Тема: Урок нравственности. Совесть.
Цель: раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей.
План урока: 1)Психологическая пауза.
2)Чтение и анализ рассказа «Пропала совесть».
3)Эвристическая беседа «Совесть, бессовестный».
4)Выводы, обобщение.
Ход урока:
1)Психологическая пауза.
-Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своём поступке. Поднимите руки, у кого такое произошло. Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть».
Чтобы разобраться в этом понятии, мы обратимся к словарю В.Н.Даля. «Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Ребята, кто из вас как понял это понятие?
2)Чтение и анализ рассказа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
— У писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем его и обсудим.
Пропала совесть.
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало не доставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать…
Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница – совесть. Оставалось только смотреть на Божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь. Подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие…
И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей.. Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том и думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей , бедной, голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
-За что вы меня тираните! – жаловалась бедная совесть, -за что вы мной…помыкаете?
-Что же я с тобою буду делать, сударыня-совесть, коли коли ты никому не нужна? – спросил, в свою очередь, мещанинишка.
-А вот что, — отвечала совесть,- отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нём! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведёт, да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается.
По этому её слову всё так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть. Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
-Ребята, что же произошло, когда пропала совесть7
-Почему же маленькое дитя, когда станет большим человеком, в нём будет большая совесть?
-Почему же у дитя сердце чистое, как и совесть?
-Как вы понимаете последние строчки? Я их вам ещё раз прочитаю: «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».Так как же вы теперь поняли, что такое совесть?
3)Эвристическая беседа «Совесть, бессовестный».
-Поэт В.А.Жуковский так писал о совести:
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель,
О совесть, наших дел закон и обвинитель.
Свидетель и судья!
-Видите, как говорит писатель: совесть судит каждого из нас, наши поступки, слова действия.
-Совестливость как нравственное качество всегда ценилась людьми. А поэт Н.И.Рыленков написал стихотворение о совести, которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит ни слова.
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга.
Поют ли в перелеске соловьи,-
Держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
Чего скрывать – с ней не легко живётся.
Но мы гордимся, в новый путь спеша,
Что совестливой издавна зовётся
В народе русская душа.
-Почему автор говорит, что с совестью нелегко живётся?
-А теперь вместе с вами давайте попробуем составить образ совестливого человека. Сейчас я вам расскажу одну историю. Слушайте внимательно.
«В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.
-Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка ,- только не долго ходи,у меня очень болит горло.
Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
— Петя, где же ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
-Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
— А молоко ты купил?
-Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
-Какой же ты бессовестный Петя! А я так на тебя надеялась.
4)Выводы, обобщение.
-Ребята, как вы думаете, почему бабушка назвала Петю бессовестным?
-А у вас были такие моменты, когда вас называли бессовестными?
-Ребята, как бы вы поступили на месте Пети?
-Давайте поможем Пете исправиться и досочиняем рассказ так, чтобы Петя стал положительным героем.
-Дети, о каком же нравственном качестве мы говорили?
-Как вы поняли, что такое СОВЕСТЬ?
-В заключение я хочу привести вам высказывание А.С.Пушкина: «Да жалок тот, в ком совесть нечиста». Почему Пушкин писал, что жалок тот, у кого совесть нечиста?
-Запомните, дети, именно на совестливых людях держится порядок и мир в нашем доме, нашей стране. Я думаю, что каждый из нашего урока сделал выводы для себя.
-А сейчас я предлагаю вам нарисовать «совесть». Подумайте, в роли кого или чего она могла бы быть?
-Само слово «совесть» женского рода. Значит, «совесть» можно изобразить в виде девушки, а может быть, в виде какой-то сказочной героини женского пола. Также совесть можно изобразить в виде какого-то поступка, действия. Пофантазируйте немножко, и мы посмотрим, у кого что получится.
(Обсуждение рисунков. Можно составить выставку лучших рисунков.)
-Всем спасибо за урок.