Конспект урока на тему «Я и моя кукла»














Авторская программа






«Я и моя кукла»

— сохранение и укрепление психического здоровья школьника.














Психолог Астраханской СШ№2

Сандыбаева Р.Д.











2014 г.




Наша жизнь, в сущности, кукольное представление.

Нужно лишь держать нити в своих руках,

не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать,

когда идти, а когда стоять,

не позволять дергать за них другим,

и тогда ты вознесешься над сценой.

Хун Цзы-чен «Афоризмы старого Китая»



Пояснительная записка.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Психолого-педагогическая работа по освоению образовательной деятельности , включает в себя охрану здоровья детей и формирование основы куль туры здоровья.
Развитие интегративных качеств в образовательной деятельности осуществляется через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Куклотерапия» является эффективным методом работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей;

Куклотерапия – это один из видов арт-терапии (изначально это  – использование всех видов искусств с терапевтическими целями). Сегодня широко  используется в детской психологии и специальной (коррекционной) педагогике.
  Куклотерапия используется в работе с потенциально здоровой  личностью. В ходе её применения решаются задачи социализации ребёнка, задачи  развития и воспитания.
  В педагогическом ракурсе куклотерапия заботится об  эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности.
  Занятия куклотерапией эффективны для детей в любом возрасте.


Что такое куклотерапия?

Куклотерапия одна из методик, которые психологи активно используют в своей работе. Суть ее заключается в том, что с помощью куклы человек может выражать свои эмоции, чувства, проигрывать различные конфликтные ситуации, выявлять проблемы и находить способы их решения. Куклотерапия идет в помощь сказкотерапии.

Самое важное условие куклотерапии в том, что куклу человек делает сам, без посторонней помощи,  своими руками. Поэтому она отражает внутренний мир человека, передает его черты и характер. Взглянув на куклу, которую сделал человек, можно найти черты схожести с ее хозяином.

При создании куклы происходит выражение, рождение себя. Ведь изготавливая куклу,  вы сами не знаете, что получится в итоге. Шаг за шагом рождается новая черта, новый характер, новая манера поведения. Важно то, как вы делаете куклу, что говорите при этом, как относитесь к ней. Терапия здесь заключается во взгляде со стороны на себя. Вы создаете куклу по своему образу, рассказываете  о ней, наделяете ее теми чертами, которые свойственны вам, это происходит на подсознательном уровне.


Позитивные эффекты применения куклотерапии:

Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении (облегчается процесс общения со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми) 

Создание положительного эмоционального настроя, переносящего в семейную ситуацию 

Создаются условия для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, ненависть, злость и т.п.) в социально приемлемой форме 

Развивается чувство внутреннего контроля 

Стимулируется развитие сенсомоторных навыков 

Активнее развиваются функции правого полушария головного мозга, которое отвечает за интуицию и невербальные (неречевые) способы общения 

Позволяет строить отношения, базирующиеся на любви и взаимной привязанности, если таковые отсутствуют в родительской семье 

Корректирует различные отклонения личностного развития, используя здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции 

Снижает связанные с обучением негативные эмоциональные состояния 

Развивает воображение, эстетику


Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволяет педагогу в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы. Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» — «кукла» — «кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Таким образом, мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с задачами педагога.
          В качестве основного приема воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты».

Кукольная терапия как привычный для ребенка элемент игры дает огромный терапевтический эффект. Выделила несколько самых важных аспектов, которые делают кукольную терапию очень успешной для многих детей.


1. Психодиагностика

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, выразить то, что его волнует. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами». Куклотерапии дает ему ощущение безопасности, ведь за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам.

2. Достижение эмоциональной устойчивости

Разыгрывая придуманные самим ребенком сценки, он актуализирует наиболее важные для него переживания, постепенно освобождаясь от негативных эмоций. Кроме того, учится управлять такими эмоциями как страх, гнев, обида, ревность.


3. Разрешение внутренних конфликтов и конфликтов с окружающими людьми

Разыгрывая мини-спектакли со сказочными героями, ребенок в символической форме проигрывает ситуации из собственной жизни. И чаще всего находит решение мучащих противоречий или сложных конфликтных ситуаций с родными и сверстниками.


4. Коррекция отношений в семье

Все трудности, связанные с семейными отношениями, если они волнуют ребенка, так же легко проигрываются в мини-спектаклях. Ведь ребенок является не только актером, озвучивающим кукольные роли, но и автором импровизированного сценария. А любой творческий человек знает, что творчество – это всегда отражение внутреннего мира человека: его конфликтов, его эмоций, его взгляда на мир.

5. Приобретение важных социальных навыков и опыта общения

Игра с куклами — героями различных сказок становится своеобразной школой социальных отношений. Ведь героям приходится взаимодействовать, реагировать на те или иные реплики.


6. Развитие самосознания

Разыгрывая театрализованные сценки, ребенок наделяет какого-нибудь героя своими чертами, идентифицируясь с ним. Это помогает ему посмотреть на себя со стороны, лучше понять самого себя.


7. Развитие речи

Некоторые логопеды, работающие с речевыми трудностями детей, пишут о том, что игры с пальчиковыми куклами оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Куклами лечат даже заикание.

Таким образом, кукольная терапия оказывает самое благоприятное воздействие на психологическое благополучие и развитие личности ребенка












Цель программы – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях индивидуальной и коллективной творческой деятельности.


Задачи:

раскрытие индивидуальных и коллективных способностей, сочинения историй, сказок; развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости публичного выступления, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами, изготовления игрушек и кукол.


Ожидаемый результат: гармонизация эмоциональной сферы, коррекция поведенческих нарушений, развитие здоровых потребностей, развитие жизненных навыков, обеспечивающих успешное обучение и адаптацию.


Используемые методы:

психодрама

игротерапия

сказкотерапия

арт-терапия

игротерапия

водная-терапия

песочная-терапия

психогимнастика

телесно-ориентированная терапия

музыкотерапия


Оборудование и материалы: пластмассовые ложки, шерстяные нитки разных цветов, клей «Момент», ножницы, маркеры или цветная бумага, конус из фетра, ленточки, фольга, веточки. материалы, кусочек льняной или хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани размером с носовой платок, пара-тройка пестрых лоскутков, нитки.


Контингент: дети в возрасте 6-10 лет.


Продолжительность: 6 месяцев, одна встреча в неделю.


Время занятии: 45 минут.


Количество детей в группе: 10-15


Показания к применению:

различные отклонения в развитии речи;

эмоциональная неуравновешенность,

неадекватная самооценка;

тревожность, страхи;

проблемы в общении.

Функции, которую выполняет программа:

коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.


Структура проведения коррекционно-развивающего занятия:

Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к классу.

Разминка. Ее задача – сбросить инертность психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу.

Основная часть. Изготовление непосредственно самого образа куклы.

Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей ( пожелание чего-нибудь хорошего своим родным и близким).

Рефлексия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено.


Процесс куклотерапии проходит в три этапа:


1. Изготовление кукол.

Свежие документы:  Урок нравственности в 4 классе на тему "Милосердие"

2. Обыгрывание значимых эмоциональных состояний с помощью куклы:

3. Заключительная беседа (вопросы к детям, непосредственное обыгрывание.


Используемые техники


Пальчиковые куклы – самые маленькие «артисты», обычно их высота всего 7-9 см. Это и куклы- наперстки, шляпки, перстни, куклы, надевающиеся на весь палец, куклы-конусы и цилиндры. С ними можно играть не только в школьном театре или дома, возьми их в дорогу или на прием к врачу. Они непременно скрасят минуты ожидания. 

Крохотные игрушки можно нарисовать на листе картона, раскрасить и вырезать. Приклеил с обратной стороны маленькую петельку из бумаги, вдел в нее пальчик – и куколка «ожила». Достаточно только свернуть бумагу в трубочку, нарисовать какую-либо мордочку и наклеить вырезанные из бумаги усики, ушки, лапки.

Мало только надеть куклу на пальчик. Важно и правильно расположить руку, создавая тот или иной образ. К примеру, сожми пальчики в кулачок, оставив выпрямленными только большой палец и мизинчик. Надень на большой палец игрушку – мордочку какого-либо животного. Сжатые пальчики станут его тельцем, а мизинчик – длинным хвостом. 

Изображая птицу с сильными крыльями и красивым хвостом, пальцы лучше расположить по-другому. На указательный надеть куклу в виде головы птицы, большой палец загнуть, спрятав за ладошку, а остальные выпрямить «веером» чуть в сторону от головы. 

Делая человечка, игрушку желательно надеть на указательный пальчик, а большой и средний – выпрямить в стороны – они будут ручками. Для малоподвижной фигурки игрушку можно надеть на указательный палец, а остальные сжать в кулачок.


 Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.


Куклы из фольги

Фольга — удивительный материал, который притягивает внимание не только малышей, но и радует взор взрослых. Но помимо красивого внешнего вида, у фольги есть еще немало полезных и интересных свойств. Выполняя разнообразные действия с фольгой, обязательно поясняйте, что:

* на ощупь фольга прохладная, скользкая, гладкая.

* при зрительном восприятии фольга блестит, серебристого цвета, сверкает

* В работе фольга — невероятно податливый материал. Она легко рвется, мнется, сворачивается, складывается, скатывается в колбаски, шарики и легко режется ножницами.

Ребенок должен узнать о необыкновенных, даже можно сказать, сказочных свойствах этой чудо-бумаги.

1. Фольга не горит в огне. В ней можно запечь в духовке рыбу, мясо, овощи.

2. Фольга не промокает в воде. Ее поверхность не пропускает воду.

3. Фольга защищает от порчи продукты на воздухе.


«Куклы из пластмассовых ложек»

Сначала мы рассмотрели образцы кукол, затем провели беседу о материале, который нам потребуется для изготовления куклы.

Этапы работы:

— Волосы мы изготовим из шерстяных ниток, можно взять разные цвета. Делаем помпоны и приклеиваем клеем «Момент» с внутренней стороны ложки.

— Платье куклы сделано из фетра конусной формы с надрезом в верхней части.

— Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой на бантик.

— Глазки и губы рисуем маркером, можно наклеить из цветной бумаги.

Вот и готовы наши куколки! Детям очень понравились работы и они с радостью играют с этими куклами.


Тряпичная кукла
1. Сворачиваем льняную ткань в трубочку.
2. Кладем ее на середину квадрата из белой ткани по диагонали. Сверху ткань загибаем, заворачиваем в нее часть льняного валика. На треть от края перетягиваем все ниткой – получилась шея и голова.
3. Два угла привязанной к валику ткани свободно болтаются по бокам – это руки. Перевязываем их на концах, так, чтобы вышли ладошки. Середину туловища обматываем свободной частью белой ткани и фиксируем нитками место талии.
4. На лысую голову повязываем платочек – первый пестрый лоскуток, из второго делаем юбочку. Из третьего, самого маленького, – фартук.

С чего начать?

Душа куклы. Вам нужен самый красивый камушек или пуговка, которую вы вложите в свою куклу. Зажмите его в руке, подумайте о хорошем, пожелайте все, чего хочется пожелать своей будущей кукле, наделите ее теми чертами, которыми хотите, прошепчите те цели, которые она достигнет. Аккуратно вложите «душу» в «голову» (пустое яйцо от киндер сюрприза).

Голова куклы. Плотно замотайте яйцо в вату. Вложите этот «шар-голову» в капроновый носок (с одной стороны у носка нужно завязать узелок и вывернуть его так, чтобы узелок был внутри). Затем плотно натяните носок и сделайте еще один узелок, лишнее обрежьте.  Получится голова на маленькой шее.

Тело куклы.  Две тряпочки разного или одинакового цвета, как вам угодно, размером 50*50 складываются либо одна на другую, образуя квадрат, либо одна лежит как квадрат, а вторая ложится на нее ромбом. В центре делается надрез, при этом следует сложить ткань пополам, еще раз пополам и на угол, чтобы получился треугольник. Отрезать кусочек размером с 1-2 мм, развернуть ткань. Дырочки должны совпасть. Через них пропускаем «шею» и пришиваем.

Руки куклы. По принципу создания головы делам две руки-шарика и пришиваем к нижнему квадрату-юбке по бокам.

Волосы куклы. Любые нитки, шерсть для валяния, бахрома, перья могут служить вам волосами. Просто пришейте их к голове.

Глаза, нос, рот, губы куклы. Делаются на ваше усмотрение, либо это пуговки, либо кусочки ткани, либо стразы. Нос можно пришить или просто сформировать, оттянув капрон с ватой.

Украшение куклы. Когда кукла готова, вы можете украсить ее так, как вам хочется.

Управление куклой. Вам необходим сквозь голову куклы продеть веревку и повесить куклу на шею так, чтобы ее голова находилась в области вашей груди – «душа к душе». К ручкам куклы привязываем веревку, и перекидываем ее через свою шею, при этом руки куклы должны быть на уровне ее шеи. Кукла рассматривалась, как эталон рукоделия. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.


Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета:

красный – само солнце, огонь, символ плодородия;

жёлтый – тепло, младенчество;

зелёный – здоровье, молодость;

синий – высокие помыслы и духовное общение;

чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья.


Знакомство. Дайте кукле имя, расскажите о ней, о ее характере, о ее любимых занятиях.

Первые движения. Попробуйте управлять куклой, почувствовать ее. Поблагодарите себя за создание нового существа.



Пошаговая инструкция для первого занятия:

Наденьте на руки две игрушки (в процессе занятия персонажи будут еще разговаривать между собой)

Подойдите к ребёнку и скажите, что сейчас вы его познакомите с новыми друзьями

Поднимите первую игрушку и скажите: «Привет, меня зовут …»

Поднимите вторую игрушку и скажите: «Привет, а меня зовут …»

Пусть одна из игрушек расскажет о том, где они живут, например, в сказочном лесу, и чем они там занимаются (общаются с друзьями)

Куклы переходят к активному общению с ребёнком. Они знакомятся, задавая вопросы («Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Как зовут твою маму? Папу?», «Где ты живёшь?» и т.п.).

В какой-то момент куклы задают ребёнку вопрос: «А ты в школу ходишь?». После положительного ответа, кулклы радостно восклицают: «Вот здорово! Мы тоже ходим в школу. Нам это очень нравится.


Некоторые общие рекомендации:

Старайтесь делать такие занятия, когда у вас хорошее настроение.

Не принуждайте ребёнка к определенным эмоциям или к определённому отношению к каким-то вопросам.

Не давите на ребенка.

Не переубеждайте его.

Начинайте и заканчивайте на позитиве (проработку проблемных моментов делайте в середине занятия).

Куклам стоит восхищаться достижениями ребёнка в садике, радоваться если он что-то научился делать.

Используйте небольшие ритуалы, т. е. какие-то стандартные последовательности действий (например, ритуал приветствия:

1. Кукла говорит «привет»

2. Кукла пожимает руку ребёнку

3. Кукла просит ребёнка дать ей пять :).

Такой ритуал можно повторять при каждой новой встрече.

Вскоре ребёнок его выучит и будет с нетерпением ожидать)

Используйте простые предложения. Всё, что вы говорите должно быть хорошо понятно ребёнку.

Иногда можно строить беседу, в которой кукла рассказывает ребёнку, как она справлялась с такой же проблемой, что и у ребёнка. В таком случае ребёнок понимает три важные вещи.

1. Эта проблема может быть и у других.

2. Эта проблема имеет решение

3. Решить эту проблему можно, например, таким способом (которым воспользовалась кукла).

Возможно, ребёнок тоже захочет надеть куклу, для этого желательно иметь ещё 1-2 куклы для него.








План занятий по куклотерапии


занятия

Тема

Содержание занятий:

Количество часов


1.

Гостья – кукла Маша

Пальчиковый игротренинг.

Артикуляционная гимнастика.

1

2.

Сказка о том, как куклы попадают к людям.

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

3.

Пальчиковые кулы

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

4.

По дороге в сказку

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

5.

Зайчик на пальчик

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

6.

Кукла из фольги

Куклотерапия,сказкотерапия Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

7.

Вырезайка. Бумажная кукла

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

8.

Домик для куклы

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

9.

Сказочная кукла

изотерапия, сказкотерапия

1

10.

Кукла настроения

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

11.

Украсим кукле платье

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

12.

Игрушки для кукол

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

13.

Тряпичные куклы

Фолк-терапия, куклотерапия Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

14.

Бусы для кукол

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

15.

Волшебная кукла

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

16.

Мастерская кукол

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

17.

Кукла – перчатка

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

18.

Глиняные куклы

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

19.

Друзья куклы

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

20.

Пластилиновые куклы

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

21.

Куклы из пластмассовых ложек

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

22.

Сказочная страна кукол

Сказкотерапия, Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

23.

Сон куклы

Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. сказкотерапия

1


24.


Моя любимая кукла


Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика.

1

25.

Итоговое занятие

«В гостях у кукол»

Шеринг. Выставка кукол, чаепитие.

1

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Кто такие птицы?"



















ДОМАШНЯЯ ТЕРАПИЯ

Для коррекции семейных отношений можно посоветовать домашние занятия с элементами арт-терапии. Техника с бумажными «пальчиковыми» куклами проста и доступна. Здесь, конечно же, важны не художественные достоинства изделия, а творческая деятельность. У ребенка и взрослых благодаря игровой ситуации появляется возможность искренне выразить свои чувства, узнать подлинные переживания друг друга, рассказать о себе и своих проблемах. Что в конечном итоге приводит к катарсису (состоянию внутреннего очищения). Постепенно меняется стиль отношений между членами семьи и, соответственно, поведение детей. Ребенок становится более успешным, чувствует себя защищенным и уверенным.
Наилучший терапевтический эффект достигается, если на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою бумажную куколку, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими. Начало рассказа словами «Жила-была девочка (мальчик, человек и т.д.), похожая на меня…» усиливает эффект проекции и облегчает вербализацию внутреннего состояния. Человек неосознанно идентифицирует себя с куклой, наделяя ее чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.
Темы рассказов могут выбираться как произвольно, так и в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции. Возможные темы: «Когда я был маленьким», «Когда я стану взрослым», «Мне приснился сон», «Однажды в школе», «Моя кукла очень боялась», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания».
На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько в зависимости от желания ребенка. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.
Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребенка и его взаимоотношениях с окружающими людьми.
Несомненно, в понимании детских проблем немаловажное значение имеет интуиция. Однако определенные психологические сведения все же необходимы. Полезно познакомиться с основами цветового теста Люшера, а также с качественной интерпретацией рисуночных проективных методик.
Эти знания позволили бы родителям изготовить «терапевтическую» куклу-героя, играя с которой ребенок может придумывать истории со счастливым концом. Лучше, чтобы «хорошая», как ее часто называют дети, кукла была большой, диаметром с ладонь.
Гиперактивные дети часто уничтожают (рвут на мелкие кусочки, стирают изображение, мнут, выбрасывают) рисунки неуспешных кукол, обещая сделать лучше. Таким образом, они как бы терапируют себя сами, пытаясь через образ куклы подправить в представлениях окружающих и свой образ.
Арт-терапия позволяет «включить» все сенсорные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, что особенно важно для коррекции гиперактивности.
Интересно, что не только дети, но и их родители с удовольствием включаются в терапевтическую игру, в которой нет проигравших. Все победители. Так незаметно и происходит увлекательное лечение.




Заключение.




— Кукла не заменяет настоящего ребенка,

но она и не для практики в воспитании.

Дело, определенно, не в этом.

Скорее, игра с куклами похожа на воспитание.





Резюмируя вышесказанное, еще раз хочется подчеркнуть основную цель, направленность педагогической работы – это, прежде всего воспитание детей, формирование в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешным в сложном и современном мире. Если задуматься о том, каким мы себе представляем идеальный образ человека XXI

века, то отметим следующие качества: эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту, чувство собственного достоинства,

умение преодолевать трудности, ответственность, честность, порядочность, гибкость ума, юмор, сообразительность, креативность, любознательность,

коммуникативная культура, толерантность и.т.д. Именно от этих качеств зависят такие глобальные вопросы, как выживаемость нашей планеты, поскольку использование высоких технологий безопасно только при условии повышения уровня сознательности людей. И ответственность за будущее лежит на каждом из нас, кто воспитывает

детей, прививает им первые понятия о добре и красоте.

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театр кукол, а, именно, куклотерапия, поскольку куклы помогают перевоплощаться, совершать ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь

с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Кукла помогает ребенку отвлечься от действительности, не потеряться в этом мире,

понимать красоту, доброту. С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью,

ревностью, демонстративностью, расторможенностью, проблемами в общении и, наоборот, такие особенности как: заторможенность, неуправляемость, повышенная чувствительность трансформируются в более эффективные и социально одобряемые качества личности.










Используемая литература:


1. Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.
2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с.
3. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.
4. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008
5. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004







































Приложение № 1 Фото.



















































Приложение № 2 Выписки из сказок детей:


«История моей кулы»

* Мою куклу зовут Лагунда. Жила она в маленьком домике. Она была очень красивой. Одежды и туфелек у нее было очень много. Характер у нее мягкий и замечательный. Она любит смотреть мультфильмы, а еще она любит мою маму. Мы сней ходим в парк. Когда я ее сделала я сразу ее полюбила.


* Мою куклу зовут Кэтрин, она живет в Астраханке. У нее есть подруга по имени Пери. Кэтрин очень счастливая, красивая у нее белые волосы. Я люблю свою куклу.


* Жила- была красивая Айога. Ее дом был в Германии. Айога очень любила рисовать и прыгать на скакалке, играть мячом. Она была счастливая когда выбигала из дома с мячом, чтобы пойграть с ним.


* Жила – была одна принцесса по имени Катерина. Была она очень одинокой. Вдруг она увидела маленькую принцессу, которая сильно плакала. Они плакали вместе.


* Алиса живет в городе. Она любит животных. Дружит с другими девочками, выходит из дома, чтобы поиграть с друзьями. Когда она возвращяется домой ,то ее ждет кот Мурзик и собака Барсик. После она ложится спать, так как утром ей надо рано вставать.


























Приложение № 3


Сказка про куклу

В одном игрушечном магазине на витрине стояла кукла. Ей было одиноко, и у нее была мечта — найти хозяйку.
В витрине магазина было пыльно, кукла стояла там уже давно. Она была очень хорошенькая: красивое платье с блестками, шляпка с перьями и миленькие туфельки.
Целыми днями она смотрела на улицу и мечтала. Мимо бежали, шли, ковыляли, торопились и прохаживались нога за ногу прохожие: взрослые и дети. Кукла так хотела, чтобы кто-нибудь обратил на нее внимание, чтобы она кому-нибудь понравилась, но прохожие были заняты своими делами, и взгляд на витрину игрушечного магазина падал редко. Когда светило солнце, дети катались на роликах и велосипедах, а когда шел дождь или снег, неслись сломя голову домой или в ближайшее кафе с одним желанием: напиться горячего чаю и забраться с ногами в любимое кресло или сесть за очередную компьютерную игру.
Но все же кукла не теряла надежды, хотя ей было очень грустно. Ведь ее сделали на радость детям, а дети ее не покупали и не играли с ней. В магазине охотно расходились роботы и трансформеры, а девочки покупали Барби с красивыми домиками, посудой и бытовыми приборами. Наша кукла была самой обычной, она, правда, умела ходить, и у нее были чудесные густые волосы и красивые глаза, но куда ей до ярких иностранок…
Почему ее поставили на витрину? Непонятно. Но, слава Богу, хоть не в темной сырой кладовке.
И вот когда надежды уже не осталось…
Шел проливной дождь, и люди, как обычно, спешили разойтись по домам. Все бежали мимо, но вот за витриной показались двое: укрытые одной курткой, бежали папа с дочкой. Папа уже собирался проскочить мимо, как вдруг девочка остановилась, как вкопанная, напротив магазина и внятно сказала: «Папа, хочу куклу».
Если бы у куклы было сердце, то оно бы сейчас екнуло…
Папа как раз накануне получил зарплату и как раз подумывал о том, что давно не покупал ребенку подарка, а день рождения прошел как-то бестолково… Поэтому он согласился: «Хорошо. Давай зайдем».
Девочка решительно открыла дверь магазина. Звякнул колокольчик, подняла голову продавщица: «Здравствуйте! Что вам угодно?»
Девочка сказала: «Я хочу вон ту куклу, которая стоит на витрине. В шляпке».
Продавщица удивилась: «Девочка, зачем тебе эта кукла? Смотри, сколько вокруг красивых игрушек! Возьми Барби или Кена, а сегодня нам завезли новые наборы посуды. А эта кукла пыльная, она давно там стоит, все никак не можем ее убрать: давно пора заменить на пару роботов…
Девочка торопливо перебила ее: «Мне нравится ЭТА кукла! Папа! Почему тетя мне ее не дает?»
Папа растерялся: «Собственно, девушка, действительно… Если дочке понравилась именно эта игрушка, зачем вы навязываете нам другие?»
Продавщица смутилась: «Я хотела, как лучше. Все берут Барби… такие куклы давно никто не покупает, не понимаю, почему ее до сих пор не убрали… Вашу дочку будут дразнить…»
Девочка даже ногой топнула: «Меня никто не будет дразнить! Мне она нравится! Я буду ее баюкать, кормить, водить за руку, я познакомлю ее с другими игрушками. Дайте мне эту куклу. — Она чуть не плакала.
Папа начал терять терпение: «Послушайте! Дайте нам, наконец, эту куклу и дело с концом!»
Продавщица пожала плечами и пошла открывать витрину. А кукла замерла: неужели ее все-таки купят? Неужели у нее появится хозяйка? И ей, наконец, дадут имя? Многие куклы уже продавались с готовым именем, например, кукла Маша или Алена, только у этой имени не было.
Продавщица открыла витрину, небрежно схватила коробку, нехотя стряхнула с нее пыль и протянула мужчине: «С вас 500 рублей. Касса в соседнем зале». В конце концов, ей было все равно; покупателей сегодня было мало: за весь день зашли двое карапузов и купили воздушные шарики, да одна бабушка приобрела внуку пару раскрасок. А выручку делать надо. Но девочка все-таки странная. Несовременная какая-то. И в компьютерные игры не играет, наверное. Вот у ее племяшки только и разговоров, сколько уровней она прошла…
Папа пересчитал купюры в кошельке: у него с собой было как раз пятьсот рублей. Денег хватало, а до дома можно и пешком дойти. Вон как дочка сияет!
Он протянул чек, продавщица равнодушно завернула коробку в оберточную бумагу и протянула малышке. Девочка схватила сверток так быстро, словно кто-то собирался его отнять. Она бережно прижала куклу к себе и напевая «Папа подарил, папа подарил…», потянула отца к выходу. У двери она оглянулась и звенящим от радости голосом сказала: «Спасибо! Спасибо вам!»
А кукла внутри коробки была на седьмом небе. Наконец-то! Ее мечта сбылась! Ее несли ДОМОЙ!

Свежие документы:  Тасеевский идол


Чудеса случаются

В одном городе, может даже в соседнем дворе, жила одна девочка. Звали её Маша, она была обыкновенным ребенком, как и все мальчики и девочки её возраста. Маша училась во втором классе, ей нравилась школа, но делать домашнее задание она не любила, к тому же скоро должны начаться Новогодние каникулы, настроение было праздничное и делать дома уроки совсем не хотелось.

Как-то мама попросила Машу сходить в ближайший магазин за продуктами, девочка с радостью оделась и побежала на улицу. Было еще не поздно, но на улице уже начало темнеть, так как зимой всегда рано темнеет. Шел мелкий и пушистый снег, он поблескивал в свете уличных фонарей, было морозно и тихо.

Вдруг Маша заметила в снегу что-то блестящее, она подошла поближе и увидела маленькую коробочку. Маша подняла свою находку и стала её разглядывать. Это оказалась маленькая шкатулка, которая переливалась и блестела, хотя на ней не было ни камешков, ни блёсток. Девочка открыла шкатулку, там лежала записка: «Шкатулка волшебная, исполняет три желания». Маша удивилась и неожиданно для себя самой быстро произнесла: «Хочу, чтобы всё домашнее задание было сделано». Девочка рассмеялась, сунула шкатулку в карман и побежала в магазин.

Придя домой, Маша заглянула в свои тетрадки и удивилась еще больше. Всё её домашнее задание было аккуратно выполнено! На следующий день в школе учительница спрашивала ребят у доски, как они решали задачи по математике, которые задавались на дом. Маша перепугалась, так как она понятия не имела, как решать эти задачи, ведь она даже не читала их. И тут она опять наткнулась на шкатулку. Шепотом девочка быстро-быстро пожелала, чтобы её не спрашивала учительница у доски, и чуть не сползла под парту. Все ребята по очереди отвечали решения задач и примеров, а когда очередь дошла до Маши, то прозвенел звонок и Машу не спросили. Девочка была так рада тому, что у неё есть настоящая волшебная шкатулка, но желание осталось всего одно, и Маша решила поберечь его на потом.

После уроков Маша с родителями отправилась по магазинам делать покупки к праздничному столу. В огромном магазине были всевозможные товары и продукты, на витринах стояли различные, красиво упакованные сувениры, и тут Маша увидела на витрине небывалой красоты куклу, она была настолько красива, что около неё собралось много девочек и все восхищались этой куклой. Вот такой подарок на Новый Год Маша хотела бы получить, но цена этой куклы была очень высока и девочка с сожалением поняла, что мама с папой не купят ей эту замечательную куклу. Только Маша потянулась к шкатулке, как её позвали родители, и они отправились домой с покупками. Маша решила, что дома, в своей комнате, она загадает своё третье желание.

Дома всех ожидало неприятное событие, Машина бабушка заболела, она сильно простудилась, у неё была высокая температура, болело горло, бабушка кашляла и была очень слаба. Маша очень переживала за свою любимую бабушку, ей очень хотелось, чтобы она вылечилась и была снова веселой и заботливой. Сидя в своей комнате маша крутила в руках свою шкатулку и вспоминала увиденную в магазине куклу, но тут раздался сильный кашель бабушки и Маша не раздумывая произнесла: «Хочу, чтобы моя любимая бабушка снова стала здоровой !»

Вот уже и Новогодняя ночь, все нарядные и веселые рассаживаются за праздничным столом, бабушка совсем здоровая заплетает Маше косички и весело улыбается. Пробили куранты, все стали поздравлять друг друга и дарить подарки. Маша достала из-под ёлки большую красивую коробку с красным бантом, открыв её, Маша ахнула от удивления. В коробке лежала та самая кукла, которую так сильно девочка хотела получить в подарок на Новый Год.

Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и иголку, и пошила себе куклу. Вместо глаз пуговицы, щеки и губки нарисовала красными ягодками. Когда она закончила работу ее кукла внезапно ожила, и стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем.

По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали что она ведьма, по-этому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злючая, она ужасно не любила детей, и если какой-то  ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила, во что бы то не стало сделать какую-то  гадость.

Старуха подкараулила девочку и ее куклу когда они гуляли во дворе, подошла и попросила девочку позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку — сказала что куклы у нее нету.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота старухи уселась ему на спину и сказала:

— А ну неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдеру… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить — поживать да добра наживать.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: