Методическая разработка урока
Учитель: Любезнова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №35, Нижегородский район.
Модуль курса ОРКСЭ: «Основы светской этики»
Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений (урок №18)
Цель урока:
Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду через понятия «Род», «Семья», «Родословная», «Семейные ценности».
Задачи урока:
— формирование отношения к семье как основе российского общества;
— воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
— развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
— формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.
Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей:
Составление учащимися совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.
Написание творческой работы «География моего рода», в которой отражено географическое перемещение рода (это позволяет уточнить некоторые моменты генеалогической ситуации рода).
Принести семейные фотографии.
Оборудование урока:
1.Учебник «Основы светской этики» — Москва, «Просвещение», 2012
2.Компьютер и мультимедийная установка
3.Выставка фотографий «Моя семья»
План урока
I Организационный момент – 2 минуты
II Актуализация знаний – 3 минуты
III Проблемное объяснение нового знания – 25 минут
IV Закрепление знаний — 5 минут
V Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут
Ход урока
I Организационный момент – 2 минуты
Учитель:
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
(Учитель проверяет готовность учащихся к работе, отмечает отсутствующих)
II Актуализация знаний – 3 минуты
Учитель: Ребята, прослушайте стихотворение Т.Кузовлёвой и подумайте, как можно его озаглавить?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
(варианты ответов детей: «Происхождение слова «семья», «Семья», «Адам и Ева» и др)
Учитель говорит название стихотворения: «Как появилось слово «семья» и формулирует тему урока.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
Учитель: Ребята, что мы должны сегодня узнать на уроке? Попробуйте сформулировать цели урока.
III Проблемное объяснение нового знания – 25 минут
Учитель: Ребята, что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка …
Упражнение «Ассоциации»
Учитель:
Ребята, напишите в тетради, с чем у вас ассоциируется слово «Семья».
Семья
Очаг
Уют
Крепость Тепло Радость Любовь
Учитель: Ребята, прослушайте одну легенду и запишите в свою тетрадь ещё одно качество семьи.
В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.
Работа с учебником.
Учитель: Найдите данную тему в учебнике на стр. 38. Что вы сегодня узнаете на уроке?
* Что такое род, семья.
* Как возникли некоторые фамилии.
* Что такое родословная.
«Открытие» нового знания (работа с понятиями род и семья).
Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева — его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.
Работа с текстом учебника с. 38
Учитель: Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.
Первичная проверка понимания изученного
Учитель: Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?
Дети в парах записывают однокоренные слова к слову «род»
Род — Родство- Родина — Родители — Родословная- Народ
Учитель совместно с учащимися делают вывод:
Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.
Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
Работа с текстом учебника стр. 38 (4-ый абзац)
Учитель: Что такое родословная?
Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.
Выступление учащихся «Генеалогическое древо моей семьи», «География моего рода». (10-15 минут)
Учитель: Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина». Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала. Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.
Учитель: Подумайте, почему важно знать своих предков? В старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.
( красна пирогами). | |
В гостях хорошо,… | (а дома лучше). |
Где родился, … | (там и пригодился). |
Мир да лад – … | (большой клад). |
Не нужен клад, … | (когда в семье лад). |
Каждый кулик … | (свое болото хвалит). |
Чем богаты, … | (тем и рады). |
Дома – как хочу, … | (а в людях – как велят). |
Работа с учебником.
Учитель:
-Что могло являться символом рода?
-Почему родовые гербы разные?
— Рассмотрим родовой герб Багратиона на странице 39
Учитель: Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, — еще не дом.
И даже люстра над столом, — еще не дом.
И на окне с живым цветом — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Учитель:
— О каком же тепле идет речь?
С единым телом я сравню семью:
Отец-глава, а руки –сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от неё зависит вся семья.
Работа с текстом учебника на странице 39 (4 абзац).
Учитель: Ребята, в чём главная задача рода и семьи?
(ответы учащихся)
Заполнение таблицы «Обязанности в семье» (групповая работа)
Дети в мини группах заполняют таблицу «Обязанности в семье»
Мама | Я | |
|
|
|
Обсуждение заполнения таблицы:
— Ребята, смогли бы вы часть обязанностей мамы или папы взять на себя?
IV Закрепление знаний — 5 минут
Работа с текстом учебника на странице 39 (читаем последний абзац)
Учитель: Ребята, давайте вместе сформулируем «Правила семьи» и запишем их в тетрадь.
Правила семьи:
1.Все члены семьи любят и уважают друг друга.
2.Все члены семьи ведут совместное домашнее хозяйство.
3.Все члены семьи помогают друг другу.
4.Все члены семьи отдыхают и проводят свободное время вместе.
5.Каждая семья должна чтить свои семейные традиции…
V Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут
Учитель: Исследованию какой темы был посвящён наш урок?
-С какими понятиями мы познакомились на уроке?
— Где можно применить полученные знания?
— Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
— Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
— Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
— Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Домашнее задание:
придумать и нарисовать герб своей семьи, придумать девиз своей семьи, выполнить творческую работу «Традиции моей семьи».
Литература
1.Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников// Ярославль, Академия развития, 2007
2.Русские народные пословицы
3. Т.Кузовлёва «Как появилось слово «семья»
4.Л.Суслова «А дом, заставленный добром, — ещё не дом»