Конспект урока по экономике 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

















План – конспект урока по экономике 10 класс.

«Деньги»













Автор: Мальцева Марина Анатольевна





2014 – 2015 учебный год








Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-практикум.

Методы обучения:

  • Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;

  • Активные – проблемное изложение материала; фоновое музыкальное сопровождение;

  • Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;

  • Практические – решение упражнений, выполнение заданий практикума ОЭР, индивидуальная работа с ресурсами Интернет.

Цель урока: Рассмотреть историю появления и эволюцию денег, изучить функции денег и их свойства.

Задачи:

  • обратить внимание на причины возникновения денег, ученики должны усвоить и различать виды денег, знать функции денег;

  • научить учащихся вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;

  • развивать навыки самостоятельной работы и умения применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуациях;

  • активизировать учеников к дальнейшему изучению экономики.

Оборудование:

  • Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы учащегося. ;

  • Таблица «Функции денег»;

  • Задания для работы в Интернет. ;

  • Кроссворд «Мир денег и торговля».

Литература: Липсиц И.В. Экономика: В 2 книгах. Книга 1. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. – 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006.-352 с:ил.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: 

  • Наличие компьютерного класса с локальной сетью с установленной сетевой версией ОЭР: «1С: Школа. Экономика. 9-11 класс. Практикум. 2CD.2004 год», 2 компьютера, имеющих выход в Интернет. (для создания условий индивидуальной самостоятельной работы учащихся);

  • мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office + экран (для демонстрации информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Сообщение темы урока.

2. Изучение нового материала (10 минут): рассказ учителя + фронтальная беседа + работа учащихся по схеме, таблице, учебнику.

Учитель: Понимание механизмов функционирования современного хозяйства невозможно без ясного представления роли денег. По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.

Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, — от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.

Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.

Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т.

Вопрос учителя: как называется такой вид обмена?

Ответ учащихся: бартер.

Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена?

Ответ учащихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множество промежуточных торговых сделок.

Учитель: Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т1 – Д – Т2. Ограниченные возможности бартера преодолеваются благодаря использованию денег.

Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (то есть были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, чай. К примеру, в древней Руси определённое количество шкурок белки или куницы можно обменять на коня или дом. Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет.

Потом роль денег закрепилась за благородными метами – золотом, серебром. Произошло это в силу природных свойств данных металлов.

Вопрос учителя: Какие это свойства?

Ответ учащихся:Золото и серебро удобно в хранении – оно не портится в отличие от, например, шкур животных. Золото и серебро удобно перевозить, это однородные металлы, легко делятся на части, не теряя своей ценности, к тому же они редки в природе.

Учитель: Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать, стали выпускать монеты – куски серебра или золота определённого веса и формы, на которых ставили штамп.

Появление первых металлических денег относят к 7 веку до нашей эры.

Вопрос учителя: Как называлось государство, в котором впервые стали чеканить монеты?

Ответ учащихся: Лидия.

Примечание: эти данные известны ребятам из курса истории (5-6 класс).

Учитель: Монеты различных эпох и стран мира были порой настоящим произведением искусства. .

Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Получалось, что монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конечном итоге, возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Вот так, например, выглядели первые российские бумажные деньги, которые назывались ассигнации.

Вопрос учителя: В какой стране появились первые бумажные деньги?

Ответ учащихся: В Китае в 812 г н.э.

Примечание: эти данные известны ребятам из курса истории (5-6 класс).

Учитель: Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчётах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальные книги, счета.

В последние десятилетия широкое распространение получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD и другие.

Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой мысли. Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день по этой проблеме известно более 12 тыс. специальных работ. И тем не менее феномен денег остается во многом загадкой. Не случайно известный английский экономист Альфред Маршалл говорил о деньгах как о «центре, вокруг которого вращается вся экономическая наука».

Учитель: Деньги в современном мире присутствуют везде, где имеют место экономические отношения между разными экономическими агентами – людьми, фирмами, государствами.

Давайте порассуждаем: какова роль денег в кругообороте доходов и расходов?

Работа учащихся по схеме «Кругооборот доходов и расходов при участии государства».

(Учитель выступает в роли диспетчера, а учащиеся комментируют каждый из направлений кругооборота).

Учитель: Таким образом, мы говорим о деньгах, когда речь заходит о семейном бюджете или государственном, о заработной плате родителей или доходах крупных фирм, о кассовых сборах нового фильма или о стоимости обеда в кафе. Такое внимание к деньгам объясняется тем, что в современной экономике они выполняют сразу несколько важных функций.

Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции. (

Работа с таблицей «Функции денег» – ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера – управляет схемой). 

Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?

Ответ учащихся: функция обмена.

После указанной выше работы учитель предлагает дать учащимся самостоятельное определение «деньги». (Как правило, ученики дают очень близкое понятие).

3. Закрепление изученного материала:

Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?

Ответ учащихся:У денег должны быть такие качества, как:

  • стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);

  • портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);

  • долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);

  • однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);

  • делимость (деньги можно было разделить на части);

  • отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми;

  • ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).

Учитель: Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности.

Примечание: Географическое замечания являются здесь существенными, так как во Франции или Швейцарии французский франк будет более ликвидным, чем российский рубль. Этот же французский франк будет более ликвидным в Москве, чем в с.Поярково, имеющего обменный пункт в банке, который меняет рубли только на юани и доллары США. Даже в Москве существует всего несколько банков, совершающих операции с французским франком. Именно поэтому он и оказывается менее ликвидным, чем вклад до востребования, который можно снять со счёта в любой день, кроме воскресенья.

Выступления ребят. (5 минут):

1 выступление: «Исчезнут ли некоторые функции денег?»

2 выступление: «Выгодно ли капиталовложение в монеты?»

5. Рефлексия.Решение проблемных вопросов (10 минут).

Учитель: Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости?

Ответ учащихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось.

Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?

Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.

Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?

Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.

Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?

Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.

Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.

Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.

6. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).

Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Инфляция». Поразмыслив над вторым, и особенно третьим вопросом учащиеся лучше смогут понять новую тему.

Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность» (стр.340-342; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл,1 часть)

Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?» (стр.114; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл, 1 часть)

Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции? [3]

7. Подведение итогов урока.

8. Выставление отметок.







































ЛИТЕРАТУРА



    1. Дополнительная литература для учеников

        1. Автономов А.В., Экономика – М.: Дрофа, 2010.

        2. Практикум по экономике. – М.: Рольф, 2012.

        3. Человек в экономическом мире: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2001



III. Методическая литература для учителя

  1. Кравченко А.И. Основы экономики – М.: Академический проект, 2012

  2. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по экономике: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен».

  3. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2010.

  4. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.

  5. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек в экономических системах». – М.: Дрофа, 2008.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «РЕБЕНОК У ЭКРАНА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: