МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Предмет: информатика
Раздел: «Человек и информация»
Тема урока: «Умозаключение как форма мышления»
Автор: Михайлюк Надежда Вячеславовна,
учитель информатики МБОУ ООШ №28 г.Шахты
2014 год
Содержание:
Методические рекомендации, представленные в работе, ориентируют учителя на проведение разных форм учебно-познавательной деятельности школьников, использование различных методов, приемов и средств обучения.
Урок изучение нового материала, но на основе уже имеющихся данных, поэтому построен в форме фронтальной беседы. Учебный материал отбирался сообразно принципам доступности и наглядности.
На уроке используется мультимедийная презентация, которая представляет собой демонстрационный материал. Использование презентации предполагается на всех этапах урока – проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, итог урока. Применение презентации позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах изучаемого материала и решить проблему активизации познавательного интереса учащихся, стимуляции их умственной деятельности.
Работа на уроке способствует формированию речи, логического мышления, интеллекта и познавательного интереса учащихся. При закреплении дети учатся анализировать. Работа на компьютере позволяет закрепить ранее изученный и новый материал и закрепить навыки работы в текстовом редакторе.
На уроке происходит развитие памяти – долговременной (повторение изученного), краткосрочной (сразу повторили в конце урока и во время тестирования).
Раздел: «Человек и информация»
Тема урока: «Умозаключение как форма мышления»
Цели:
Формировать у учащихся общее представление об умозаключении как форме мышления. Учить строить правильные умозаключения.
Развивать логическое мышление.
Закреплять представление о суждении как форме мышления.
Закреплять у учащихся навыки набора и форматирования текста в среде текстового редактора.
Формировать познавательные интересы учащихся.
Основные понятия: понятие, суждение, умозаключение, посылка, заключение.
Тип урока: комбинированный
Методы работы: наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Формы работы: демонстрация, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа, контроль и оценка знаний.
Оборудование:
технические средства:
компьютеры с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, экран.
программные средства:
Microsoft Word 2010, Microsoft Power Point 2010.
УМК:
Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – Москва БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.
ХОД УРОКА
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Повторение техники безопасности при работе за компьютером. Слайд №2.
Проверка домашнего задания. (4 мин.)
1. Решение задачи. Слайд №3.
2. Установление отношений между понятиями. Слайд №4.
Повторение изученного. (3 мин.)
1. Устный фронтальный опрос, направленный на выяснение уровня знаний терминов предыдущего урока. Демонстрируется слайд №5:
Объяснение и первичное закрепление нового материала (14 мин.)
Объяснение нового материала ведется учителем на основе презентации. Демонстрируются слайды №№ 7 – 15:
Еще Аристотель ввел основные формы логического мышления – понятие, суждение, умозаключение. С какими из них вы уже знакомы? Какая форма мышления является для вас новой? Тема сегодняшнего рока «Умозаключение как форма мышления». Ученики записывают в тетрадях число, тему урока. | |
Слайд № 9: | Ученики знакомятся с понятием «умозаключение». |
Слайд № 10
| Учащиеся знакомятся со схемой и описанием первой из форм получения умозаключений. Учитель обращает внимание ребят на круги Эйлера, просит назвать отношения, приведенные на слайде. |
Слайды № 11, 12
| Учащиеся знакомятся с примерами. Учитель знакомит детей с примером оформления решения задачи в тетради. |
Слайд № 13
| Учащиеся знакомятся со схемой и описанием второй формы получения умозаключений. Учитель обращает внимание ребят на круги Эйлера, просит назвать отношения, приведенные на слайде. |
Слайды № 14, 15
| Учащиеся знакомятся с примерами. Учитель еще раз обращает внимание детей на оформление решения задачи в тетради. |
Закрепление материала (4 мин.)
Для первичного закрепления нового материала учитель предлагает выполнить устно задания №2 и №3 из учебника (слайд № 16).
Компьютерный практикум (5 мин.)
Для первичного закрепления нового материала и закрепления работы в тестовом редакторе учитель предлагает ребятам выполнить задания на компьютере, размещенные на последующих слайдах презентации (слайды № 17, 18. (Файлы «Умозаключение», «Суждение»).
После выполнения задания учащиеся комментируют их.
Тестовая работа (8 мин.)
Тестовая работа выполняется по вариантам в программе MyTest.
Подведение итогов. Выставление оценок. (2 мин.)
Учитель просит ребят ответить на вопросы (слайд № 20):
О чём вы узнали на уроке?
С какими новыми понятиями познакомились?
С какими понятиями предыдущих занятий встретились?
Есть ли вопросы по теме?
Выставление оценок. Некоторым учащимся (наиболее активным) учитель выставляет по 2 оценки: за устные ответы и за тестовую работу.
Постановка задания на дом (2 мин.)
Учитель демонстрирует слайд № 21. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. Затем учитель просит ребят просмотреть содержание заданий, поясняет при возникновении вопросов.
Как ни в каком другом учебном предмете в предмете «Информатика» необходимо различать теоретические знания и практические навыки работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний на уроке используется устный опрос и тестирование.
Для оценивания практических навыков используется практическая работа.
Оценка за урок выставляется наиболее активным учащимся из совокупности устного опроса и выполнения практического задания. Всем учащимся выставляется оценка по результатам теста. Критерии оценки теста:
«5» – 95 % верно выполненных заданий;
«4» – 70 %;
«3» – 45 %;
«2» – менее 45 %.
(Кульневич С.В. Анализ современного урока – Ростов-н/Д, 2002 (6)):
Вербальные показатели | Баллы | |
1. | Оценка основных профессиональных качеств преподавателя. |
|
1.1. | Знание предмета и общая эрудиция преподавателя в целом |
|
1.2. | Уровень педагогического и методического мастерства |
|
1.3. | Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. |
|
1.4. | Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися |
|
1.5. | Внешний вид педагога, мимика и жесты |
|
2 | Оценка основных характеристик учащихся на занятии |
|
2.1. | Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности |
|
2.2. | Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков |
|
2.3. | Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе занятия на уроке |
|
2.4. | Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности |
|
3. | Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся |
|
3.1. | Научность изучаемого учебного материала |
|
3.2. | Доступность и посильность изучаемого учебного материала |
|
3.3. | Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой) |
|
3.4. | Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала |
|
4 | Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся |
|
4.1. | Рациональность и эффективность использования времени занятий, оптимальность темпа, а также чередования и смена видов деятельности |
|
4.2. | Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО |
|
4.3. | Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работы |
|
4.4. | Уровень обратной связи во всеми учащимися в ходе занятий. |
|
4.5. | Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. |
|
4.6. | Степень эстетического воздействия занятия на учащихся |
|
4.7. | Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий |
|
5. | Оценка цели и результатов проведенного занятия |
|
5.1. | Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия |
|
5.2. | Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно |
|
5.3. | Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились) |
|
5.4. | Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени) |
|
5.5. | Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени) |
|
Используя четырехбалльную систему оценок, учитель и (или) проверяющий оценивает различные параметры, входящие в пять компонентов занятия как системы. Полученная сумма указывает на эффективность проведенного занятия. Высший балл – 100.
если Эу 100 – 85 и нет ни одной нулевой оценки, то урок можно признать отличным;
если Эу 84-65 – то урок хороший;
если Эу 64-45 – то урок проведен удовлетворительно.
1. Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – Москва БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.
1. Информатика. Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – Москва БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.