Государственное казенное учреждение
Детский дом-интернат
« Южное Бутово»
Конспект урока обществознания для 3 класса
«Я такой, а ты какой?»
Подготовила воспитатель Артемьева Александра Борисовна
Москва 2012 г.
Цель: Совершенствование умений и навыков позитивного общения.
Задачи.
Образовательные:
формировать представление о себе, как о человеке и его отличительных особенностях;
формировать представление о дружбе, друге.
Коррекционные: Развивать речь, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения к людям.
Материал: иллюстрации детей разного возраста, пола, цвета кожи;
листы бумаги, карандаши, фломастеры;
шаблоны овалов и кругов; мяч; красиво украшенная палочка.
Предварительное чтение:
Е. А. Пермяк «Самое страшное»;
С. П. Никитский «Что Вите делать?»;
В. П. Катаев «Цветик-семицветик»;
В. А. Осеева «Рассказы».
Ход занятия
Организационный момент – игра «Добрые слова».
Цель: обогащение и активизация словаря.
Дети c воспитателем встают в круг. У воспитателя в руках палочка.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Кто берёт её в руки, тому сразу хочется сказать хорошие слова. Но эту палочку нельзя держать в одних руках, иначе она перестанет быть волшебной. Передавать её надо из рук в руки, глядя в глаза, улыбаясь, и говорить при этом добрые слова, или хорошие пожелания. Давайте попробуем.
Воспитатель передает палочку со словами: Возьми, Руслан, ты хороший мальчик, я желаю тебе удачи. Дети передают дальше со словами: ты добрый, веселый, доброго тебе дня, ты хорошо поёшь и т.д. Воспитатель подсказывает при необходимости. Воспитатель спрашивает, приятно ли детям было слышать хорошие слова о себе. Дети садятся за парты.
Беседа по иллюстрациям.
Воспитатель: Посмотрите, что за дети смотрят на нас с этой иллюстрации? (Показывает иллюстрации детей трех рас — белой, желтой, черной.)
— Какие красивые дети. Чем они отличаются? (Цветом кожи, цветом и разрезом глаз.)
-Чем похожи? (Все они люди одного возраста, это дети)
— Как вы думаете, а могут они все трое хорошо петь, танцевать, быть добрыми? (да) Зависит это от цвета кожи? (нет) Видели ли вы людей с желтой или черной кожей? Можно их разглядывать в упор? Культурно ли о них говорить вслух, показывать пальцем? (Нет, потому что это может их обидеть.)
Воспитатель, показывает фотографии детей в инвалидных колясках, с дефектами лица, с палочкой и др.
— Как нужно относиться к людям с физическими недостатками? (так же как и к здоровым людям — доброжелательно, уважительно.)
— Чем мы можем их обидеть? (указывая на них пальцем, пренебрежением, если мы будем от них отворачиваться)
— Как мы в нашей группе относимся к такому мальчику? (помогаем ему переодеваться, играем с ним, помогаем ему на занятии, гуляем с ним на прогулке и т.д.)
Воспитатель: А давайте вспомним, в какой книжке девочка помогает больному мальчику с помощью последнего лепестка от волшебного цветка? («Цветик-семицветик»)
— Какими словами можно сказать об этой девочке? (Добрая, воспитанная, хороший друг и т.д.)
— А вы хотели бы иметь такого друга? (Да)
Физкультминутка «Давай познакомимся»
Дети встают в круг, мяч в руках воспитателя. Тот, кому бросают мяч, ловит его и называет своё имя, фамилию, возраст, пол, адрес, что он любит делать. Далее бросает мяч другому ребенку, с которым хочет познакомиться, и так, пока все дети не расскажут о себе. Дети садятся за парты.
Беседа «Твои друзья».
Воспитатель — Хорошо ли иметь друзей? Почему? (да, с ними не скучно, весело, легко выполнять любую работу, интересно играть и т.д.)
— А как вы помогаете друг другу? (Завязываю шнурки, помогаю на занятии, защищаю, учу кататься на велосипеде и т. д.)
-А как нужно поступить, если другу плохо — он упал, у него плохое настроение, его обидели и т. д. (Помочь встать, не смеяться над ним, сделать для него что – нибудь приятное)
— Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки? (мне приятно, у меня становится хорошее настроение) А злые? (не приносят радости)
Повторение «Золотого правила жизни» — Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Далее воспитатель предлагает вспомнить произведения, в которых дети плохо относятся к окружающим людям и даже животным. («Самое страшное», «Что Вите делать?»). Воспитатель: — Почему мальчик Вова остался один? (Потому что он всех обижал).
— Почему Витя ни с кем не пошёл играть? (Потому что он боялся собаки, кота, гусей, которых дразнил и обижал)
Упражнение «Опиши своего друга».
Цель: Учить находить отличительные черты лица товарища и называть их.
Воспитатель — Мой друг — мальчик, ему 14 лет, у него темные прямые волосы, широкий лоб, карие глаза, прямой нос. У него тёмные брови. Угадайте, кто это? (Дети угадывают) Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей рассказать о своём друге. Остальные угадывают, о ком был рассказ. ( При затруднении описать предмет одежды)
Далее воспитатель предлагает нарисовать портрет друга.
Тем, кто затрудняется, предлагается воспользоваться шаблонами, лежащими на партах. Можно предложить шаблоны лиц разной формы – круглой, овальной, удлинённой, шаблоны глаз, губ. Дети рассматривают друг друга и рисуют. (Под музыку или песни о дружбе.)
В конце занятия дети дарят друг другу портреты. Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.
Список литературы:
О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (Программа «Детство») Волгоград: Учитель, 2007.
Журнал «Коррекционная педагогика 4 (46), 2011
Л. Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2009