Конспект урока на тему «ПОСМОТРИ В СВОЕ «ЗЕРКАЛО»


ПОСМОТРИ В СВОЕ «ЗЕРКАЛО»


Цели для учителя:

 — дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;

— формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;

— способствовать формированию адекватной самооценки.

Цели для ученика:

 — учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;

 — учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов и представлять информацию в виде схемы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Развиваем умение  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре и в группах

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Ход урока


1. Оргмомент.

  • Приветствие.

Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства.

  • Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)

СЛАЙД 2

2. Постановка проблемы

— В старину театральную маску называли «личина» — от слова «лик», «лицо».

— Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?

(Они похожи)

— Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.

(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на стр. 12).

Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)

— Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала? (Личность)

(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность»)

СЛАЙД 3

-Определить цель нашего урока поможет видео-вопрос. Давайте послушаем! 

СЛАЙД 4

Какой проблемный вопрос будем решать?

СЛАЙД 5

Узнать разницу выражений “лицо человека” и “личность человека”


Я предлагаю раскрыть понятие личность и создать проект “модель личности”. (Учитель открывает запись: “Цель урока: изучать признаки личности и создать проект “модель личности”)


3.Актуализация знаний

— Приступим к работе!

СЛАЙД 6

Приём «знаем – не знаем».

— Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».

Знаем

Не знаем



— Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?

(Врождённые и приобретённые признаки)

— От чего зависит, какими будут наши черты лица?

(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)

Запись в левый столбик таблицы.

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.


— А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.

Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?


-Может быть, личность тоже, как и лицо, врождённый признак человека?

— Давайте подумаем!


4. Открытие новых знаний


СЛАЙД 7-11

Игра-тест – (про каждый признак спросить – куда относить? К слову “лицо?” или к слову “личность? , прикреплять под нужным словом)

СЛАЙД 12

Личность человека (работа в группах).

(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)

  • У него очень длинный нос

  • У неё красивые глаза

  • У него очень смешные уши

  • У моей сестры на щеках ямочки

  • Мой друг любит весёлые выдумки

  • Моя сестра любит хвастаться

  • Мой брат – талантливый музыкант

  • У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела

  • Моя подруга любит читать книги

  • Я всегда выполняю свои обещания

— Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких — о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).

СЛАЙД 13

( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).

— Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)

— Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)

— Талантливым музыкантом человек становится от рождения?

( Выслушать версии детей) .


— Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.

СЛАЙД 14

-Что же тогда скрывается за словом “личность” — внешний облик или его внутренний мир?

 Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир” под словом личность)

— Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?»

Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.

Работа с иллюстрациями с 12.

Рассмотрите рисунки. Подумайте, что говорит каждый рисунок?

Ученики. «Какое у нее симпатичное лицо» – так говорят о человеке, у которого приятная внешность. «Молодец, Илюша,настоящая личность» – так говорят о человеке отзывчивом, готовым придти на помощь. Он оценивает себя как особенного, неповторимого человека. Он знает, что в нем есть что-то такое, чего нет в других, и гордится этим.

-Внутренний мир у каждого человека свой. Ваша личность ещё только складывается, но она уже отличается от других.

СЛАЙД 15


Тест

— На слайде фигуры — квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. (Слайд 19)

— Будьте добры, выберите одну фигуру, которая больше всего вам нравится. Этот тест придумали учёные – психологи.

СЛАЙД 16

— Встаньте, пожалуйста, те, которые выбрали квадрат. И т.д. (Слайд 20)

— Как видите, каждый из вас особенный, неповторимый, уникальный человек. Но наш внутренний мир значительно сложнее.


СЛАЙД 17

Работа с учебником.

— Прочитайте диалог на с.13. — О каком “зеркале” идёт речь в этом диалоге?

— Кто из ребят, изображённых на рисунках, самостоятельно, обдуманно принимает решения, а кто действует несамостоятельно, как все? (Ответы)

— Почему доктор называет сознание “зеркалом”?

— Такая особенность нашего внутреннего мира, как умение мыслить, самому принимать решения называется сознанием. (Прикрепляется к модели табличка “сознание” )

— Сознание позволяет каждому из нас стать особой, не похожей на других личностью.




Физминутка.

— Предлагаю вам встать на физминутку. Прошу вас всем телом показать боящегося человека: поднимите плечи, втяните голову, сделайтесь незаметными. Постарайтесь вспомнить момент, когда вы испытывали страх, а теперь вспомните, как вы победили свой страх, покажите всем телом, какие вы смелые, поднимите голову, расправьте плечи, выпрямите спину, улыбнитесь! Как приятно на вас смотреть! Садитесь!


 Ребята, кому приходилось в жизни преодолевать свой страх, лень, желание отложить выполнение уроков? (Ответы детей)

— Приходилось ли вам в жизни прикладывать усилия для достижения своей цели и говорить “Я должен это сделать несмотря ни на что!” (Ответы)

Работа в паре.

— Прочитайте материал учебника на с. 14. Обсудите, что такое воля.

СЛАЙД 18

(“Я должен это сделать несмотря ни на что!” рисунок с.14).

— Кто из ребят на рисунке с. 14 проявляет силу воли, а кто не может побороть свои слабости? (Ответы детей)

— Здесь мы видим проявление сознания и воли.

 Что такое воля? (Ответы детей)

— Таким образом, воля – это… (Дети дают определение)

 Воля — это тоже особая черта внутреннего мира. (Карточка прикрепляется к модели)

СЛАЙД 19

— Нельзя стать личностью без силы воли. С её помощью можно воспитать в себе желанные черты и качества личности.

СЛАЙД 20-24

-У кого из этих героев есть сила воли, а у кого ее нет?


Прочитайте материал на с.15 и ответьте на вопрос:

— Где должен жить человек, чтобы его личность развивалась?

 В обществе.

-Личность не может замыкаться в своем внутреннем мире, отгораживаться от мира людей. Внешний мир нам необходим, чтобы проявить свой мир внутренний, чтобы понять, чем отличается один человек от другого, чем отличаешься ты от других людей.

 В рабочих тетрадях с.4,задание 2 напишите, кто же влияет на развитие вашей личности.

СЛАЙД 28

Как вы считаете, можно ли назвать личностью маленького ребенка и почему?

В ходе общего обсуждения надо подвести учеников к мысли о том, что любой, даже очень маленький, человек обладает своим внутренним миром. Однако его личность находится в самом начале своего развития.

5. Закрепление

СЛАЙД 29

— Давайте посмотрим, какая модель личности у нас получилась.

Таким образом, личность – это отображение врождённых или приобретённых признаков человека?

— А приобретённые признаки отражают внешние черты или внутренний мир?


Самооценка

— Сейчас предлагаю вам дополнить нашу модель словами, которые отражают вашу личность. Напишите на листочках ту черту личности, которой вы гордитесь и прикрепите на нашу модель. (Учитель читает, комментирует) Больше всего слов ______. Это отражает и внутренний мир нашего класса.

СЛАЙД 30

Вывод

СЛАЙД 31,32

Примеры

СЛАЙД 33,34

Тест

6. Итог

Обратимся к нашей таблице еще раз. Что в ней изменилось?

СЛАЙД 35

Какие знания, полученные на уроке, вам могут пригодиться в жизни? Что нового вы узнали о себе?

-Что оказывает влияние на развитие личности человека? (Обучение и воспитание.)

-Кто более всего оказал влияние на развитие твоей личности?

-Может ли личность потерять свою яркость, стать беднее?

-Какая наука изучает личность человека?


7. Рефлексия

— Удалось нам достигнуть цели урока?

— Для чего мы создали “модель личности”?

— Оцените свою работу на уроке при помощи карточки.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял



СЛАЙД 36

В конце урока учитель может предложить ученикам оценить себя как неповторимого человека и гордо произнести вслух фразу: «Да, я – личность!»


СЛАЙД 37

Оценка деятельности


Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 12–15, ответить на вопросы после текста. Вопросы 5, 6 (по желанию).

И я даю вам творческое задание, подумайте, какие черты личности вы бы хотели в себе развить? И наша модель будет дополнена новыми словами и понятиями о личности на следующих уроках.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Заглавная буква в именах собственных"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: