письма? Кому они могут быть адресованы? Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания. Письма могут быть адресованы разным людям: родным, близким и друзьям в своей стране и за рубежом).

Получателя письма называют адресатом – от немецкого слова «адрес».

5. Особенности текста письма, Структура письма.

Слайд 10-11.

— Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало ( зачин), основную часть и концовку.

Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата, ему присуще приветствие, прощание, обращение.

Например: «Здравствуй, любимая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи».

В письме употребляются и другие вежливые выражения.

Например: «Извините, что я вас беспокою», «Прости, что долго не писал».

Учащиеся рассматривают таблицу «Как писать письмо», читают текст письма.

— Докажите, что письмо – это текст. (В нём говорится о жизни у бабушки. Все предложения связаны по смыслу и грамматически).

— Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало, основная часть, концовка).

— Что включает в себя начало?

— О чём говорится в основной части?

— Как завершается письмо?

Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, просьбы, благодарности, приветы, подпись и дату.

Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе.

Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.

6. Физминутка.

Слайд 12.

— Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял, в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю ручки в горячий песочек, им тепло. Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду конструировать письмо.

7. Конструирование письма (работа в группах).

Слайд 13-14.

Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.


Проверка работы.

— Какими фразами вам бы хотелось дополнить полученное письмо?


8. Оформление письма.

Слайд 15.

— Существует порядок написания письма:

  • Существует порядок написания письма:

  • письмо пишут чётким, разборчивым подчерком;

  • письмо пишут на аккуратном листе бумаги;

  • письмо можно сопровождать рисунком;

  • с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см.; такие же поля – сверху и снизу;

  • письмо не пишут сплошным текстом; в нём может много красных строк.

9. Итог урока.

Слайд 16.

  • Для чего люди пишут письма?

Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?

Какие письма хранятся у вас в семье?

Появилась ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?

Как бы вы начали письмо?

Что бы вы написали в основной части?

Как бы вы его закончили?

10. Что будем делать дома.

Напиши и ты письмо (кому захочешь), соблюдай правила вежливости.


Свежие документы:  Урок обществознания для 10 класса на тему «Спасибо Мудрецам»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: