Автор: Зайцева М.Ф., учитель истории и обществознания
МБОУ г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №6»
Конспект урока обществознания (7 класс)
«Почему важно соблюдать законы?»
Цель и задачи урока.
Цель деятельностная – развивать умение преобразовывать и систематизировать информацию, формулировать вывод по проблеме.
Цель образовательная – раскрыть роль закона в жизни людей.
Задачи:
развивающие | воспитательные | |
раскрыть сущность понятий: закон, свобода, порядок, справедливость | формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль в нем, формулировать обобщение и вывод | воспитывать у учащихся чувство уважения к законам нашей страны, пониманию важности их соблюдения |
определить роль Конституции РФ в установлении порядка и справедливости в обществе | развивать рефлексивную культуру учащихся |
|
выяснить, почему свобода не может быть безграничной |
|
|
Содержание урока
Формируемые и используемые учебные действия | |
Закон. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
| Выделение главного и обобщение. Формулирование основного вопроса урока. Систематизация и преобразование информации. Формулирование обобщения или вывода. Использование алгоритмов для выполнения учебных действий. Определение и объяснение собственного мнения. Определение и доказательство своей позиции Самооценка. |
План проведения урока
Проблема урока:
Почему важно соблюдать законы?
Поиск решения проблемы:
Почему общество нуждается в порядке?
Можно ли добиться справедливости в обществе?
Может ли свобода быть безграничной?
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
1)умение формулировать основной вопрос урока через выделение главного в диалоге, анализ разных точек зрения на обозначенную в диалоге проблему;
2)выявление роли законов в установлении порядка, справедливости и свободы в обществе через систематизацию, преобразование и обобщение информации;
3)понимание важности соблюдения законов через формулирование собственного мнения по проблеме.
Вывод по проблеме:
Закон нужно и важно соблюдать, чтобы своими действиями не нарушать права и свободы другого человека, сложившийся в обществе порядок, сохранить установленную справедливость.
Ход урока
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия | |||||||||
Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня для работы нам будет необходим учебник, рабочий лист, маршрутный лист. | ||||||||||
Ребята, какие ассоциации вызывает у вас термин «закон»? Назовите их. (фиксирует их на доске)
| Правила Порядок Власть Права и свободы Ответственность Наказание | Знания из курса обществознания, истории, опора на личный опыт. Фронтальная. | Определение понятий. Установление логических связей. | ||||||||
Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы? | В эпоху древнего мира, до нашей эры | ||||||||||
Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и истории России)? | Законы вавилонского царя Хаммурапи Кодекс византийского императора Юстиниана Великая хартия вольностей в Англии «Русская правда» «Судебник» Ивана Третьего «Судебник» Ивана Четвертого | ||||||||||
Итак, первые законы появились еще в глубокой древности. Предположите, зачем люди создают законы? | Чтобы был порядок. Чтобы установить единые правила. Чтобы наказать виновных. Чтобы закрепить права и свободы человека. Чтобы закрепить привилегии.
| ||||||||||
Скажите, все ли люди законы соблюдают?
| Нет, не все.
| ||||||||||
Вы правы. Я сама стала свидетелем разговора двух девятиклассников о законах, которому даже придумала название «Диалог о неожиданностях». Предлагаю вам его послушать и выяснить, о каких неожиданностях идет речь. | Смотрят и слушают видеодиалог.
| Проблемный диалог (видео). Фронтальная. | Выделение главного и обобщение. Формулирование основного вопроса. | ||||||||
После просмотра ролика предлагает учащимся ответить на вопросы: -какие противоречия во взглядах ребят вы обнаружили?
-сформулируйте позицию Фени
-сформулируйте позицию Саши
-в чем суть противоречия (какой вопрос лежит в основе противоречия)?
Если затрудняются, рекомендует посмотреть рассуждения Фени: что произойдет, если каждый будет обходить закон.
|
Суть противоречия: -одни люди понимают, что законы надо соблюдать и почему это важно; к чему может привести несоблюдение законов; -другие — этой важности не осознают, пытаются закон обойти. Таким образом, в основе противоречия – разное отношение людей к необходимости соблюдения закона.
|
| |||||||||
Какая проблема вытекает из этого противоречия? Сформулируйте ее. Если затрудняются: ребята, законы-общеобязательные правила, их нужно соблюдать, но у людей разное отношение к необходимости соблюдения закона; -как вы считаете, нужно соблюдать законы? Тогда возникает вопрос, а почему? Предлагает собственную формулировку основного вопроса (называет тему урока)
| Формулируют основной вопрос: Почему нужно соблюдать законы? Почему важно соблюдать законы? Записывают вопрос в рабочий лист. |
Этап урока: актуализация знаний, планирование деятельности
Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия | |
Ребята, мы поработали с понятием «Закон» на уровне ассоциаций. А теперь обратимся к мнениям юристов. Задание №2 в рабочем листе: в данных определениях, подчеркните признаки понятия «закон».
| Выполняют задание Законы – это правила: -установленные государством; -общеобязательны; -регулируют важные вопросы общественной жизни; -за нарушение –наказание со стороны государства; | Рабочий лист, задание №2. | Выделение главного. |
Мы назвали основные признаки понятия «Закон». Что еще нам нужно знать о законах, чтобы решить проблему урока?
Принимает любые мнения ребят. Предлагает учащимся работать по рядам: -для каждого ряда — свой маршрутный лист: 1 ряд-«Почему общество нуждается в порядке?», 2 ряд –«Можно ли добиться справедливости в обществе?», 3 ряд-«Может ли свобода быть безграничной». -работаем ндивидуально; -работаем в парах; -работаем коллективно.
| Называют варианты действий для решения проблемы: -роль закона в жизни людей; -какие законы есть в России; -почему государство борется с нарушением законов; -как закон может защитить свободу человека.
| Проблема урока, записанная в тетрадях и на доске; фронтальная | Определение плана действий. |
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.
Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия | |
Оказывает консультационную помощь учащимся.
| Выполняют задания в маршрутных листах.
| Учебник с.79-82; маршрутные листы. Индивидуальная работа. Работа в парах.
| Выделение главного, преобразование информации. Использование алгоритмов для выполнения учебных действий. Формулирование обобщения и вывода. |
Задания выполнены, переходим к обсуждению результатов: учащиеся одного ряда представляет результаты работы, другие – слушают и выявляют новую информацию о законах. Организуется работа по схеме: выступления учащихся 1 (затем2, 3) ряда -обсуждение – «Какую новую информацию о законах вы получили»-фиксация нового знания (слайд);
| Представляют результаты работы, выявляют новое знание: 1) Общество нуждается в порядке, а надежный способ его установления и защиты-законы; 2)добиться справедливости в обществе можно с помощью законов. Законы в РФ призваны утверждать и защищать справедливость; 3)закон устанавливает границы свободы поведения, чтобы человек своими действиями не нарушал свободы другого. Так закон защищает свободу. | Ответ на вопрос в маршрутном листе. Фронтальная. | Формулирование вывода. |
Ребята, удалось ли найти ответ по проблеме урока? Какой вывод вы можете сделать? (сначала в рабочих листах, задание №3; затем представляют выводы классу). | Формулируют вывод: Законы важно соблюдать, так как: -устанавливают порядок, а обществу он необходим; -утверждают и защищают справедливость, законы – самый надежный способ утверждения справедливости; -закон защищает свободу человека, устанавливая границы возможного поведения, запрещая деятельность организаций, нарушающих порядок. | Рабочий лист, задание №3. Индивидуальная. Фронтальная. | Формулирование вывода. |
Этап урока: применение нового знания.
Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия | |
Теперь предлагаю выполнить задания, которые потребуют от вас применения приобретенных знаний. Организует проверку выполнения задания. | Выполняют задание: -Представляют свою аргументированную позицию по проблеме: справедливо ли ограничение свободы? -Представляют свою аргументированную позицию по проблеме: нарушение закона – это нарушение справедливости или нарушение порядка? | Рабочий лист, задание №4. Индивидуальная. Фронтальная. | Определение и объяснение собственного мнения. Определение и доказательство своей позиции. |
Этап урока: рефлексия.
Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия | |
Ребята, подводим итоги нашей работы, выполняем задание №5 в рабочем листе «Самооценка». Далее организует работу по цепочке: «Сегодня на уроке я… -научился -выполнил -понял -запомнил» | Выполняют задание на самооценку. Представляют результаты выполнения задания. | Рабочий лист, задание №5. Индивидуальная. Фронтальная. | Оценивание своей деятельности. |
Этап урока: домашнее задание.
Деятельность учащихся | Используемая информация и форма работы | Применяемые учебные действия | |
Ребята, ваше домашнее задание будет следующим. Вы будете выступать в роли историков, философов-мыслителей, правоведов, социологов. Историки: создают презентацию или сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории…» Философы: пишут письмо девятикласснику Саше и рассуждают «Почему важно соблюдать законы». Правоведы: составляют терминологический кроссворд. Социологи: используя материал учебника и не только, составляют анкету и проводят опрос среди одноклассников, родителей и учителей по теме «Почему нужно соблюдать законы». Выполнение задания может быть как коллективным, так и индивидуальным. | Выбирают вариант задания. | Рабочий лист, задание №6.
| Планирование деятельности. Поиск и отбор необходимой информации. |