Тема: «Как писать письмо»
Класс: 2.
Задачи урока:
Обогащение речеведческих знаний учащихся посредством ознакомления с эпистолярным жанром как с разновидностью текста.
Знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями.
Овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств.
Обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в группе, чувство дружбы и взаимопомощи.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, карточки с деформированным текстом письма, С.И.Ожегов «Словарь русского языка», таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.
План урока.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Слайд №1.
— Прозвенел звонок, внимание,
Хорошо, что все без опоздания.
Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.
Я прошу вас быть внимательными и активными.
2. Сообщение темы и задач.
Слайд №2-4.
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.
3. Вводная беседа.
Слайд №5-6.
Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Простоквашинский …
Правильно, почтальон.
В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? («Письмо Неумейке» Я.Акима, «Почта» С.Маршака, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э.Успенского).
Сегодня к вам на урок пришёл герой повести Э.Успенского почтальон Печкин. Послушайте, что он вам говорит:
— Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей).
Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
4. Какие бывают письма.
Слайд №7-9.
— В сумке у почтальона Печкина несколько писем. (Ученики читают 7 слайд).
Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.
Первое письмо.
Дорогой Иа-Иа!
Поздравляю с днём рождения!
Желаю всего-всего хорошего.
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек – очень полезный горшочек.
Твой Пух.
— Это письмо-поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с Днём рождения и шлёт ему свои пожелания.
Ученики читают 8 слайд.
Второе письмо.
Дорогие учёные!
У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.
Уважающий Вас кот Матроскин.
— Это письмо учёным: письмо-информация. В нём сообщается, что в Простоквашино холодно. И кот Матроскин просит прислать учёных домашнее солнце.
Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение кота Матроскина.
Третье письмо.
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь весёлым, дерзким, шумным.
Плачь и смейся невпопад.
Никогда не знай покоя,
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
— Это письмо-пожелание. В нём автор желает своему другу быть весёлым, шумным, дерзким…
— Какие бывают письма? Кому они могут быть адресованы? Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания. Письма могут быть адресованы разным людям: родным, близким и друзьям в своей стране и за рубежом).
Получателя письма называют адресатом – от немецкого слова «адрес».
5. Особенности текста письма, Структура письма.
Слайд 10-11.
— Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало ( зачин), основную часть и концовку.
Но письмо имеет и свои особенности. Оно имеет адресата, ему присуще приветствие, прощание, обращение.
Например: «Здравствуй, любимая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи».
В письме употребляются и другие вежливые выражения.
Например: «Извините, что я вас беспокою», «Прости, что долго не писал».
Учащиеся рассматривают таблицу «Как писать письмо», читают текст письма.
— Докажите, что письмо – это текст. (В нём говорится о жизни у бабушки. Все предложения связаны по смыслу и грамматически).
— Какие части, присущие тексту, вы видите в письме? (Начало, основная часть, концовка).
— Что включает в себя начало?
— О чём говорится в основной части?
— Как завершается письмо?
Концовка может содержать много элементов: вопросы родителям, просьбы, благодарности, приветы, подпись и дату.
Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Нередко письма начинаются с благодарности и вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе.
Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.
6. Физминутка.
Слайд 12.
— Я лежу на песке, на берегу реки, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял, в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло. Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю ручки в горячий песочек, им тепло. Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал. Открываю глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду конструировать письмо.
7. Конструирование письма (работа в группах).
Слайд 13-14.
Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Проверка работы.
— Какими фразами вам бы хотелось дополнить полученное письмо?
8. Оформление письма.
Слайд 15.
— Существует порядок написания письма:
Существует порядок написания письма:
письмо пишут чётким, разборчивым подчерком;
письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
письмо можно сопровождать рисунком;
с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см.; такие же поля – сверху и снизу;
письмо не пишут сплошным текстом; в нём может много красных строк.
9. Итог урока.
Слайд 16.
Для чего люди пишут письма?
Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?
Какие письма хранятся у вас в семье?
Появилась ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?
Как бы вы начали письмо?
Что бы вы написали в основной части?
Как бы вы его закончили?
10. Что будем делать дома.
Напиши и ты письмо (кому захочешь), соблюдай правила вежливости.