МБОУ «СОШ №2 г.Калининска
Саратовской области»
Седова Татьяна Валентиновна
учитель начальных классов
1 квал.категории
Тема: «Общество»
Цели:
1)Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля, подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу;
2)Развивать логическое мышление, воображение, память, речь.
3)Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Оборудование: для учителя- учебник, Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя», мультимедийный проектор.
для ученика- учебник, Рабочая тетрадь, тетрадь «Проверим себя»
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно разгадать кроссворд. Слайд №1.
1.Живут эти грибы на пнях или деревьях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко.
2.Глубоко был спрятан он,
Раз – два — три и вышел вон.
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду.
3.Травенистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями.
4.Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнышке.
5.У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые, а название одно.
6.С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
7.Бывает — поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у дерева обычно белый, а у этого дерева он начинает быстро краснеть.
8.Сверху листья у дерева зелёные, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зелёным, то серым – «переодевается».
— Прочитайте слова отгадки.
-Распределите слова на две группы:
Слайд №2
-Какое ключевое слово получилось?
Это тема сегодняшнего урока.
2.Проверка домашнего задания,
— Опрос по вопросам раздела «Проверь себя» стр. 14
Вспомните тему прошлого урока.
Ответьте на вопросы тестов.
1.Что отличает человека от животных?
а) разум;
б) сила;
с) питание;
2.Из чего складывается внутренний мир человека?
а) сердце;
б) характер;
в) воображение, мечты;
г) чувства, восприятие;
3.Назови органы чувств.
а) сердце;
б) глаза;
с) уши;
д) язык.
4.Перечисли ступеньки познания.
а) воображение
б) память
с) мышление
д) восприятие
Т. «Проверь себя» стр. 6 з.2
3.Сообщение темы и целей урока.
Итак, тема нашего урока «Общество». Слайд №3
Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету и о необходимости проявлять дружбу и уважение к любому народу. О любви к своей родине.
4.Человек и общество. Лекция учителя.
Что означает слово – общество?
Слайд №4
Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи часть природы, он одновременно является частью общества.
Т. «Проверь себя» стр.7 з.1
Когда хотят сказать о всех людях нашей планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.
Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить меньшую часть общества – свою семью. Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей. Слайд №5
Наш класс – это тоже семья.
Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь.
Каждый человек интересуется своей родословной. Он спрашивает о своих прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задаёт себе вопросы о собственных родовых корнях.
-Как же появились люди на земле? Человечество давно стремилось выяснить своё происхождение. Когда научных знаний не существовало, люди складывали легенды.
Легенда.
Австрийские аборигены верят, что в начале, в «эпоху сновидений», Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.
В Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, в самом конце сотворил человека: «По образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их».
Таких мифов много. Они красивы, интересны. Учёные предполагают, что человек произошёл от волосатого,
хвостатого и четвероногого животного.
Казалось бы, что все люди должны быть похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга?
-Как вы думаете, сколько на земле народов?
На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов.
5.Народы мира. Практическая работа.
Рассмотрите таблицу, какие народы самые многочисленные?
Слайд № 6
-Чем отличается каждый народ? (языком, культурой, религией, традициями и т.д)
Слайд № 7
-Всего на Земле около 200 государств.
Слайд № 8
Далее беседа ведётся по таблице, выясняются отличительные особенности каждой страны.
Слайд № 9
-Как называется страна, в которой мы живём?
— Каким языком мы пользуемся?
— Назовите столицу нашей страны.
-Какого цвета флаг нашего государства? – что изображено на гербе?
В любой стране есть глава государства.
— Кто в нашей стране глава государства?
Президента избирает народ.
-Вспомните слова из гимна Российской Федерации.
В каких странах есть ещё президент?
Работа по таблице стр.19 учебника.
В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передаётся по наследству.
-Какие вы знаете страны, где глава государства – монарх?
-Кто ещё может быть главой государства?
6.Групповая работа.
-Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания.
Слайд №10 Посмотрите, это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем было жить легко, радостно, спокойно?
Выступления учеников.
-Назовите качества, которые назвали в каждой группе?
-Если люди будут обладать всеми этими качествами, какой будет жизнь на Земле?
Слайд №11
-О чём это стихотворение?
-Нужно любить и уважать друг друга. Мы – команда одного корабля!
7. Итог урока.
Читают вывод на странице 21.
8.Домашнее задание. Слайд №12
1.Прочитать текст учебника на стр. 16-19;
2. Выполнить задания в Р.Т. стр.7-8 з.1,2
2.Составить рассказ «Моя семья»