Ход урока.
СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ.
Учитель приходит с кейсом, под гудок паровоза и обращается к классу:
— Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Как вы думаете, почему я с чемоданчиком?
— Верно, потому что действие рассказа Чехова «Толстый и тонкий», который мы сегодня будем анализировать, начитается на николаевской железной дороге.
— Ребята, а ведь мы с вами недавно встречались на этом же самом месте. В каком произведении?
-Конечно, в стихотворении Некрасова «Железная дорога».
Как вы думаете, что в моем чемодане?
— Верно. Книги. Это рассказы Чехова. Их много. Одна из них – «Толстый и тонкий».
— Все, ребятки, прочитали рассказ? Понравилось произведение? А я считаю, что это — один из лучших рассказов Антона Павловича Чехова. Вы только вслушайтесь, как он описывает своих героев (учитель читает текст).
На сегодняшнем уроке, друзья, мы будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, заглянем в мастерскую писателя и посмотрим, как он создает своих героев.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Посмотрим, насколько внимательно вы читали дома рассказ «Толстый и тонкий»?
Экспресс-опрос на оценку (кто даст макс. количество ответов, тот получит 5)
1. Сколько героев присутствует в рассказе «Толстый и тонкий»? ( Четыре).
2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза).
3. Имя толстого (Михаил).
4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий).
5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары).
6. За сколько продает? По рублю за штуку.
7. Продолжите фразу: «На лице́ у то́нкого бы́ло напи́сано сто́лько благогове́ния, сла́дости и почти́тельной …(кислоты)»
8. Имя тонкого (Порфирий).
9. Место, где встретились друзья (Вокзал, железная дорога).
10. Уменьшительно-ласкательное имя сына тонкого? (Нафаня).
11.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел,…» ( окаменел).
-Это единственная оценка за урок, остальные оценки поставят лидеры групп. Критерии оценок перед вами.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Чтобы нам было легче было понять, как Чехов изображает своих героев, мы выполним следующее задание, которое называется «До и после» (см. Приложение 1). Поднимаем глаза на таблички. Перед вами утверждения, с которыми вы можете согласиться или нет. Не бойтесь ошибаться. Заполните знаками плюс и минус левый столбик.
«До и после»
Утверждения
| После +или — | |
| Толстый – коллежский асессор | — |
| Луиза – лютеранка | + |
| Герострат — житель греческого города, сжегший храм | + |
| Эфиальт — предатель, изменник | + |
| Тонкий – тайный советник | — |
Учитель. А теперь открываем тексты и смотрим, не ошиблись ли мы с утверждениями. А теперь посмотрите на правильные ответы.
С чего начинаются эти утверждения? Правильно – имена. Так вот это и есть первый прием, которым пользуется Чехов при создании своих героев. Складываем его в чемоданчик.
А сейчас физкультминутка. Повернулись ко мне лицом. Я сейчас зачитаю небольшой эпизод из рассказа, а вы покажете, что делают герои:
— Жесты-мимика. То́нкий вдру́г побледне́л, окамене́л, но ско́ро лицо́ его́ искриви́лось во все́ сто́роны широча́йшей улы́бкой; каза́лось, что от лица́ и гла́з его́ посы́пались и́скры. Са́м он съёжился, сго́рбился, су́зился…
— Жесты-мимика. Нафанаи́л вы́тянулся во фру́нт и застегну́л все́ пу́говки своего́ мунди́ра…
— Жесты-мимика. та́йного сове́тника стошни́ло. О́н отверну́лся от то́нкого и по́дал ему́ на проща́нье ру́ку.
Вы сейчас не говорили, а только двигались. Так с помощью чего Чехов показывает нам своих героев? Правильно – движения, а это жесты, мимика. Несем слова в чемоданчик.
Учитель. Итак, наш чемоданчик пополняется все новыми и новыми словами. А сейчас мы переходим к работе в группах.
1 задание. Дайте портретную характеристику толстому и тонкому, выполнив рисунок, изобразив героев в форме фруктов или зверей, показывая не только их внешние черты, но и внутреннее состояние.
(После защиты своих рисунков). Так с помощью чего автор описывает своих героев? Правильно – портрет. А как называется прием противопоставления? Правильно, антитеза. Несем слова в чемоданчик.
2 задание. Попробуйте представить, какими голосами говорят герои и инсценируйте диалог толстого и тонкого. (После инсценировки) Отлично получилось? А теперь послушаем как это делает профессиональный актер. Внимание, аудиозапись… А в этом эпизоде с помощью чего изображает героев Чехов? Правильно – язык, речь.
3 задание. Как меняется поведение тонкого, когда он узнает, что толстый дослужился до большого чина? С помощью чего еще изображает своих героев Чехов? Правильно, поведение.
Наш чемоданчик полон. Все слова в нем, собранные нами – это приемы, используемые Чеховым при создании своих героев. (слайд «Прием – это»)
Рефлексия…
Молодцы, ребята, а сейчас расскажите, что вы узнали на этом уроке. Вы можете выбрать начало любой фразы (по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):
сегодня я узнал…
мне было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне не понравился…
мне понравился…
10. Домашняя работа.
Какие еще приемы использует Чехов при изображении своих персонажей?
Написать рассказ на тему «Встреча с моим школьным другом через двадцать лет» и прислать мне по электронной почте