Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Железнодорожный колледж»
Конспект урока на тему «Содержание трудового договора»
Разработала:
Санькова Е.С.
Мичуринск – Наукоград Р.Ф. 2010г.
Раздел: Трудовое право
Тема урока: Содержание трудового договора
Цели урока:
Образовательный аспект:
Изучить структуру содержания трудового договора.
Продемонстрировать порядок заключения трудового договора.
Ознакомить с гарантийными условиями труда несовершеннолетних
Развивающий аспект:
Развивать умения навыков работы в малых группах при решении правовых казусов. Развивать опережающее мышление. Способствовать формированию правовых знаний, умению грамотно излагать свою точку зрения.
Воспитательный аспект:
Способствовать формированию убеждения в необходимости применения труда несовершеннолетних.
Воспитание навыков нравственного и законопослушного поведения.
Методический аспект:
Способствовать внедрению информационной и компьютерной технологий.
Здоровьесберегающей аспект:
Способствовать использованию на уроке разнообразных форм работы.
Познавательный аспект:
Совершенствовать и систематизировать знания по содержанию трудового договора, применение на практике знаний по гарантийным правам несовершеннолетних в процессе трудовой деятельности.
Межпредметный аспект:
русский язык, история, этика.
Тип урока:
изучение нового материала
Форма урока:
урок-сообщение
Методы обучения: объяснительный, проблемные ситуации.
Педагогическая технология:
развивающее обучение, технология сотрудничества
Материально-техническое оснащение:
видеозапись «Незаконченное интервью», «Консультация юриста». «Интервью на память», слайд – шоу «Содержание трудового договора», «Порядок заключения трудового договора», памятка «Гарантийные права несовершеннолетних» Трудовой Кодекс Российской Федерации, Конституция Р.Ф. ,учебник «Основы правоведения»
автор А.И. Яковлев
План урока
Организационный момент
1.1.проверка посещаемости в группе
1.2.проверка готовностям группы к уроку
Проверка домашнего задания
2.1.групповая работа «Вы нам писали?»
2.2.составления синквейна со словом «труд»
2.3.фронтальный опрос по теме «Классификация конституционных прав и свобод»
III. Актуализация знаний
IV.Целеполагание и мотивация
4.1.видеозапись « Незаконченное интервью»
V.Сообщение нового материала
5.1. Понятие и стороны трудового договора (лекция преподавателя)
5.2. «Порядок заключения трудового договора
( слайд – шоу)
5.3. Содержание трудового договора (слайд – шоу)
5.4. Труд несовершеннолетних ( слайд – шоу)
VI.Первичное закрепление
6.1.Видео – вопрос «Консультация юриста» (групповая работа)
VII .Обобщение изученного материала
7.1. фронтальный опрос
VIII. Инструктаж домашнего задания
8.1.Учебник «Основы правоведения», автор А.И. Яковлев & 23
IХ. Комментирование оценок
Х.Рефлексия
10.1. интервью выпускника – рекомендации при устройстве на работу
Ход урока:
I.Организационный момент
1.1.проверка посещаемости в группе
1.2. проверка готовности группы к уроку
II.Проверка домашнего задания
2.1 Создание подгрупп по уровню обученности
2.2.Групполвая работа «Вы нам писали?»
Слово преподавателя.
Представьте себя в роли редакторов газеты «Мичуринская, правда».
Ответьте на вопросы несовершеннолетних и обоснуйте свой ответ.
Задание 1. «Сижу на уроке с телефоном в «аське». Имеют ли они право на информацию?»
Задание 2. «На уроке все время разговариваю со своим товарищем, так как считаю, что имею право на свободу слова»
Задание 3. «Сижу на уроке и ничего не пишу, что не имею право на отдых?»
Обучающиеся, в роли редакторов газеты, дают ответы, опираясь на «Устав колледжа».
2.2. Составления сиквейна со словом «труд»
Слово преподавателя.
Составьте синквейн по схеме со словом «труд»:
«труд» + «прилагательное»+ «прилагательное»;
«труд» + + «глагол» + « глагол»;
« труд» + законченное умозаключение
Например: Только добросовестный, кропотливый труд радует. Создает уверенность в завтрашнем дне.
2.3. Фронтальный опрос по теме « Классификация конституционных прав и свобод»
Слово преподавателя.
Первая подгруппа выписывает «личные права», вторая «политические», третья «социально-экономические»
Слайд 1.
Право на жизнь, право на митинги, свобода передвижение, право частной собственности, право на образование, свобода вероисповедания, право на труд, право избирать и быть избранным, право на объединение.
После обсуждения даются следующие ответы:
Политические права граждан | Социально – экономические права граждан | |
Право на жизнь | Право на митинги | Право на образование |
Свобода передвижения | Право на объединение | Право на труд |
Свобода вероисповедания | Право избирать и быть избранным | Право частной собственности |
III.Актуализация знаний
Слово преподавателя.
Чем актуально слово «труд, трудовая деятельность?»
Примерные ответы обучающихся:
«На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие – либо блага. Именно трудом, т.е. целенаправленно, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создается экономическая основа общества. Труд позволяет каждому человеку реализовывать себя, найти свое место в жизни и признание со стороны людей. Труд вырабатывает в человеке такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми».
«Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг»
IV.Целепологание и мотивация
Слово преподавателя.
Просмотрите видеозапись с обучающейся нашего колледжа. Обратите внимание на тематику затрагиваемых вопросов и попробуйте определить тему нашего урока.
4.1. Видеозапись «Незаконченное интервью»
слайд 2 ( см. приложение,)
Ответы обучающихся: «О гарантийных правах несовершеннолетних, условиях оплаты труда, порядке заключения трудового договора».
Преподаватель объявляет цель и задачи урока.
Сегодня на уроке мы ознакомимся с основами трудового законодательства, с гарантийными условиями труда несовершеннолетних. На уроке будет продемонстрирован порядок заключения трудового договора, необходимость трудовой деятельности несовершеннолетних. Необходимость изучения структуры содержания трудового договора. Комментирование по трудовому кодексу Российской Федерации и Конституции Р.Ф.
Урок буде проводится в необычной форме.
V. Новый материал
5.1. Понятие и стороны трудового договора
Слово преподавателя.
Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
Источниками трудового права являются нормативно – правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права Р. Ф. Главный из них -Конституция Р.Ф.
Обучающимся предлагается рассмотреть ст. 37 Конституции Р.Ф. и дать характеристику права на труд.
5.2.Комментированеи ст.37 Конституции Р.Ф.
ст. 37 Конституции Р.Ф. определяет основные принципы использования труда:
труд в нашей стране свободен. Это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. Выбирать себе род занятий и профессию;
принудительный труд запрещен и из этого правила нет никаких исключений;
каждый человек имеет право на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден;
какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) не допустима;
кроме того, труд должен быть оплачен, не ниже минимального размера оплаты труда;
каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
за каждым человеком признаются право на трудовые споры: индивидуальные ( работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
каждый имеет право на отдых.
После обсуждения, преподавателем, дается определения трудового договора.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, которые берут на себя взаимные обязательства. Работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Обеспечить нормальные условия труда и в полном объеме выплачивать заработанную плату. Работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. В трудовом договоре введены понятия : специальность, квалификация, должность.
После объяснения преподавателя обучающиеся записывают основные определения:
Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии, более узкая классификация рода трудовой деятельности, требующая конкретных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.
Квалификация – это вид его профессиональной облученности. Наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Его уровнем и оценкой является квалификационный разряд.
Должность – это установленный комплекс обязанностей и соответствующих им прав, определяющих место и роль работника в организации, а так же его ответственность за их реализацию.
5.3. Порядок заключения трудового договора
слайд 3 ( см. приложение),
форма заключения трудового договора;
наименование документов, предъявляемых при заключении трудового договора;
оформление приказа при приеме на работу;
Преподаватель обращает внимание обучающихся на ст.65 Т.К. Р.Ф., где дается перечень документов при приеме на работу.
Далее обучающиеся записывают информацию в тетрадь:
В ст. 67 Т.К.Р.Ф. трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней его фактического допуска к работе.
5.4. Содержание трудового договора
слайд 4 (см. приложение),
обязательные условия трудового договора;
дополнительные условия трудового договора;
В форме беседы, до сведения обучающихся доводятся обязательные условия трудового договора, такие как:
место работы,
дата начала работы,
трудовая функция,
режим труда и отдыха,
условия оплаты труда,
социальное страхование,
и дополнительные условия трудового договора, такие как:
условие об испытании,
о неразглашении охраняемой государством тайны,
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет работодателя.
5.5. Труд несовершеннолетних
слайд 5 ( см. приложение)
Преподаватель в форме беседы знакомит обучающихся с гарантийными условиями труда несовершеннолетних.
А) при приеме на работу: запрет на работу с вредными и опасными условиями труда, обязательный предварительный медицинский осмотр за счет средств работодателя, квотные рабочие места. (ст.265 Т.К.Р.Ф.);
Б) в процессе трудовой деятельности: запрещение на переноску тяжестей, превышающих установленные нормы (ст.268 Т.К.Р.Ф.), предоставление удлиненного оплачиваемого отпуска (ст.267 Т.К.Р.Ф.);
В) при увольнении: увольнение по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст.269 Т.К.Р.Ф.);
В конце объяснения преподаватель раздает обучающимся памятки о «Гарантийных правах несовершеннолетних при устройстве на работу».
VI. Первичное закрепление
6.1.Создание подгрупп по уровню обученности
Группа делится на команды во главе с капитаном. Дается видео – запись и обучающиеся, опираясь на полученные знания, должны дать правильный ответ.
6.2.Видео – вопрос. «Консультация юриста» Слайд 6 -7 -8.
Задание 1.
«Мне 16 лет. Я хочу устроиться на работу ночным сторожем, тогда днем я смогу учиться.
Буду ли я принят на работу?»
Ответ: несовершеннолетний не может быть принят на работу в ночное время согласно ст.265 Т.К.Р.Ф.
Задание 2.
«Моему сыну 17 лет, он попросил работодателя предоставить ему отпуск в августе. Работодатель отказал ему и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Мой сын может уйти в отпуск только в ноябре.
Прав ли работодатель?»
Ответ: работодатель не прав. Несовершеннолетний может уйти в отпуск в любое для него удобное время. Продолжительность отпуска составляет не ниже 31 календарных дней (ст.267Т.К.Р.Ф.)
Задание 3.
«Моему другу Николаю 14 лет. Во время каникул он решил устроиться на работу – расклеивать объявления. Его родители возражают. Они считают, что перед новым учебным годом Николай должен как следует отдохнуть.
Может ли Николай в этом случае устроиться на работу?»
Ответ: Нет. Несовершеннолетний, в возрасте 14 лет, может устроиться на работу только по согласию одного из родителей и органов опеки и попечительства.
VII. Обобщение изученного материала
Преподаватель подводит итог урока в форме фронтального опроса
Что нового узнали на уроке?
Ответы обучающихся: о гарантийных правах несовершеннолетних при приеме, увольнении на работе, о содержании рудового договора, об обязательных условиях трудового договора, о порядке заключения трудового договора, форму трудового договора.
Где можно применить полученные знания?
Ответы обучающихся: при устройстве на работу в летний период времени.
Что представляет собой трудовой договор?
Ответы обучающихся: Трудовой договор – это соглашение, которое означает, что стороны достигнув согласия не вправе изменить его в одностороннем порядке.
Что известно об обязанностях работника?
Ответы обучающихся: Главная обязанность работника – выполнить обусловленную трудовую функцию лично, подчиняясь при этом существующему в данной организации правилам внутреннего трудового распорядка. Эти обязанности работника главным образом и отличают трудовой договор от договоров о выполнении работ или оказании услуг, и регулируемых нормами гражданского права.
Достигнута ли цель нашего урока?
Ответы обучающихся: да. Полученные знания пригодятся в процессе трудовой деятельности и при приеме на работу.
VIII. Инструктаж домашнего задания
8.1.Учебник «Основы правоведения»
автор А.И. Яковлев & 23
IХ.Комментирование оценок
Преподаватель, комментируя оценки, отметил наиболее интересные и полные ответы обучающихся в процессе всего урока.
Х.Рефлексия Слайд 9. ( интервью выпускника – рекомендации при устройстве на работу)
Слово преподавателя.
Прослушайте интервью выпускника гр.46 Балашова К. и запомните его рекомендации, которые многим из вас пригодятся при приеме на работу, и в процессе всей трудовой деятельности.