Конспект урока на тему «Содержание трудового договора»


Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Железнодорожный колледж»








Конспект урока на тему «Содержание трудового договора»





Разработала:

Санькова Е.С.



















Мичуринск – Наукоград Р.Ф. 2010г.


Раздел: Трудовое право

Тема урока: Содержание трудового договора

Цели урока:

Образовательный аспект:

  • Изучить структуру содержания трудового договора.

  • Продемонстрировать порядок заключения трудового договора.

  • Ознакомить с гарантийными условиями труда несовершеннолетних

Развивающий аспект:

  • Развивать умения навыков работы в малых группах при решении правовых казусов. Развивать опережающее мышление. Способствовать формированию правовых знаний, умению грамотно излагать свою точку зрения.

Воспитательный аспект:

  • Способствовать формированию убеждения в необходимости применения труда несовершеннолетних.

  • Воспитание навыков нравственного и законопослушного поведения.

Методический аспект:

  • Способствовать внедрению информационной и компьютерной технологий.

Здоровьесберегающей аспект:

  • Способствовать использованию на уроке разнообразных форм работы.

Познавательный аспект:

  • Совершенствовать и систематизировать знания по содержанию трудового договора, применение на практике знаний по гарантийным правам несовершеннолетних в процессе трудовой деятельности.

Межпредметный аспект:

  • русский язык, история, этика.

Тип урока:

  • изучение нового материала

Форма урока:

  • урок-сообщение

Методы обучения: объяснительный, проблемные ситуации.

Педагогическая технология:

  • развивающее обучение, технология сотрудничества


Материально-техническое оснащение:

видеозапись «Незаконченное интервью», «Консультация юриста». «Интервью на память», слайд – шоу «Содержание трудового договора», «Порядок заключения трудового договора», памятка «Гарантийные права несовершеннолетних» Трудовой Кодекс Российской Федерации, Конституция Р.Ф. ,учебник «Основы правоведения»

автор А.И. Яковлев




План урока


  1. Организационный момент

    1. 1.1.проверка посещаемости в группе

    2. 1.2.проверка готовностям группы к уроку



  1. Проверка домашнего задания

    1. 2.1.групповая работа «Вы нам писали?»

    2. 2.2.составления синквейна со словом «труд»

    3. 2.3.фронтальный опрос по теме «Классификация конституционных прав и свобод»

III. Актуализация знаний


IV.Целеполагание и мотивация

    1. 4.1.видеозапись « Незаконченное интервью»


V.Сообщение нового материала

5.1. Понятие и стороны трудового договора (лекция преподавателя)

5.2. «Порядок заключения трудового договора

( слайд – шоу)

5.3. Содержание трудового договора (слайд – шоу)

5.4. Труд несовершеннолетних ( слайд – шоу)


VI.Первичное закрепление

6.1.Видео – вопрос «Консультация юриста» (групповая работа)


VII .Обобщение изученного материала

7.1. фронтальный опрос


VIII. Инструктаж домашнего задания

8.1.Учебник «Основы правоведения», автор А.И. Яковлев & 23



IХ. Комментирование оценок



Х.Рефлексия

10.1. интервью выпускника – рекомендации при устройстве на работу





Ход урока:

I.Организационный момент

    1. 1.1.проверка посещаемости в группе

    2. 1.2. проверка готовности группы к уроку


II.Проверка домашнего задания

2.1 Создание подгрупп по уровню обученности

2.2.Групполвая работа «Вы нам писали?»

Слово преподавателя.

Представьте себя в роли редакторов газеты «Мичуринская, правда».

Ответьте на вопросы несовершеннолетних и обоснуйте свой ответ.

Задание 1. «Сижу на уроке с телефоном в «аське». Имеют ли они право на информацию?»

Задание 2. «На уроке все время разговариваю со своим товарищем, так как считаю, что имею право на свободу слова»

Задание 3. «Сижу на уроке и ничего не пишу, что не имею право на отдых?»

Обучающиеся, в роли редакторов газеты, дают ответы, опираясь на «Устав колледжа».

2.2. Составления сиквейна со словом «труд»

Слово преподавателя.

Составьте синквейн по схеме со словом «труд»:

«труд» + «прилагательное»+ «прилагательное»;

«труд» + + «глагол» + « глагол»;

« труд» + законченное умозаключение

Например: Только добросовестный, кропотливый труд радует. Создает уверенность в завтрашнем дне.

2.3. Фронтальный опрос по теме « Классификация конституционных прав и свобод»

Слово преподавателя.

Первая подгруппа выписывает «личные права», вторая «политические», третья «социально-экономические»

Слайд 1.

Право на жизнь, право на митинги, свобода передвижение, право частной собственности, право на образование, свобода вероисповедания, право на труд, право избирать и быть избранным, право на объединение.


После обсуждения даются следующие ответы:

Личные права граждан

Политические права граждан

Социально – экономические права граждан

Право на жизнь

Право на митинги

Право на образование

Свобода передвижения

Право на объединение

Право на труд

Свобода вероисповедания

Право избирать и быть избранным

Право частной собственности



III.Актуализация знаний

Слово преподавателя.

Чем актуально слово «труд, трудовая деятельность?»

Примерные ответы обучающихся:

«На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие – либо блага. Именно трудом, т.е. целенаправленно, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создается экономическая основа общества. Труд позволяет каждому человеку реализовывать себя, найти свое место в жизни и признание со стороны людей. Труд вырабатывает в человеке такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми».

«Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг»


IV.Целепологание и мотивация

Слово преподавателя.

Просмотрите видеозапись с обучающейся нашего колледжа. Обратите внимание на тематику затрагиваемых вопросов и попробуйте определить тему нашего урока.

4.1. Видеозапись «Незаконченное интервью»

слайд 2 ( см. приложение,)

Ответы обучающихся: «О гарантийных правах несовершеннолетних, условиях оплаты труда, порядке заключения трудового договора».


Преподаватель объявляет цель и задачи урока.

Сегодня на уроке мы ознакомимся с основами трудового законодательства, с гарантийными условиями труда несовершеннолетних. На уроке будет продемонстрирован порядок заключения трудового договора, необходимость трудовой деятельности несовершеннолетних. Необходимость изучения структуры содержания трудового договора. Комментирование по трудовому кодексу Российской Федерации и Конституции Р.Ф.

Урок буде проводится в необычной форме.

V. Новый материал

5.1. Понятие и стороны трудового договора

Слово преподавателя.

Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.

Источниками трудового права являются нормативно – правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права Р. Ф. Главный из них -Конституция Р.Ф.

Обучающимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции Р.Ф. и дать характеристику права на труд.

5.2.Комментированеи ст.37 Конституции Р.Ф.

ст. 37 Конституции Р.Ф. определяет основные принципы использования труда:

  • труд в нашей стране свободен. Это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. Выбирать себе род занятий и профессию;

  • принудительный труд запрещен и из этого правила нет никаких исключений;

  • каждый человек имеет право на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

  • труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден;

  • какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) не допустима;

  • кроме того, труд должен быть оплачен, не ниже минимального размера оплаты труда;

  • каждый человек имеет право на защиту от безработицы;

  • за каждым человеком признаются право на трудовые споры: индивидуальные ( работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;

  • каждый имеет право на отдых.

После обсуждения, преподавателем, дается определения трудового договора.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, которые берут на себя взаимные обязательства. Работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Обеспечить нормальные условия труда и в полном объеме выплачивать заработанную плату. Работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. В трудовом договоре введены понятия : специальность, квалификация, должность.

После объяснения преподавателя обучающиеся записывают основные определения:

Специальность это вид занятий в рамках одной профессии, более узкая классификация рода трудовой деятельности, требующая конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.

Квалификация – это вид его профессиональной облученности. Наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Его уровнем и оценкой является квалификационный разряд.

Должность – это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющих место и роль работника в организации, а так же его ответственность за их реализацию.


5.3. Порядок заключения трудового договора

слайд 3 ( см. приложение),

  • форма заключения трудового договора;

  • наименование документов, предъявляемых при заключении трудового договора;

  • оформление приказа при приеме на работу;

Преподаватель обращает внимание обучающихся на ст.65 Т.К. Р.Ф., где дается перечень документов при приеме на работу.

Далее обучающиеся записывают информацию в тетрадь:

В ст. 67 Т.К.Р.Ф. трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней его фактического допуска к работе.


5.4. Содержание трудового договора

слайд 4 (см. приложение),

  • обязательные условия трудового договора;

  • дополнительные условия трудового договора;


В форме беседы, до сведения обучающихся доводятся обязательные условия трудового договора, такие как:

  • место работы,

  • дата начала работы,

  • трудовая функция,


  • режим труда и отдыха,

  • условия оплаты труда,

  • социальное страхование,

и дополнительные условия трудового договора, такие как:

  • условие об испытании,

  • о неразглашении охраняемой государством тайны,

  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет работодателя.


5.5. Труд несовершеннолетних

слайд 5 ( см. приложение)

Преподаватель в форме беседы знакомит обучающихся с гарантийными условиями труда несовершеннолетних.

А) при приеме на работу: запрет на работу с вредными и опасными условиями труда, обязательный предварительный медицинский осмотр за счет средств работодателя, квотные рабочие места. (ст.265 Т.К.Р.Ф.);

Б) в процессе трудовой деятельности: запрещение на переноску тяжестей, превышающих установленные нормы (ст.268 Т.К.Р.Ф.), предоставление удлиненного оплачиваемого отпуска (ст.267 Т.К.Р.Ф.);

В) при увольнении: увольнение по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст.269 Т.К.Р.Ф.);

В конце объяснения преподаватель раздает обучающимся памятки о «Гарантийных правах несовершеннолетних при устройстве на работу».


VI. Первичное закрепление

6.1.Создание подгрупп по уровню обученности

Группа делится на команды во главе с капитаном. Дается видео – запись и обучающиеся, опираясь на полученные знания, должны дать правильный ответ.

6.2.Видео – вопрос. «Консультация юриста» Слайд 6 -7 -8.

Задание 1.

«Мне 16 лет. Я хочу устроиться на работу ночным сторожем, тогда днем я смогу учиться.

Буду ли я принят на работу?»

Ответ: несовершеннолетний не может быть принят на работу в ночное время согласно ст.265 Т.К.Р.Ф.

Задание 2.

«Моему сыну 17 лет, он попросил работодателя предоставить ему отпуск в августе. Работодатель отказал ему и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Мой сын может уйти в отпуск только в ноябре.

Прав ли работодатель?»

Ответ: работодатель не прав. Несовершеннолетний может уйти в отпуск в любое для него удобное время. Продолжительность отпуска составляет не ниже 31 календарных дней (ст.267Т.К.Р.Ф.)

Задание 3.

«Моему другу Николаю 14 лет. Во время каникул он решил устроиться на работу – расклеивать объявления. Его родители возражают. Они считают, что перед новым учебным годом Николай должен как следует отдохнуть.

Может ли Николай в этом случае устроиться на работу?»

Ответ: Нет. Несовершеннолетний, в возрасте 14 лет, может устроиться на работу только по согласию одного из родителей и органов опеки и попечительства.

VII. Обобщение изученного материала

Преподаватель подводит итог урока в форме фронтального опроса

  • Что нового узнали на уроке?

Ответы обучающихся: о гарантийных правах несовершеннолетних при приеме, увольнении на работе, о содержании рудового договора, об обязательных условиях трудового договора, о порядке заключения трудового договора, форму трудового договора.

  • Где можно применить полученные знания?

Ответы обучающихся: при устройстве на работу в летний период времени.

  • Что представляет собой трудовой договор?

Ответы обучающихся: Трудовой договор – это соглашение, которое означает, что стороны достигнув согласия не вправе изменить его в одностороннем порядке.

  • Что известно об обязанностях работника?

Ответы обучающихся: Главная обязанность работника – выполнить обусловленную трудовую функцию лично, подчиняясь при этом существующему в данной организации правилам внутреннего трудового распорядка. Эти обязанности работника главным образом и отличают трудовой договор от договоров о выполнении работ или оказании услуг, и регулируемых нормами гражданского права.

  • Достигнута ли цель нашего урока?

Ответы обучающихся: да. Полученные знания пригодятся в процессе трудовой деятельности и при приеме на работу.


VIII. Инструктаж домашнего задания

8.1.Учебник «Основы правоведения»

автор А.И. Яковлев & 23


IХ.Комментирование оценок

Преподаватель, комментируя оценки, отметил наиболее интересные и полные ответы обучающихся в процессе всего урока.


Х.Рефлексия Слайд 9. ( интервью выпускника – рекомендации при устройстве на работу)

Слово преподавателя.

Прослушайте интервью выпускника гр.46 Балашова К. и запомните его рекомендации, которые многим из вас пригодятся при приеме на работу, и в процессе всей трудовой деятельности.

















Свежие документы:  Конспект урока на тему "Я помню! Я горжусь!"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: