Конспект урока на тему «Социальная сфера общества»

Конспект урока на тему «Социальная сфера общества»


Цель урока – обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания

Задачи урока:

Обучающие:

  • показать различия культурного восприятия действительности разными людьми;

  • раскрыть влияние социальной роли на поведение человека;

  • выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур;

Развивающие:

  • элементы проблемного обучения;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Формирование умения выражать и отстаивать в дискуссии собственную позицию;

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию толерантности

  • создать условия для развития ценности активной гражданской позиции, патриотизма

Тип урока:

  • по характеру деятельности: комплексного применения знаний

  • по ведущему методу: урок-дискуссия

Оборудование:

  • Раздаточный материал, интерактивная доска, компьютер, презентация Power Point

Методы

  • элементы проблемного обучения;

  • беседа с элементами дискуссии;

  • самостоятельная работа;

  • работа в группах

План урока.

  • Организационный момент – 1 минута.

  • Вводно-мотивационный этап: сообщение темы, цели урока, мотивация деятельности учащихся- 2 минуты.

  • Собственно учебная деятельность. (повторение, обобщение, систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей) – 35 минут.

  • Заключительная часть. (подведение итогов работы на уроке, сообщение и комментирование домашнего задания) — 5 – 7 минут.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме “Социальная сфера общества”. Давайте определим, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю написать в тетради известные вам понятия по теме «Социальная сфера» (использование приема “мозговой штурм”)

Все понятия, которые вы написали, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение.

— Каждый человек является членом нескольких социальных групп. Приведите примеры многообразия социальных групп и общностей.

— Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образует социальную структуру общества.

Задание на доске: Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?

Социальная структура = страта + страта + страта


Социальная структра = страта

+

страта

+

страта


Учитель: Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).

Работа в группах по карточкам-заданиям. В ходе беседы выходят на понимание того, что свою позицию они формируют, с одной стороны, исходя из собственного опыта, знаний, традиций, образования, т.е. из собственной культуры. С другой стороны все оценивают людей, исходя из ожидаемого поведения, связанного с теми социальными ролями.


Задание №1:

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание №2:

Одни полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Учитель: Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называется социальной мобильностью.

— Назовите признаки понятий “социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.

— В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.

Учитель: Согласны ли вы со следующими суждениями:

1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.

2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.

3. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью

4. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.

Учитель: Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль — важные понятия социальной сферы общества.

— Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

— В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

— Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.

Далее проводится небольшое тестирование по вариантам.


1 вариант

1. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений между ними – это



А) Социальная структура

Б) социальная роль

В) социальное неравенство

Г) социальная политика



2. К малой группе относится (- ятся)


А) интеллигенция

Б) рабочие страны

В) музыканты оркестра

Г) избиратели




3. Многолетний конфликт между палестинцами и израильтянами, которые длительное время проживают на одной территории, являются примером


А) внутриличностного конфликта

Б) межличностного конфликта

В) межгруппового конфликта

Г) конфликта с внешней средой



4. В семье П. жена Анна выполняет роль матери и хозяйки, муж Олег ответственен за материальное обеспечение. Знакомые утверждают, что Олег является главой семьи. Это пример семьи



А) традиционной

Б) коллективистской

В) расширенной

Г) авторитарной




5. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

1) В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда.

2) Социальная структура организует общество в единое целое.



А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны




6. В приведенном списке указаны черты сходства семьи и молодежной тусовки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.

1) наличие системы неформальных ролей и статусов

2) совместное ведение хозяйства

3) совместное проведение досуга

4) общность быта

Черты сходства

Черты различия






7. Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, является:


А) армия

Б) церковь

В) школа

Г) семья.




2 вариант

1. К основным социальным ролям не относится роль


А) гражданина

Б) зрителя

В) семьянина

Г) труженика




2. К показателям достигаемого статуса относится


А) возраст

Б) социальное происхождение

В) образование

Г) пол



3. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.


А) авторитарный

Б) демократический

В) традиционный

Г) попустительский




4. «Наша нация, в отличие от других, выполняет великую, пограничную миссию между Востоком и Западом». Данное утверждение является примером проявления


А) патриотизма

Б) шовинизма

В) национализма

Г) интернационализма



5. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

1) Социальные отношения включаю в себя отношения между обществом и природой

2) Социальные отношения представляют собой отношения между людьми и техникой



А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны




6. В приведенном списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.

1. находится под контролем человека

2. связан с определенной совокупностью прав и обязанностей

3. оказывает влияние на поведение человека

4. приобретается благодаря удаче и везению

Черты сходства

Черты различия






7. Совокупностью формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом является:


А) право Б) статус В) брак Г) роль

Ответы

1 вар: 1-а, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в, 6 -1324, 7-г.

2 вар – 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-г, 6-2314, 7-в


Свежие документы:  Конспект урока "Чудо слова"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: