Тема «Милосердие и сострадание» .
Цель урока: Поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства Милосердия.
Художественно-педагогическая и нравственная идея урока: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Задачи урока:
Выйти с ребятами на понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причем, сочувствовать не словами, а делом. Важно, чтобы четвероклассники сердцем приняли призыв: Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся
На примере литературной сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» показать учащимся, что самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
На примере песни Н. Добронравова и А. Пахмутовой «Вера» раскрыть перед учащимися мысль о том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, все на земле расцветает. Исполняя песню, постараться проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали авторы этого песенного произведения.
Что такое милосердие? Сначала стоит сказать, что, как и все чувства, милосердие трудно описать словами. Его можно лишь ощутить в себе или на себе. На примере Притчи о самарянине дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Оборудование урока:
Аппаратура для компьютерной презентации
Раздаточный материал для детей: «Цветик-семицветик», на лепестки которого учащиеся должны вписать милосердные дела
Вырезанный из цветной бумаги и укрепленный на доске «цветик-семицветик»
Эпиграф урока (художественно-педагогическая идей урока) написан на доске
Сборник стихов: «Именем твоим» протоиерея Андрея Логвинова. – М.: «Русское слово», 2006.
Сценарий урока
(Демонстрируется слайд, на котором фотография учащихся этого класса на уроке ОПК)
Учитель: Вот уже второй месяц мы с вами изучаем новый для нас предмет «Основы православной культуры». Вчера просматривала ваши фотографии с уроков, на всех из них у вас серьезные лица. Неслучайно. Ведь предмет этот учит нас доброму отношению друг к другу, учит отличать хорошее от плохого, рассказывает о вечных ценностях. А это все очень серьезно.
Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая тоже учит добру. Послушайте.
(Демонстрируется слайд, на котором написаны волшебные слова )
Учитель: «Лети, лети, лепесток,/ Через запад на восток,/Через север, через юг,/ Возвращайся, сделав круг./ Лишь коснешься ты земли / Быть по-моему вели»
Узнали, откуда эти строчки?
А кто главная героиня сказки?
(Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)
Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: чтобы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене приобрести такой чудо-цветок?
Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?
Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов?
А что ей принесло радость по-настоящему?
(Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).
(Демонстрируется слайд с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)
Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?
(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки). К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай, а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова. Кстати, православные люди, живующие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
А почему такою грустной изображена девочка?
(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого).
Слайд: два настроения девочки Жени
Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда. А когда она сочувствует, она красива в этот момент?
(Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено добротою чувств).
(Демонстрируется Слайд, на котором написаны слова:
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие)
Слову «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока: Милосердие и сострадание». Мы узнаем с вами:
О том, что любовь бывает с заплаканным лицом
Кого называют ближним
Как христианин должен относиться к ближним
Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?
Слайды 10-14 (Работа с иллюстративным материалом, обращение к опыту жизненному детей)
(При показе этого слайда обратить внимание на детей на фотографию в учебнике «Великая княгиня Елизавета Федоровна ухаживает за ранеными солдатами». 1915 год). Учитель может прочитать детям отрывок из стихотворения костромского поэта, отца Андрея Логвинова).
Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» А. Логвинова:
Разве не сестра императрицы?
Как же это – без обиняков
Деньги все – на нищих и больницы,
Силы – на больных и стариков?
Были ведь богаты в самом деле.
Что же не в шелках, не в соболях?..
Руки от работы огрубели,
Ночи напролет в госпиталях.
Где же ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате-серебре?
..Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе..»
(Далее демонстрируется слайд, на котором изображен бездомный человек)
Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром?
(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с одной из известных притч Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего самарянина – человека неместного, приезжего.
Давайте задумаемся, чему учит нас эта притча?
(Работа с текстом учебника на стр.42-43 «Притча о добром самарянине»)
Итак, чему нас учит эта притча?
Кого же христиане называют ближним?
(Далее внимание ребят учитель обращает на слайд, на котором изображена картина А. Пластова «Слепцы». Учащиеся вместе с учителем выходят на понимание художественного смысла этого полотна, фотография же, изображенная справа позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время)
/Учитель работает с текстом учебника: комментированное чтение раздела «Милостыня» (стр. 44-45)/.
(Демонстрируется слайд с текстом знакомой детям песни)
Учитель: То, что мы сегодня с вами прочитали о милостыне, перекликается с содержанием знакомой нам песни «Вера» на стихи Н. Добронравова. Музыка А. Пахмутовой:
Ты просящему подай, если он в беде,
Тем количество добра умножив на земле.
Милосердию учись, это встреча добрых рук.
На любовь ты не скупись, верный друг.
Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали и авторы этого песенного произведения.
(Исполнение песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова)
(Демонстрируется слайд с фотографией авторов песни)
На этой фотографии вы видите авторов песни А. Пахмутову и Н. Добронравова. На этой фотографии они участники благотворительного концерта для детей-сирот и инвалидов.
Песня называется «Вера», но она и о милосердии. Дело в том, что вера и милосердие связаны между собой как свет и тепло весной. Когда они объединены, все на земле расцветает.
(Учитель дает учащимся задание, представленное на слайде)
Посмотрите внимательно на изображение нашего с вами Цветика-семицветика. Посмотрите на незаполненные смыслом милосердных дел лепестки. В каких еще делах мы с вами можем проявить милосердие и сострадание? (милостыня, помощь инвалидам, уход за больными).
Давайте проверим, так ли это? (Вызываются к доске два ученика для открытия лепестков цветика-семицветика на доске).
(Учитель раздает учащимся раздаточный материал в качестве домашнего задания, чтобы они самостоятельно заполнили лепестки цветка добрыми милосердными делами, о которых сегодня шла речь на уроке)
(Демонстрируется слайд: художник Григорий Журавлев)
Учитель: В заключение урока я хочу вам рассказать об удивительном человеке, который без помощи людей, их милосердного к нему отношения не стал бы тем, кем он был. А был он известным иконописцем, о котором знали не только в Самарской губернии, где он родился, но и во многих уголках России.
В XX веке, уже после смерти художника, не в России, в Сербии, была найдена икона, на которой на обратной стороне было написано: «Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий». Действительно, родился без рук, без ног. Таким он был от рождения. Но, будучи инвалидом, этот человек не потерял себя в жизни, а нашел в творчестве: он писал так самоотверженно, что, порой, после многих часов рисования близким приходилось прикладывать к челюстям горячие компрессы, чтобы расцепились зубы, держащие кисть. Григорий Журавлев не озлобился на жизнь, на людей, за то что родился не таким, как все. Он любил жизнь, был веселым, оптимистичным человеком, за что его очень любили односельчане.
(Показ 4-минутного фильма о Григории Журавлеве с песней Светланы Копыловой «Калека»)
Обобщение урока
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно? (Учащиеся делятся своими впечатлениями)
А как вы поняли те слова, которые были идеей нашего урока сегодня: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»?
Учитель: Эти слова Иисуса Христа можно назвать золотым правилом этики. Но об этом подробно мы будем говорить с вами на следующем уроке.
(Заключительный слайд урока)