ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Цели:
создать условия для групповой работы при изучении нового материала;
развивать интеллектуальные и речевые умения;
познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.
Учитель: Здравствуйте! Какой сегодня хороший день! А знаете почему! Потому что вы пришли на урок! Остановите на время ход своих мыслей и настройтесь на волну позитива. УЛЫБНИТЕСЬ! И подарите эту улыбку другим, наделив её всеми цветами радуги! (1 минута)
(Слайд 1,2)
II. Систематизация знаний.
Мы сегодня будем говорить о нашей стране, нашей Родине, о её символах, о людях, об отношениях между людьми. (Слайд 3)
Хоровое пение. 1 куплет песни «С чего начинается Родина» (1 мин)
Слайд 4
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В.Степанов)
Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 5)
III. Целеполагание.
Учитель: О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. (Слайд 6)
– Кто знает, что это такое? (Слайд 7)
— Когда была принята Конституция РФ?
– Наша современная Конституция была принята 12 декабря 1993 года, поэтому этот день считается государственным праздником. (Слайд 8)
Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что это? Мы ответим на этот вопрос, решив примеры. (Слайд 9)
Учитель: Какое слово получилось ? (Право)
Об этом мы сегодня и поговорим. (Слайд 10)
Тема нашего урока: «Права человека в обществе. (Слайд 11)
Клостер. В классе развешаны в разных местах таблички с терминами, относящимися к нашей теме. Найдите их и объясните , что это за понятие.(таблички вывешиваются на доску)-дети ходят по резиновым коврикам, находят таблички. (Права, Обязанности, Гражданин, Конституция, Конвенция, Декларация). Разместите по столбикам, что знаю, а что не знаю.
Присядьте, пожалуйста
— А что такое права человека в обществе? Найдите в учебнике толкование слова.
(Ответы детей)
Толковый словарь Ожегова даёт нам такое определение права — это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе». (Слайд 12)
— Какими же правами обладает человек в нашем государстве?
(Ответы детей)
Существуют документы, в которых отражены права человека.
Это Декларация прав и свобод человека и гражданина. (Слайд 13)
— Декларация – это международные документы о правах человека. Приняли её в 20 ноября 1959 года. В протест против ужасов Второй Мировой войны. В дополнение к этим законам в 1960 году приняли Конвенцию о правах ребёнка. А все законы по которым живут граждане России – это Конституция.
Инсценировка. (Слайд 14)
– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.
– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.
– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.
– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
– А у меня что же, нет никаких прав?
– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве).
III. Работа по теме урока.
Учитель: Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд15)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
Немного отдохнём, соберёмся с мыслями и поможет нам солнышко из физминутки «Круги Базарного» (Слайд 16)
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)
– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей? Массаж друг друга мячами
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья
(Слайды17-21)
Генелогическое древо, древо класса (раздать детям для демонстрации)
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека (Родина)
– Почему Родина так важна для человека?
– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова
– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.
Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
– Правильно, это право на труд и отдых. И сейчас пришло время немного отдохнуть «Компьютерная физминутка» (Слайд 23)
8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?
(8 лучик – образование)
Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей? Все права ребёнка собраны в Конвенции о правах ребёнка»
(Слайды 24, 25)
Видеоклип «Права человека» (Слайд 26)
А теперь поработаем в группах. Ответим на вопрос викторин и систематизируем свои знания по теме. (Слайд 27) –Звучит релакционная музыка.
Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.[1]
Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
VI. Итог урока:
V. Рефлексия: Наклейте на шарик Незнайки круг того цвета, который соответствует вашему настроению: красный-плохое
Синий-спокойное, жёлтый –хорошее.
– Оцените свою работу на уроке.
– Что было непонятно?
– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?
– Что понравилось больше всего?
– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей. (Слайд 28)
А закончить мне бы хотелось словами:
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны всё чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждёт от нас страна. Или песня «Не уроните шарик»
Спасибо за работу, вы молодцы!!! Слайд 29.
Буклеты
Список литературы:
Учебник окружающего мира 4 класс «Человек и человечество» / Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. – Баласс. – 2008.
Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», 3-й кл. / Даниилов Д.Д. – Баласс. – 2003.
Приложения
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В.Степанов)
2. Инсценировка. [1]
– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.
– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.
– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.
– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
– А у меня что же, нет никаких прав?
– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)
3.Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)
4.Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.(ст.13).