муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного вида»
г. Северодвинска Архангельской области
Конспект урока на тему
«Путешествие снежинки»
подготовили педагог-психолог
Зайцева Наталья Владимировна,
учитель-логопед
Порожняя Ольга Адольфовна,
воспитатель
Шавструк Ирина Александровна,
музыкальный руководитель
Колебакина Любовь Германовна
Северодвинск
2014
Вид: интегрированное занятие
Задачи:
— образовательные: обобщить и закрепить знания детей по теме «Зима»; развивать умения детей устанавливать элементарные связи; развивать интеллектуальные функции: память, мышление, внимание, восприятие, воображение; развивать любознательность, творческие способности, умение сравнивать и обобщать;
— коррекционные: уточнить, активизировать и обогатить словарь детей, учить детей правильному построению предложений по опорной схеме, развивать речеслуховую память, закрепить элементарные приёмы самомассажа лицевых мышц, развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, закрепить элементарные навыки речевого этикета;
— музыкальные: развивать слуховое восприятие, музыкальный слух, певческие навыки; способствовать развитию умения эмоционально передавать характер и содержание музыкальных произведений в пении и в движениях; развивать умение согласовывать слово, движение и музыку; развивать чувство музыкального темпа и ритма, координацию движений;
— воспитательные: создавать психологический комфорт во взаимодействии педагогов и детей, способствовать положительному эмоциональному настрою; развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Оборудование: демонстрационная доска, ковролин, картинки на липе, две корзины, предметы одежды Снеговика (ведро, шарф, сапоги, варежки), картинки грибов, шишек, осенние листья, передник, косынка, домашние тапки; схемы — подсказки для построения фразы, снежинка со слезами без лучиков, 6 лучиков для снежинки, снежинки для украшения, снежинки для рисования лиц; цветные карандаши, бейджики для контроля за автоматизацией звуков; белые шарфики, украшенные снежинками, для танца девочек.
Музыкальное оборудование: диски с песнями к танцам, фортепиано.
Ход НОД:
Вход детей в зал под музыку хороводным шагом.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (движение мелодии по устойчивым ступеням лада).
Дети: Здрав-ствуй-те!!! (дети поют, показывая направление движения мелодии жестами руки в виде музыкальной лесенки).
Логопед: Ребята! Посмотрите, у нас сегодня много гостей, все они нам улыбаются. Давайте и мы им улыбнёмся и поздороваемся с ними с хлопками.
Дети: Здрав-ствуй-те!!! (дети поют, отхлопывая слоги слова).
Воспитатель: И друг с другом мы поздороваемся тоже с притопами.
Дети: Здрав-ствуй-те!!! (дети поют, шагая на каждый слог слова).
Воспитатель загадывает загадку: Снег выпадает,
Ночь прибывает,
Вьюги завывают,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Логопед: Давайте сделаем массаж лица и расскажем о зиме. Поставили пальцы на середину лба. (Звучит «Старинная французская песенка» П.И. Чайковский из « Детского альбома»)
Массаж лица: Смотрят дети из окна:
По дорожке ледяной
В гости к нам идет зима
В белой шубке меховой. (поглаживающие движения)
За снежинками снежинки
Тихо кружатся, летят,
Застилает все тропинки
Покрывалом снегопад. (постукивающие движения )
На ветвях развесил иней
Ночью Дедушка Мороз,
Он сегодня очень сильный
Щиплет щёки, лоб и нос. (пощипывающие движения)
Завтра снова будем мчаться
На коньках и на санях,
И на лыжах с гор кататься,
Ведь зима у нас в гостях! (поглаживающие движения)
Логопед: Проходите на стульчики. Ребята, а чтобы красиво и правильно петь и говорить, что же нужно тренировать?
Дети: Язык.
Логопед: Правильно. Давайте сядем прямо, плечи расправим и выполним артикуляционную гимнастику (звучит Полька П.И. Чайковский).
Артикуляционная гимнастика:
Раз — скорее улыбнись,
Два — язык потянем вниз,
Три — язык наверх потянем,
На четыре — позеваем,
Пять — варенье оближи,
Шесть — по нёбу постучи,
Семь — лошадка скачет звонко,
Восемь — гриб на тонкой ножке,
Девять — можно поболтать,
А на десять — помолчать.
Воспитатель: Ребята! А как мы узнаём, что наступила зима? Давайте расскажем приметы зимы по нашим подсказкам.
Логопед: Мы разделимся на две команды (логопед делит детей на две подгруппы).
Работа по подгруппам
Логопед: Первая подгруппа пойдёт с Ириной Александровной (музыкальным руководителем), и поместят приметы зимы на ковролине, а остальные с Ольгой Адольфовной (логопедом) расскажут приметы по схемам (дети на выбор берут схему — подсказку и по очереди рассказывают примету о зиме, а логопед контролирет правильное построение фразы).
Логопед: Молодцы! Все приметы вспомнили. Давайте пойдём и посмотрим, какая же картина получилась у ребят (подходят к ковролину и рассматривают её).
Логопед: Ребята, все приметы подходят к зиме или с чем — то вы не согласны?
Дети: Все.
Воспитатель: Кто хочет рассказать свою примету о зиме? (желающие рассказывают приметы о зиме на основе картинки, которую они прикрепили на ковролин).
Логопед: Ребята, давайте придумаем название нашей замечательной картине. Как мы можем её назвать?
Дети: «Зимний пейзаж», «Зимняя сказка», «В зимнем лесу».
Логопед: Здорово! Молодцы! Посмотрите, какая зимняя красота на нашей полянке (обращает внимание на ковёр, на котором расположено много снежинок и одна снежинка со слезами).
Логопед: Ребята, какие снежинки?
Дети: белые, хрупкие, резные, изящные, долгожданные, узорчатые, красивые.
Логопед: (взяв в руки снежинку со слезами) А это что за снежинка? Что с ней случилось?
Дети: У неё нет лучиков и ее, наверное, обидела метель — проказница. Она даже плачет.
Музыкальный руководитель: Ребята! Давайте порадуем нашу снежинку весёлой песенкой.
Песня «Саночки» (слова и музыка В. Шестаковой)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какой ко мне лучик прилетел.
Логопед: Да это же лучик нашей снежинки! Вот здорово и снежинка повеселела (прикрепляет лучик к снежинке). Давайте мы со снежинкой поиграем. Передаём друг другу снежинку с любым снежным словом.
Словесная игра «Снежный ком»
Воспитатель: Вот какой у вас снежный ком получился. Что же можно из такого снежного кома слепить?
Дети: Снежную бабу, снеговика.
Лепка снеговика
Воспитатель: Давайте слепим снеговика (дети с воспитателем имитируют лепку под музыкальную импровизацию Л.Г. Колебакиной).
Логопед: Ребята, давайте закроем глазки и представим своего снеговика.
Появляется Снеговик (педагог-психолог). (На костюме снеговика прикреплены грибы, шишки, осенние листья, передник; вместо ведра у него – платок, а на ногах – домашние тапки).
Снеговик (грустно): Здравствуйте ребята.
Логопед: Ребята! Посмотрите, а кто это к нам пришёл? Здравствуй! А ты кто!
Снеговик: Я — Снеговик! Разве вы меня не узнали?
Логопед: Ребята, разве снеговик может быть таким? Что — то тут не так.
Снеговик: Ребята! Со мной произошла беда. Метелица — проказница закружила меня и ко мне прилипли лишние предметы. Помогите мне, пожалуйста, их убрать.
Логопед: Не волнуйся, конечно, мы тебе поможем. Семён и Настя подойдите к Снеговику и снимите лишние предметы.
Дети снимают лишние предметы и кладут на стол.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами всегда порядок в группе, давайте и на столе наведём порядок. На какие две группы можно разделить эти предметы?
Дети: На домашние и природные.
Воспитатель: Правильно, Лиза пойдет, и будет складывать в свою корзинку только предметы домашнего обихода, а Родион в свою корзинку только предметы, которые растут в природе.
Дети под музыку «Каприччио» С. Гаврилина раскладывают предметы в две корзины.
Снеговик: Вот спасибо! Давайте проверим, не попало ли чего лишнего в каждую корзину? (проверяют содержимое каждой корзины).
Снеговик: Ребята, но со мной всё – равно что-то не так.
Логопед: И правда, чего же ещё не хватает Снеговику?
Дети: Ведро на голову, варежки, сапоги.
Логопед: Верно, давайте мы с вами пройдёмся по залу и найдём вещи, которые можно надеть на Снеговика.
Дети идут по залу под музыкальную импровизацию Л.Г. Колебакиной и находят вещи Снеговика, приносят их и надевают на него.
Снеговик: Ой! А меня что — то колет, (достаёт лучик из каждой рукавички).
Логопед: Да это же лучики нашей снежинки! Вот спасибо Снеговик. Нашу снежинку тоже обидела метель – проказница. Она обломала ей все лучики. Мы пока нашли только один лучик, а с твоей помощью ещё два лучика. Ребята, давайте прикрепим скорее лучики нашей снежинке и порадуем её (дети прикрепляют самостоятельно лучики снежинке, а логопед незаметно убирает одну слезинку с её лица).
Логопед: Посмотрите, наша снежинка повеселела и одна слезинка исчезла.
Снеговик: Я рад, что тоже помог снежинке. А ещё я очень доволен, что вы нашли мой любимый шарфик.
Логопед: А у наших девочек тоже есть настоящие снежные шарфики и они тебе сейчас покажут танец с ними.
Танец девочек с шарфиками («Зимний вальс» Ю. Верижникова)
Снеговик: Вот какие молодцы, настоящий снегопад получился и принёс нам много красивых снежинок. Ой, а тут ещё и оставшиеся лучики прилетели для нашей снежинки. Снеговик: Ребята, давайте их прикрепим.
(логопед незаметно убирает оставшуюся слезинку с лица снежинки, прикрепляет рот-улыбку)
Логопед: Посмотрите ребята, наша снежинка повеселела и заулыбалась.
Снеговик: А чего не хватает остальным прилетевшим снежинкам?
Дети: глаз, носа и улыбки.
Снеговик: Давайте мы наши снежинки «оживим». Подходите к столам и нарисуйте весёлое лицо своей снежинке.
Работа за столами (дети дорисовывают лица снежинкам).
Воспитатель: Давайте мы наши снежинки подарим гостям с добрыми и красивыми словами.
Дети дарят снежинки (подходят к гостям и, проговаривая комплимент, дарят снежинку)
Снеговик: Так весело стало, даже настроение поднялось, и танцевать захотелось.
Воспитатель: Ребята, приглашайте нашего Снеговика на зимнюю полечку.
Танец «Зимняя полечка» («Полька» И. Штрауса)
Снеговик: Давайте я отнесу снежинку в лес, чтоб она не растаяла, к подружкам.
Логопед: Конечно, Снеговик, отличная идея! До свидания!
Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться в группу. До новых встреч.
Литература:
— Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 336 с.
— Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
— Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 95 с.
— МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» №8 декабрь 2010 г.
— МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» №5 июль — август 2008 г.
— Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребёнка 6 – 7 лет /Юлия Соколова. – М.: Эксмо, 2009. – 64.: ил. – (Академия дошкольного развития).
Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
— Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.: илл.
Фото Буловой Л.Н.