Конспект урока на тему «Выборы и референдум: право или обязанность?»

Урок по теме: «Выборы и референдум: право или обязанность?»

Л.Н.Акинина,

МОУ «Основная общеобразовательная школа №2», г. Старый Оскол, Белгородской области


Цели урока:

1) Ознакомление учащихся с сущностью и принципами избирательной системы РФ, различными видами избирательных систем, процедурой выборов в РФ.

2)Формирование у учащихся аналитических умений и навыков, аналитического мышления, применения полученных знаний на практике, умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику избирательного процесса.

3) Воспитание у учащихся активной гражданской позиции.


Оборудование: презентация по теме урока, фрагменты документов, задача, анкета.


Основные понятия: выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательные комиссии.


План урока (на доске).

1. Выборы в Российской Федерации.

2. Референдум в Российской Федерации.


Ход урока

На доске написана тема урока, план урока, можно поместить агитационные материалы с избирательных кампаний (по выбору учителя)

Ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение по теме «Выборы в истории человечества».

I. Вступительное слово учителя, в котором он раскрывает цели, знакомит с планом урока, отмечает, что с выборами человечество столкнулось ещё на заре своей истории и сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического общества.



Сообщение учащегося «Выборы в истории человечества».


Примерный текст

Человеку и человечеству вообще свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков. Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла своего апогея. Народному собранию были чётко приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия… Сменялись государства и формы народовластия. В калейдоскопе форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которого состоялось в 1265 году. Это был орган сословного представительства, состоящий из палаты лордов и палаты общин. Последняя формировалась путём выборов: в неё входили по два рыцаря от каждого графства и два горожанина от каждого крупного города. Английский парламент стал прообразом представительной власти современного типа.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече – орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир – великий человек», «Куда мир – туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и др.

В период московского царства при государе для решения важных вопросов возникли Земские соборы, в состав которого входили все чины Московского государства: бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов и т.д. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т.д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Фёдоровича.

Следует упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального Собрания – Государственной Думе. Манифест о её создании был подписан Николаем II в августе 1905 года. Первоначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе, и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М. Пришвин записал в дневнике 26 июня 1938 года: «Голосование походило на торжественные похороны: молча люди шли к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Мораль и закон"

Даже зачинатель перестройки М. Горбачёв, всячески подчёркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С падение коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала всё более соответствовать цивилизованным принципам народоправства.



Учитель: Итак, изменилась политическая и экономическая ситуация в стране, изменилось законодательство о выборах, да и само отношение к ним тоже.

Обратимся к Конституции РФ, как она трактует выборы в нашем государстве.

Ученики работают со слайдом, анализируя статью 32 Конституции РФ.

  • Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  • Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда



Учитель: Итак, кого мы выбираем?


Ученики работают со слайдом:

  • Дикторов телевидения

  • Министров

  • Начальников отделений милиции

  • Депутатов Государственной Думы

  • Депутатов городской Думы

  • Генерального прокурора РФ

  • Членов Конституционного Суда РФ

  • Президента РФ

  • Президентов республик в составе РФ

  • Депутатов законодательных органов власти субъектов федерации

  • Членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.п.)

  • Патриарха всея Руси

  • Директора школы


Учитель: теперь мы рассмотрим основы избирательного права РФ.


Работа со слайдами «Избирательное право граждан», «Принципы участия граждан РФ в выборах».




ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО





Активное

Пассивное








ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ





Тайное голосование


Равное избирательное право



Прямое избирательное право

Всеобщее избирательное право






(уч-ся знакомятся с общими принципами избирательного права, различиями активного и пассивного избирательного права)

Задания для учащихся:

Раскрыть сущность принципов избирательного права, в чём разница между активным и пассивным правом.


Рассмотрение избирательных систем.

Учащиеся работают с раздаточным материалом, выполняют задания к нему, решают задачу (приложение № 1,2)


Далее учитель знакомит со структурой избирательных комиссий, используя соответствующий слайд.




Избирательные комиссии


Центральная избирательная комиссия


Избирательные комиссии субъектов РФ


Окружные избирательные комиссии


Территориальные (районные, городские и т.п.)

Участковые избирательные комиссии



Затем учащиеся работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы к нему (приложение № 3)

Учитель: Кроме выборов, государство может организовать референдум. Сейчас узнаем, что это за политическое мероприятие, каково его значение.

Учащиеся работают с текстом учебника стр.59, учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание 9кл. М. «Русское слово» 2004

Вопросы: 1) что такое референдум?

2) его главные отличия от выборов.

Учитель: итак, ребята, мы подошли к главному вопросу: стоит ли идти на выборы и принимать участие в голосовании. Что такое выборы: это право, или обязанность?

Слушаются ответы учащихся, проводится их обобщение.

Учитель демонстрирует слайд «Сколько стоили выборы?» (информация сети Интернет).

Затем проводится анкета «Моя политическая и правовая культура», её обработка с помощью ключа (приложение № 4)


В качестве домашнего задания можно предложить написание мини-сочинения по теме «Молодёжь и выборы».



Приложение 1


Избирательные системы


Задание: найти достоинства и недостатки той и другой системы. Какая система представляется вам более справедливой, какая – более практичной?



Пропорциональная система

Эта система подразумевает голосование по партийным спискам. Избиратели приходят голосовать, и им предлагают несколько списков, составленных в соответствии с партийной принадлежностью кандидатов, например:

  • Список кандидатов республиканской партии

  • Список кандидатов коммунистической партии

  • Список кандидатов либеральной партии

  • Список кандидатов партии крупных хозяйственников

  • Список кандидатов партии «зелёных» и т.д.

Избиратель отмечает список той партии, которой он симпатизирует. При подсчёте голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорционально поданных за эти партии голосов (если перешли семипроцентный барьер). Для определения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый «избирательный метр» — наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом – суть действия пропорциональной избирательной системы.


Мандат – документ, удостоверяющий права и полномочия какого-либо лица.


Информация к размышлению

  • При пропорциональной системе в представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии)

  • Часто избираются члены политических партий, имеющих косвенное отношение к данной территории

  • Если в законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер» (например, как у нас,- 7%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент, то подавляющее большинство недееспособных объединений обречены на неудачу

  • Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией.

Пропорциональная система применяется в Италии, Израиле, большинстве латиноамериканских стран, она используется в России в процессе выборов депутатов Государственной Думы.






Мажоритарная система

Такая система предполагает:

  • Такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов; при этом избирательные округа считаются одномандатными, т.е. по ним может быть избран только один депутат или депутаты только по одному списку;

  • Партия (или блок партий), победившая на выборах, получает абсолютное большинство в парламенте и других представительных органах.


Информация к размышлению

  • При мажоритарной системе партия, проигравшая на выборах по одномандатному округу, т.е. получившая, например, 49% голосов, может быть вообще не представлена в парламенте

  • Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные, и каждый депутат представляет свой регион

  • Нередко при этой системе избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур

  • Выборы при мажоритарной системе могут вызвать социальную напряжённость в нестабильном обществе.

Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и других странах. В России она применялась на выборах депутатов в Государственную Думу в декабре 1993 и 1995гг., сейчас отменена.

Как вариант мажоритарной системы можно отметить систему абсолютного большинства, при которой избранными считаются представители партий, набравшие большинство голосов на выборах. Такие выборы проходят в два тура. Во втором туре выбывшие из избирательной гонки партии отдают «свои» голоса представителям тех партий, с которыми они «договорились» в ходе предвыборной кампании. По этой схеме проводят выборы США, Франция и Германия.






Приложение 2


Задача

В списке партии 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 300 тыс. избирателей. «Избирательный метр» — 60 тыс. голосов. Сколько членов этой партии получат путёвку в парламент по пропорциональной системе выборов?



Приложение 3


Центральная избирательная комиссия (ЦИК)


Центризбирком совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ:

  • Осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

  • Организует общегосударственную систему регистрации избирателей;

  • Разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимые для работы избирательных комиссий, осуществляет контроль за их соблюдением;

  • Осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в РФ;

  • Распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

  • Оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям



Полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)


  • Оповещает население о своём адресе и номере телефона, времени работы, а также дне и месте голосования;

  • Составляет список избирателей по избирательному участку

  • Проводит ознакомление избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;

  • Обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого материала;

  • Контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;

  • Организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;

  • Производит подсчёт голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;

  • Рассматривает жалобы на нарушения закона о выборах и принимает по ним мотивированные решения;

  • Осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.


Сопоставьте полномочия ЦИК и УИК. Что общего и каковы различия в их деятельности? Чем это общее и эти различия обусловлены?




Приложение 4

Анкета

Моя политическая и правовая культура


1.Хорошо ли я знаю руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?

2.Есть ли у меня чёткая политическая позиция?

3.Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?

4.Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?

5.Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?

6.Если по телевизору идёт передача на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу.

7.Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим.

8.Интересует ли меня юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т.д.)

9.Часто ли я специально смотрю телепередачи о праве и законах?

10.Есть ли у меня убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?

11.Испытываю ли я возмущение (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правонарушении?

12.Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты?

13.Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права ( конституционного, гражданского, трудового, семейного, и др.).

14. Я понимаю необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса.

15. Когда идёт предвыборная кампания или подготовка к референдуму, я интересуюсь её развитием.

16. Я считаю, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.

17. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни города, страны на основе хорошего знания права.





Ключи к анкете


«Да» — 3 балла

« Не уверен» — 2 балла

«Нет» — 1 балл.


Особенности вашей политической культуры (вопросы 1-7, 15-17).


26-30 баллов – вы имеете чёткую политическую позицию.

16-26 баллов – вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от политики.


Особенности вашей правовой культуры (вопросы 8-17).


26-30 баллов – основа вашей правовой культуры доброкачественна

16-26 баллов – правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от права



Ключи к анкете


«Да» — 3 балла

« Не уверен» — 2 балла

«Нет» — 1 балл.


Особенности вашей политической культуры ( вопросы 1-7, 15-17).

26-30 баллов – вы имеете чёткую политическую позицию.

16-26 баллов – вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от политики.


Особенности вашей правовой культуры ( вопросы 8-17).

26-30 баллов – основа вашей правовой культуры доброкачественна

16-26 баллов – правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит много освоить в этой области.

Менее 16 баллов – ваши интересы далеки от права


Литература


А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание 9кл. М. «Русское слово» 2004.

Введение в обществознание. 8-9 класс. /Под ред. Л.Н.Боголюбова. Любое издание.

Конституция Российской Федерации. Официальное издание.

Никитин А.Ф. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.

Избирательное право. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 1996

Свежие документы:  Конспект урока ИЗО "Украсим платочки для зайчат"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: