ПОСМОТРИ В СВОЕ «ЗЕРКАЛО»
Цели для учителя:
— дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;
— формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;
— способствовать формированию адекватной самооценки.
Цели для ученика:
— учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира личности;
— учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре и в группах
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие.
Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства.
Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)
СЛАЙД 2
2. Постановка проблемы
— В старину театральную маску называли «личина» — от слова «лик», «лицо».
— Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?
(Они похожи)
— Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.
(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12).
— Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)
— Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)
(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)
СЛАЙД 3
-Определить цель нашего урока поможет видео-вопрос. Давайте послушаем!
СЛАЙД 4
—Какой проблемный вопрос будем решать?
СЛАЙД 5
—Узнать разницу выражений “лицо человека” и “личность человека”
—Я предлагаю раскрыть понятие личность и создать проект “модель личности”. (Учитель открывает запись: “Цель урока: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”)
3.Актуализация знаний
— Приступим к работе!
СЛАЙД 6
Приём «знаем – не знаем».
— Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».
Не знаем | |
|
|
— Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?
(Врождённые и приобретённые признаки)
— От чего зависит, какими будут наши черты лица?
(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)
Запись в левый столбик таблицы.
Не знаем | |
Черты лица – врождённые признаки. |
|
— А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).
Не знаем | |
Черты лица – врождённые признаки. | Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других? |
-Может быть, личность тоже, как и лицо, врождённый признак человека?
— Давайте подумаем!
4. Открытие новых знаний
СЛАЙД 7-11
Игра-тест – (про каждый признак спросить – куда относить? К слову “лицо?” или к слову “личность? , прикреплять под нужным словом)
СЛАЙД 12
Личность человека (работа в группах).
(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)
У него очень длинный нос
У неё красивые глаза
У него очень смешные уши
У моей сестры на щеках ямочки
Мой друг любит весёлые выдумки
Моя сестра любит хвастаться
Мой брат – талантливый музыкант
У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела
Моя подруга любит читать книги
Я всегда выполняю свои обещания
— Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких — о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).
СЛАЙД 13
( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).
— Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)
— Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)
— Талантливым музыкантом человек становится от рождения?
( Выслушать версии детей) .
— Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.
СЛАЙД 14
-Что же тогда скрывается за словом “личность” — внешний облик или его внутренний мир?
Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир” под словом личность)
— Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?»
Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.
Работа с иллюстрациями с 12.
—Рассмотрите рисунки. Подумайте, что говорит каждый рисунок?
Ученики. «Какое у нее симпатичное лицо» – так говорят о человеке, у которого приятная внешность. «Молодец, Илюша,настоящая личность» – так говорят о человеке отзывчивом, готовым придти на помощь. Он оценивает себя как особенного, неповторимого человека. Он знает, что в нем есть что-то такое, чего нет в других, и гордится этим.
-Внутренний мир у каждого человека свой. Ваша личность ещё только складывается, но она уже отличается от других.
СЛАЙД 15
Тест
— На слайде фигуры — квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. (Слайд 19)
— Будьте добры, выберите одну фигуру, которая больше всего вам нравится. Этот тест придумали учёные – психологи.
СЛАЙД 16
— Встаньте, пожалуйста, те, которые выбрали квадрат. И т.д. (Слайд 20)
— Как видите, каждый из вас особенный, неповторимый, уникальный человек. Но наш внутренний мир значительно сложнее.
СЛАЙД 17
Работа с учебником.
— Прочитайте диалог на с.13. — О каком “зеркале” идёт речь в этом диалоге?
— Кто из ребят, изображённых на рисунках, самостоятельно, обдуманно принимает решения, а кто действует несамостоятельно, как все? (Ответы)
— Почему доктор называет сознание “зеркалом”?
— Такая особенность нашего внутреннего мира, как умение мыслить, самому принимать решения называется сознанием. (Прикрепляется к модели табличка “сознание” )
— Сознание позволяет каждому из нас стать особой, не похожей на других личностью.
Физминутка.
— Предлагаю вам встать на физминутку. Прошу вас всем телом показать боящегося человека: поднимите плечи, втяните голову, сделайтесь незаметными. Постарайтесь вспомнить момент, когда вы испытывали страх, а теперь вспомните, как вы победили свой страх, покажите всем телом, какие вы смелые, поднимите голову, расправьте плечи, выпрямите спину, улыбнитесь! Как приятно на вас смотреть! Садитесь!
— Ребята, кому приходилось в жизни преодолевать свой страх, лень, желание отложить выполнение уроков? (Ответы детей)
— Приходилось ли вам в жизни прикладывать усилия для достижения своей цели и говорить “Я должен это сделать несмотря ни на что!” (Ответы)
Работа в паре.
— Прочитайте материал учебника на с. 14. Обсудите, что такое воля.
СЛАЙД 18
(“Я должен это сделать несмотря ни на что!” + рисунок с.14).
— Кто из ребят на рисунке с. 14 проявляет силу воли, а кто не может побороть свои слабости? (Ответы детей)
— Здесь мы видим проявление сознания и воли.
— Что такое воля? (Ответы детей)
— Таким образом, воля – это… (Дети дают определение)
— Воля — это тоже особая черта внутреннего мира. (Карточка прикрепляется к модели)
СЛАЙД 19
— Нельзя стать личностью без силы воли. С её помощью можно воспитать в себе желанные черты и качества личности.
СЛАЙД 20-24
-У кого из этих героев есть сила воли, а у кого ее нет?
Прочитайте материал на с.15 и ответьте на вопрос:
— Где должен жить человек, чтобы его личность развивалась?
— В обществе.
-Личность не может замыкаться в своем внутреннем мире, отгораживаться от мира людей. Внешний мир нам необходим, чтобы проявить свой мир внутренний, чтобы понять, чем отличается один человек от другого, чем отличаешься ты от других людей.
— В рабочих тетрадях с.4,задание 2 напишите, кто же влияет на развитие вашей личности.
СЛАЙД 28
— Как вы считаете, можно ли назвать личностью маленького ребенка и почему?
В ходе общего обсуждения надо подвести учеников к мысли о том, что любой, даже очень маленький, человек обладает своим внутренним миром. Однако его личность находится в самом начале своего развития.
5. Закрепление
СЛАЙД 29
— Давайте посмотрим, какая модель личности у нас получилась.
Таким образом, личность – это отображение врождённых или приобретённых признаков человека?
— А приобретённые признаки отражают внешние черты или внутренний мир?
Самооценка
— Сейчас предлагаю вам дополнить нашу модель словами, которые отражают вашу личность. Напишите на листочках ту черту личности, которой вы гордитесь и прикрепите на нашу модель. (Учитель читает, комментирует) Больше всего слов ______. Это отражает и внутренний мир нашего класса.
СЛАЙД 30
Вывод
СЛАЙД 31,32
Примеры
СЛАЙД 33,34
Тест
6. Итог
Обратимся к нашей таблице еще раз. Что в ней изменилось?
СЛАЙД 35
— Какие знания, полученные на уроке, вам могут пригодиться в жизни? Что нового вы узнали о себе?
-Что оказывает влияние на развитие личности человека? (Обучение и воспитание.)
-Кто более всего оказал влияние на развитие твоей личности?
-Может ли личность потерять свою яркость, стать беднее?
-Какая наука изучает личность человека?
7. Рефлексия
— Удалось нам достигнуть цели урока?
— Для чего мы создали “модель личности”?
— Оцените свою работу на уроке при помощи карточки.
Я на уроке | Итог | |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
СЛАЙД 36
В конце урока учитель может предложить ученикам оценить себя как неповторимого человека и гордо произнести вслух фразу: «Да, я – личность!»
СЛАЙД 37
Оценка деятельности
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 12–15, ответить на вопросы после текста. Вопросы 5, 6 (по желанию).
И я даю вам творческое задание, подумайте, какие черты личности вы бы хотели в себе развить? И наша модель будет дополнена новыми словами и понятиями о личности на следующих уроках.