Конспект урока обществознания 7 класс «Почему важно соблюдать законы?»

Автор: Зайцева М.Ф., учитель истории и обществознания

МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №6»


Конспект урока обществознания (7 класс)

«Почему важно соблюдать законы?»

  1. Цель и задачи урока.

Цель деятельностная – развивать умение преобразовывать и систематизировать информацию, формулировать вывод по проблеме.

Цель образовательная – раскрыть роль закона в жизни людей.

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

раскрыть сущность понятий: закон, свобода, порядок, справедливость

формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль в нем, формулировать обобщение и вывод

воспитывать у учащихся чувство уважения к законам нашей страны, пониманию важности их соблюдения

определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе

развивать рефлексивную культуру учащихся


выяснить, почему свобода не может быть безграничной





  1. Содержание урока

    Элементы необходимого минимума информации

    Формируемые и используемые учебные действия

    Закон. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.


    Выделение главного и обобщение. Формулирование основного вопроса урока.

    Систематизация и преобразование информации.

    Формулирование обобщения или вывода.

    Использование алгоритмов для выполнения учебных действий.

    Определение и объяснение собственного мнения. Определение и доказательство своей позиции

    Самооценка.

  2. План проведения урока

Проблема урока:

Почему важно соблюдать законы?

Поиск решения проблемы:

  1. Почему общество нуждается в порядке?

  2. Можно ли добиться справедливости в обществе?

  3. Может ли свобода быть безграничной?

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

1)умение формулировать основной вопрос урока через выделение главного в диалоге, анализ разных точек зрения на обозначенную в диалоге проблему;

2)выявление роли законов в установлении порядка, справедливости и свободы в обществе через систематизацию, преобразование и обобщение информации;

3)понимание важности соблюдения законов через формулирование собственного мнения по проблеме.

Вывод по проблеме:

Закон нужно и важно соблюдать, чтобы своими действиями не нарушать права и свободы другого человека, сложившийся в обществе порядок, сохранить установленную справедливость.

  1. Ход урока

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня для работы нам будет необходим учебник, рабочий лист, маршрутный лист.

Ребята, какие ассоциации вызывает у вас термин «закон»? Назовите их.

(фиксирует их на доске)


Правила

Порядок

Власть

Права и свободы

Ответственность

Наказание

Знания из курса обществознания, истории, опора на личный опыт.

Фронтальная.

Определение понятий. Установление логических связей.

Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы?

В эпоху древнего мира, до нашей эры

Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и истории России)?

Законы вавилонского царя Хаммурапи

Кодекс византийского императора Юстиниана

Великая хартия вольностей в Англии

«Русская правда»

«Судебник» Ивана Третьего

«Судебник» Ивана Четвертого

Итак, первые законы появились еще в глубокой древности. Предположите, зачем люди создают законы?

Чтобы был порядок.

Чтобы установить единые правила.

Чтобы наказать виновных.

Чтобы закрепить права и свободы человека.

Чтобы закрепить привилегии.




Скажите, все ли люди законы соблюдают?


Нет, не все.


Вы правы. Я сама стала свидетелем разговора двух девятиклассников о законах, которому даже придумала название «Диалог о неожиданностях».

Предлагаю вам его послушать и выяснить, о каких неожиданностях идет речь.

Смотрят и слушают видеодиалог.




Проблемный диалог (видео).

Фронтальная.

Выделение главного и обобщение. Формулирование основного вопроса.

После просмотра ролика предлагает учащимся ответить на вопросы:

-какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?



-сформулируйте позицию Фени



-сформулируйте позицию Саши



-в чем суть противоречия (какой вопрос лежит в основе противоречия)?





Если затрудняются, рекомендует посмотреть рассуждения Фени: что произойдет, если каждый будет обходить закон.










Феня

Саша

Закон есть закон

Хорошо жить без законов

Если обойти, то это значит…

Законы, созданные людьми, обойти хочется

Хорошо бы, если так…

Всякий понимает, что можно, а что нет



Суть противоречия:

-одни люди понимают, что законы надо соблюдать и почему это важно; к чему может привести несоблюдение законов;

-другие — этой важности не осознают, пытаются закон обойти.

Таким образом, в основе противоречия – разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.







Какая проблема вытекает из этого противоречия? Сформулируйте ее.

Если затрудняются: ребята, законы-общеобязательные правила, их нужно соблюдать, но у людей разное отношение к необходимости соблюдения закона;

-как вы считаете, нужно соблюдать законы? Тогда возникает вопрос, а почему?

Предлагает собственную формулировку основного вопроса (называет тему урока)



Формулируют основной вопрос:

Почему нужно соблюдать законы?

Почему важно соблюдать законы?

Записывают вопрос в рабочий лист.

Этап урока: актуализация знаний, планирование деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Ребята, мы поработали с понятием «Закон» на уровне ассоциаций. А теперь обратимся к мнениям юристов. Задание №2 в рабочем листе: в данных определениях, подчеркните признаки понятия «закон».


Выполняют задание

Законы – это правила:

-установленные государством;

-общеобязательны;

-регулируют важные вопросы общественной жизни;

-за нарушение –наказание со стороны государства;

Рабочий лист, задание №2.

Выделение главного.

Мы назвали основные признаки понятия «Закон». Что еще нам нужно знать о законах, чтобы решить проблему урока?

















Принимает любые мнения ребят.

Предлагает учащимся работать по рядам:

-для каждого ряда — свой маршрутный лист: 1 ряд-«Почему общество нуждается в порядке?», 2 ряд –«Можно ли добиться справедливости в обществе?», 3 ряд-«Может ли свобода быть безграничной».

-работаем ндивидуально;

-работаем в парах;

-работаем коллективно.


Называют варианты действий для решения проблемы:

-роль закона в жизни людей;

-какие законы есть в России;

-почему государство борется с нарушением законов;

-как закон может защитить свободу человека.


Проблема урока, записанная в тетрадях и на доске; фронтальная

Определение плана действий.











Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Оказывает консультационную помощь учащимся.


Выполняют задания в маршрутных листах.


Учебник с.79-82; маршрутные листы.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.


Выделение главного, преобразование информации.

Использование алгоритмов для выполнения учебных действий.

Формулирование обобщения и вывода.

Задания выполнены, переходим к обсуждению результатов: учащиеся одного ряда представляет результаты работы, другие – слушают и выявляют новую информацию о законах.

Организуется работа по схеме: выступления учащихся 1 (затем2, 3) ряда -обсуждение – «Какую новую информацию о законах вы получили»-фиксация нового знания (слайд);


Представляют результаты работы, выявляют новое знание:

1) Общество нуждается в порядке, а надежный способ его установления и защиты-законы;

2)добиться справедливости в обществе можно с помощью законов. Законы в РФ призваны утверждать и защищать справедливость;

3)закон устанавливает границы свободы поведения, чтобы человек своими действиями не нарушал свободы другого. Так закон защищает свободу.

Ответ на вопрос в маршрутном листе.

Фронтальная.

Формулирование вывода.

Ребята, удалось ли найти ответ по проблеме урока? Какой вывод вы можете сделать? (сначала в рабочих листах, задание №3; затем представляют выводы классу).

Формулируют вывод:

Законы важно соблюдать, так как:

-устанавливают порядок, а обществу он необходим;

-утверждают и защищают справедливость, законы – самый надежный способ утверждения справедливости;

-закон защищает свободу человека, устанавливая границы возможного поведения, запрещая деятельность организаций, нарушающих порядок.

Рабочий лист, задание №3.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Формулирование вывода.









Этап урока: применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Теперь предлагаю выполнить задания, которые потребуют от вас применения приобретенных знаний.

Организует проверку выполнения задания.

Выполняют задание:

-Представляют свою аргументированную позицию по проблеме: справедливо ли ограничение свободы?

-Представляют свою аргументированную позицию по проблеме: нарушение закона – это нарушение справедливости или нарушение порядка?

Рабочий лист, задание №4.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Определение и объяснение собственного мнения. Определение и доказательство своей позиции.



Этап урока: рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Ребята, подводим итоги нашей работы, выполняем задание №5 в рабочем листе «Самооценка».

Далее организует работу по цепочке:

«Сегодня на уроке я…

-научился

-выполнил

-понял

-запомнил»

Выполняют задание на самооценку.

Представляют результаты выполнения задания.

Рабочий лист, задание №5.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Оценивание своей деятельности.



Этап урока: домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Ребята, ваше домашнее задание будет следующим.

Вы будете выступать в роли историков, философов-мыслителей, правоведов, социологов.

Историки: создают презентацию или сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории…»

Философы: пишут письмо девятикласснику Саше и рассуждают «Почему важно соблюдать законы».

Правоведы: составляют терминологический кроссворд.

Социологи: используя материал учебника и не только, составляют анкету и проводят опрос среди одноклассников, родителей и учителей по теме «Почему нужно соблюдать законы».

Выполнение задания может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Выбирают вариант задания.

Рабочий лист, задание №6.


Планирование деятельности. Поиск и отбор необходимой информации.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Системно - деятельностный подход в обучении математики"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: