Конспект урока на тему «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА



Цели:

  • создать условия для групповой работы при изучении нового материала;

  • развивать интеллектуальные и речевые умения;

  • познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;

  • способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.

Учитель: Здравствуйте! Какой сегодня хороший день! А знаете почему! Потому что вы пришли на урок! Остановите на время ход своих мыслей и настройтесь на волну позитива. УЛЫБНИТЕСЬ! И подарите эту улыбку другим, наделив её всеми цветами радуги! (1 минута)

(Слайд 1,2)

II. Систематизация знаний.

Мы сегодня будем говорить о нашей стране, нашей Родине, о её символах, о людях, об отношениях между людьми. (Слайд 3)

Хоровое пение. 1 куплет песни «С чего начинается Родина» (1 мин)

Слайд 4

  1. Если долго-долго-долго
    В самолёте нам лететь,
    Если долго-долго-долго
    На Россию нам смотреть,
    То увидим мы тогда
    И леса, и города,
    Океанские просторы,
    Ленты рек, озёра, горы…
    Мы увидим даль без края,
    Тундру, где звенит весна,
    И поймем тогда, какая
    Наша Родина большая,
    Необъятная страна
    .
    (В.Степанов)

Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг)(Слайд 5)



III. Целеполагание.

Учитель: О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 6)

Кто знает, что это такое? (Слайд 7)

— Когда была принята Конституция РФ?

Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. (Слайд 8)

Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это? Мы ответим на этот вопрос, решив примеры. (Слайд 9)

Учитель: Какое слово получилось ? (Право)

Об этом мы сегодня и поговорим. (Слайд 10)

Тема нашего урока: «Права человека в обществе. (Слайд 11)

Клостер. В классе развешаны в разных местах таблички с терминами, относящимися к нашей теме. Найдите их и объясните , что это за понятие.(таблички вывешиваются на доску)-дети ходят по резиновым коврикам, находят таблички. (Права, Обязанности, Гражданин, Конституция, Конвенция, Декларация). Разместите по столбикам, что знаю, а что не знаю.

Присядьте, пожалуйста

— А что такое права человека в обществе? Найдите в учебнике толкование слова.

(Ответы детей)

Толковый словарь Ожегова даёт нам такое определение права — это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе». (Слайд 12)

— Какими же правами обладает человек в нашем государстве?

(Ответы детей)

Существуют документы, в которых отражены права человека.

Это Декларация прав и свобод человека и гражданина. (Слайд 13)

— Декларация – это международные документы о правах человека. Приняли её в 20 ноября 1959 года. В протест против ужасов Второй Мировой войны. В дополнение к этим законам в 1960 году приняли Конвенцию о правах ребёнка. А все законы по которым живут граждане России – это Конституция.

Инсценировка. (Слайд 14)

– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.

Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

А у меня что же, нет никаких прав?

Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве).

III. Работа по теме урока. 

Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд15)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.

Немного отдохнём, соберёмся с мыслями и поможет нам солнышко из физминутки «Круги Базарного» (Слайд 16)

1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)

– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)

2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)

– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей? Массаж друг друга мячами

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)

3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )

Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья

(Слайды17-21)

Генелогическое древо, древо класса (раздать детям для демонстрации)

– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?

4) Что же ещё является значимым для человека (Родина)

– Почему Родина так важна для человека?

Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?

Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна. 
(З. Александрова

Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?

Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.

5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.

Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?

Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.

6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны

7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем
.
(С. Михалков)

Правильно, это право на труд и отдых. И сейчас пришло время немного отдохнуть «Компьютерная физминутка» (Слайд 23)

8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?

(8 лучик – образование)

Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей? Все права ребёнка собраны в Конвенции о правах ребёнка»

(Слайды 24, 25)

Видеоклип «Права человека» (Слайд 26)

А теперь поработаем в группах. Ответим на вопрос викторин и систематизируем свои знания по теме. (Слайд 27) –Звучит релакционная музыка.

Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.[1]

Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

VI. Итог урока:

V. Рефлексия: Наклейте на шарик Незнайки круг того цвета, который соответствует вашему настроению: красный-плохое

Синий-спокойное, жёлтый –хорошее.



– Оцените свою работу на уроке.

Что было непонятно?

Что ещё бы хотели узнать по теме урока?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей. (Слайд 28)

А закончить мне бы хотелось словами:

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от нас страна.
Или песня «Не уроните шарик»

Спасибо за работу, вы молодцы!!! Слайд 29.

Буклеты



Список литературы:

  1. Учебник окружающего мира 4 класс «Человек и человечество» / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. – Баласс. – 2008.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», 3-й кл. / Даниилов Д.Д. – Баласс. – 2003.




Приложения



  1. Если долго-долго-долго
    В самолёте нам лететь,
    Если долго-долго-долго
    На Россию нам смотреть,
    То увидим мы тогда
    И леса, и города,
    Океанские просторы,
    Ленты рек, озёра, горы…
    Мы увидим даль без края,
    Тундру, где звенит весна,
    И поймем тогда, какая
    Наша Родина большая,
    Необъятная страна
    .
    (В.Степанов)

2. Инсценировка. [1]

– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.

Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

А у меня что же, нет никаких прав?

Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)





















3.Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна. 
(З. Александрова)

4.Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем
.
(С. Михалков)



Приложение.








Резюме прав,

определенных Конвенцией о правах ребенка

  • Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)

  • Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)

  • Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)

  • Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)

  • Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)

  • Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)

  • Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)

  • Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)

  • Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)

  • Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)

  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)

  • Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе  с целью выражения своих взглядов.(ст.13).



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Спешите делать добро»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: