Конспект урока на тему «Права и обязанности»

Эрдман Наталья Ивановна, учитель истории ГУ СШ№2, г. Тайынша

Тема: Права и обязанности.

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка. Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках.

Оформление класса: на доске написать:

20 ноября – Всемирный день прав детей

Конвенция «О правах ребенка»

Дети – все человеческие существа до 18 лет.


Ход занятия:

  1. Орг. момент.

  2. Занятие.


1. Игра «Имена»

20 ноября – это всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы будем говорить о правах детей.

Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.


2. Интерактивная беседа «Право на имя»

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами Республики Казахстан. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?


3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

На доске записаны права. Нужно зачитать записи.

  • Право на жизнь

  • Право на имя при рождении

  • Право на медицинскую помощь

  • Право на образование

  • Право на отдых и досуг

  • Право иметь имущество

  • Право свободно выражать свои взгляды

  • Право на свободное перемещение

  • Право на заботу и воспитание родителями

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки


4. Ролевая игра «Юридическая консультация»

Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

— Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

  • Как вы думаете почему права детей не всегда соблюдаются?


5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

  • Давайте выведем простые правила взаимообщения:

    1. Нужно знать свои права.

    2. Нужно уважать права других людей.

    3. Нельзя забывать об обязанностях.


6. Подведение итогов (рефлексия)


Литература:

  1. Конвенция «О правах ребенка»

  2. Внеклассная работа в школе № 12-2005 г.

  3. А. В. Давыдова «Классные часы. 5 класс»., Москва, 2008

  4. Л. Е. Пахомова «С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям»., Волгоград, 2008

  5. Т. И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний»., Ростов-на-Дону, 2005


Свежие документы:  Конспект урока: Практическое повторение. Изготовление пододеяльника с вырезом в виде ромба на верхнем полотнище (раскрой) 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: