Тема урока: Семья.
Цель урока: повторить , закрепить, ликвидировать пробелы в знаниях по теме;
деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Задачи:
Показать роль семьи в жизни каждого человека и общества, а также нравственную ценность семейных отношений.
Развивать личностные качества учащихся, навыки познавательной, практической деятельности; владение различными видами публичных выступлений, умение применять знания в новых условиях, использование элементов исследования, поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной системы в другую, оценка своих учебных достижений.
Содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей.
УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для образовательных школ Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой, учебник
« Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: информационно-коммуникативные, эвристические, игровые, проектные, деятельностный метод.
Способы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Оборудование: слайды, компьютер, дидактические карточки.
Предварительная работа:
Выполнение проекта «Мое родовое дерево», «Фотография из семейного альбома», сочинение «Моя семья».
Содержание урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Критерии оценивания деятельности | Формирование общеучебных умений | |
1.Организационный момент. | Прозвенел звонок, начинается урок. Мы пришли сюда учиться. Здравствуйте дети! Садитесь.
|
За правильные ответы дети получают баллы. |
|
|
2.Мотивационно-ориентировочный этап
3.Операционно-деятельносьтный этап | Упражнение «Устная презентация»
У меня в руках матрешка. Предлагаю, по очереди, передавая матрешку друг другу, взглянуть на нее и отыскать достоинства и особенности и назвать ваши ассоциации, связанные с этим предметом. И выразить свои мысли одним предложением. Так у нас получится устная презентация.
А теперь подумайте, о чем пойдет речь на уроке, и сформулируйте тему. Мы закрываем эту тему. Определите задачи нашего урока.
Попробуйте определить план наших действий. | Передают матрешку и высказывают свои мысли. Примерный ответ: Матрешка – русская деревянная кукла. Символ России. В 18 веке имя Матрена было распространенным. Матрешка – мать многочисленного семейства, достойная, добрая женщина. Это символ семьи, многодетности. Матрешка – это тепло и уют в доме, хранительница домашнего очага. Существует поверье, что если внутрь положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.
Тема урока: Семья. (Слайд № 1) Высказывают свои мысли. Предполагаемый ответ.
Дети предлагают варианты работы на уроке: (вспомнить и дать определение, проверить знания о роли семьи в жизни каждого человека и общества, закрепить функции семьи)
|
баллы |
Работа над смыслообразованием: Установление связи между деятельностью учащихся и мотивом; Цель: подвести учащихся к определению темы урока.
Формирование регулятивных действий: Умение планировать, строить алгоритм, самостоятельно формулировать проблему и находить способы её решения, определять тему. |
| Что такое семья? (Слайд № 2) — Это группа живущих вместе родственников. -Это объединение людей, сплоченных общими интересами. Дайте другое определение понятия «семья», знакомое нам из курса обществознания.
Как вы думаете, зачем мы вспомнили понятие?
Я утверждаю, что семья – это ячейка общества. Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.
Используя текст (Приложение №1), определите функции семьи.
Физкультминутка. Функции семьи можно найти в других источниках. Читая их, мы не задумываемся об этом. Например: 1. Стихотворение Валентина Берестова Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын. За то, что малыш. За то, что растешь. За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца своих дней Останется тайной опорой твоей. 2. Игра «Репка», дети получают роли 3. Слайд № 6 4. Рассказ В. Осеевой «Злая мама и добрая тетя» ( Приложение 2)
Учитель: Послушайте притчу «Почему одному плохо?» и определите её смысл. Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка – помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда дети засыпали, девочка помогала маме все постирать да прибрать. Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей – то посох. Вытащила она из речки посох и видит: бабушка по берегу идет. — Бабушка, не ваш ли это посох? – спросила девочка. Схватила бабушка посох, обрадовалась: — Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь? — Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка. — Можешь отдыхать сколько хочешь. Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате были невидимые слуги, которые одевали, поили, кормили. В саду пели птицы. День прошел, второй прошел, заскучала девочка и заплакала: — Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают. — Если домой вернёшься, до конца жизни работать будешь без отдыха,- прозвучал чей-то голос. — Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай – не рай,- сказала девочка. В то же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой – попить, третий — поиграть, а девочка и рада. Обсуждение. — А вы бы согласились жить на таком райском острове? Почему девочка не осталась? Почему человеку плохо одному? Сформулируйте вывод.
Учитель: Семья — это одна из главных ценностей в жизни человека и для нас с вами. В ходе изучения этой темы вы выполняли проекты «Мое родовое дерево» (Слайд № 7), «Фотография из семейного альбома» и написали сочинение «Моя семья». Давайте посмотрим результаты вашей работы. Учитель: Каждая семья имеет свою историю, выполняет свои функции, организует свой досуг, отмечает праздники. А как вы думаете, какие качества должны быть у членов семьи?
Учитель: Послушайте притчу. Притча «Витязь на распутье» (Слайд№ 9) Случилось это в Третьяковской галерее. Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) «Витязь на распутье». Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадешь, прямо отправишься – вместе с конём погибнешь» Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать. «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной. «Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой. А как вы думаете? Почему пятилетний внук выбрал дорогу домой?
Значит, семья — это то, что значимо для человека, это одна из главных ценностей в жизни каждого человека.
|
— Семья – это малая группа, основанная на родственных связях (по браку или по крови), члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. (Слайд № 3) Чтобы извлечь из этого определения информацию о признаках семьи. Составляем схему на доске: Признаки семьи: Родственные и брачные связи; Общий быт; Взаимопомощь; Моральная и правовая ответственность. (Слайд № 4) Предполагаемый ответ: Общество состоит из людей и их семей. Семья дает человеку защиту, понимание, покой, тепло, продолжение рода. Семья дает государству граждан, работников, налогоплательщиков, ученых, защитников Отечества. Семья в обществе и в жизни каждого человека выполняет определенные функции.
Работают с текстом и называют функции семьи, одновременно составляют схему на доске. Функции семьи: Воспроизводство рода; Воспитание детей; Социализация личности; Хозяйственно-экономическая Выполнение своих ролей Эмоционально-психологическая Досуговая (Слайд № 5 )
Читает один ученик.
— Эмоциональная — Хозяйственно-экономическая — Выполнение своих обязанностей — воспитание детей и социализация личности
Слушают притчу.
Рассуждения детей. Вывод: — Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким.
По желанию дети показывают результаты своих работ. Зачитывают выдержки из своих сочинений о своей семье.
Дети называют качества: взаимопонимание, помощь, любовь, терпение и другие. (Слайд № 8)
Дети высказывают свое мнение. Предполагаемый вывод (возможно с помощью учителя): Дома безопасно, уютно, не надо делать выбора перед такими препятствиями.
|
баллы
баллы
баллы
баллы
баллы
баллы
баллы |
Формирование практических навыков: Извлечь информацию из текста, перевод информации из одной знаковой системы в другую (уровень применения знаний по технологии разноуровнего обучения)
Формирование коммуникативных умений: оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, сотрудничать, решая одну проблему. Умение высказывать свою точку зрения и её обоснование.
Умение применять знания в новых условиях; работа с текстом по типу заданий из ЕГЭ.
Цель: закрепить знания о функциях семьи.
Цель применения притч: Подвести учащихся к осознанию роли семьи для человека, как главной ценности.
Формирование нравственно – этических ценностей.
Цель: умение формулировать свои мысли в устной речи; анализ информации и вывод.
Цель: формирование практических навыков; навыки монологической речи, публичного выступления, умение использовать средства наглядности при выступлении, уверенно держать себя во время выступления, использование элементов исследования
Цель: умение формулировать свои мысли в устной речи; анализ информации и вывод. |
4.Рефлексивно-оценочный этап | Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание из материалов ЕГЭ. (Приложение № 3) Выделите информацию, которую можно извлечь из данного задания. — Завершить нашу тему я предлагаю стихотворением. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья- это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья- это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая ваша семья! Подведем итоги: Составьте план нашей работы. Учитель: Оцените свою деятельность на уроке: Я-доволен своей работой, Я не очень доволен своей работой Я не доволен своей работой. Выставим оценки. Оцените наш урок. Посадите клумбу из цветов: Цветок черного цвета — урок не понравился. Цветок другого цвета – урок понравился. Спасибо за урок!
| Читают задание и выполняют его. Проверяем (взаимопроверка)
Выделяют информацию из текста.
Читает ученик (при наличии времени)
План: 1.Понятие семья 2. Признаки семьи 3.Функции семьи Роль семьи в жизни человека и общества. Прикрепляют аппликации и выставляем оценки за урок.
Прикрепляют цветы. | баллы
баллы | Работа с текстом, его осознание. Цель: закрепление и осмысление информации, развитие навыков работы с материалами КИМ.
Цель: обобщение учебного материала.
Самооценка и самоконтроль. |