Конспект урока на тему «Род и семья – исток нравственных отношений»

Методическая разработка урока

Учитель: Любезнова Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №35, Нижегородский район.

Модуль курса ОРКСЭ: «Основы светской этики»

Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений (урок №18)

Цель урока:

Воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду через понятия «Род», «Семья», «Родословная», «Семейные ценности».

Задачи урока:

— формирование отношения к семье как основе российского общества;

 — воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
— развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
— формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.



Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей:

  1. Составление учащимися совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.

  2. Написание творческой работы «География моего рода», в которой отражено географическое перемещение рода (это позволяет уточнить некоторые моменты генеалогической ситуации рода).

  3. Принести семейные фотографии.

Оборудование урока:

1.Учебник «Основы светской этики» — Москва, «Просвещение», 2012

2.Компьютер и мультимедийная установка

3.Выставка фотографий «Моя семья»







План урока

I Организационный момент – 2 минуты

II Актуализация знаний – 3 минуты

III Проблемное объяснение нового знания – 25 минут

IV Закрепление знаний — 5 минут

V Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут

Ход урока

I Организационный момент – 2 минуты

Учитель:

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

(Учитель проверяет готовность учащихся к работе, отмечает отсутствующих)

II Актуализация знаний – 3 минуты

Учитель: Ребята, прослушайте стихотворение Т.Кузовлёвой и подумайте, как можно его озаглавить?

Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

(варианты ответов детей: «Происхождение слова «семья», «Семья», «Адам и Ева» и др)

Учитель говорит название стихотворения: «Как появилось слово «семья» и формулирует тему урока.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Учитель: Ребята, что мы должны сегодня узнать на уроке? Попробуйте сформулировать цели урока.



III Проблемное объяснение нового знания – 25 минут

Учитель: Ребята, что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка …

Упражнение «Ассоциации»

Учитель:

Ребята, напишите в тетради, с чем у вас ассоциируется слово «Семья».

Семья

Очаг

Уют

Крепость Тепло Радость Любовь

Учитель: Ребята, прослушайте одну легенду и запишите в свою тетрадь ещё одно качество семьи.

В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.









Работа с учебником.

Учитель: Найдите данную тему в учебнике на стр. 38. Что вы сегодня узнаете на уроке?

* Что такое род, семья.

* Как возникли некоторые фамилии.

* Что такое родословная.

«Открытие» нового знания (работа с понятиями род и семья).

Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева — его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.

Работа с текстом учебника с. 38

Учитель: Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.

Первичная проверка понимания изученного

Учитель: Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?

Дети в парах записывают однокоренные слова к слову «род»

Род — Родство- Родина — Родители — Родословная- Народ

Учитель совместно с учащимися делают вывод:

Род- это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Работа с текстом учебника стр. 38 (4-ый абзац)

Учитель: Что такое родословная?

Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.

Выступление учащихся «Генеалогическое древо моей семьи», «География моего рода». (10-15 минут)



Учитель: Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина». Сколько поколений можно насчитать в родословной?

Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала. Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.

Учитель: Подумайте, почему важно знать своих предков? В старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.

Не красна изба углами, а …

( красна пирогами).

В гостях хорошо,…

(а дома лучше).

Где родился, …

(там и пригодился).

Мир да лад – …

(большой клад).

Не нужен клад, …

(когда в семье лад).

Каждый кулик …

(свое болото хвалит).

Чем богаты, …

(тем и рады).

Дома – как хочу, …

(а в людях – как велят).



Работа с учебником.

Учитель:

-Что могло являться символом рода?

-Почему родовые гербы разные?

— Рассмотрим родовой герб Багратиона на странице 39



Учитель: Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.


А дом, заставленный добром, — еще не дом.
И даже люстра над столом, — еще не дом.
И на окне с живым цветом — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.


Учитель:

— О каком же тепле идет речь?


С единым телом я сравню семью:
Отец-глава, а руки –сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от неё зависит вся семья.

Работа с текстом учебника на странице 39 (4 абзац).

Учитель: Ребята, в чём главная задача рода и семьи?

(ответы учащихся)

Заполнение таблицы «Обязанности в семье» (групповая работа)

Дети в мини группах заполняют таблицу «Обязанности в семье»

Папа

Мама

Я




























Обсуждение заполнения таблицы:

— Ребята, смогли бы вы часть обязанностей мамы или папы взять на себя?



IV Закрепление знаний — 5 минут



Работа с текстом учебника на странице 39 (читаем последний абзац)

Учитель: Ребята, давайте вместе сформулируем «Правила семьи» и запишем их в тетрадь.

Правила семьи:

1.Все члены семьи любят и уважают друг друга.

2.Все члены семьи ведут совместное домашнее хозяйство.

3.Все члены семьи помогают друг другу.

4.Все члены семьи отдыхают и проводят свободное время вместе.

5.Каждая семья должна чтить свои семейные традиции…



V Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут



Учитель: Исследованию какой темы был посвящён наш урок?

-С какими понятиями мы познакомились на уроке?

— Где можно применить полученные знания?

Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

— Ребята, а наш класс можно назвать семьей?










— Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.



Домашнее задание:

придумать и нарисовать герб своей семьи, придумать девиз своей семьи, выполнить творческую работу «Традиции моей семьи».



































Литература

1.Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников// Ярославль, Академия развития, 2007

2.Русские народные пословицы

3. Т.Кузовлёва «Как появилось слово «семья»

4.Л.Суслова «А дом, заставленный добром, — ещё не дом»























Свежие документы:  Конспект урока на тему «СТЕПЬ ДА ВОЛЯ – КАЗАЦКАЯ ДОЛЯ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: