Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Видное Ленинского муниципального района Московской области
Конспект урока по истории в 11 классе
«Трагедия семьи, трагедия народа?!»
Подготовила
учитель истории и обществознания
Лунькова Елена Григорьевна
Видное 2011
Трагедия семьи, трагедия народа?!
Семинар.
Цели урока:
— помочь ученикам глубже изучить и осознать эпоху начала ХХ века;
— провести исследовательскую работу;
— вовлечь в поисковую познавательную деятельность максимальное количество учащихся;
— уметь анализировать, рассуждать, иметь личное мнение , характеристику на основании
изученного материала, источников, научно-популярной литературы и др.
— воспитать гражданскую ответственность, неравнодушное отношение к историческим
процессам нашей Родины;
— повторить и закрепить материал, используя не традиционные методы урока
/дискуссия/;
— уметь обсуждать проблему в коллективе, отстаивать своё мнение и добиваться
консенсуса.
Задачи урока:
— соотнести трагедию семьи Романовых с трагическими событиями начала ХХ века;
— осмыслить Николая как личность и его политику соответственно занимаемому им
статусу;
— попытаться дать ответ на вопрос : «кто же виноват в событиях, захлестнувших Россию,
а также к смерти семьи Романовых?»
Опережающее задание: Повторить материал предыдущих уроков, используя дополнительную литературу, различные источники и документы, характеризующие данную эпоху.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня преподаватель истории находится в довольно сложном положении. Обрушившийся в 90-е гг. поток информации разрушил прежние, ладно скроенные, учебные курсы по истории, а быстрые накопления исторических знаний требует разработки новых, более гибких и эффективных методик проведения практических занятий . Сегодня мы ещё не до конца в состоянии дать реальную картину пройденного страной исторического пути, однако не позволительно было бы умалчивать те страницы истории, которые « не вписываются» в привычную схему и потому трудно объяснимы. Большинство из них , прежде представляющихся малозначимыми, имеют на мой взгляд, огромное значение для понимания ситуации в стране накануне 1917 года. Изучая историю человечества, мы обедняем её, сводя лишь к социально-экономическим и политическим проблемам. Однако, мы понимаем, что в центре человеческой истории стоит конкретный человек с его мироощущением, творческим потенциалом, конкретными действиями.
О таком человеке мы сегодня и будем говорить, и о том , какую роль он сыграл в историческом процессе нашей страны. Он – Николай Романов, последний русский император…
Славянофил Хомяков определил шутливую закономерность: «В России дурные и хорошие правители чередуются через одного: Пётр I – хороший, Анна – плохая, Елизавета – хорошая, Пётр III – плохой, Екатерина – хорошая, Павел — плохой, Александр – хороший, Николай – плохой. Следовательно, этот Александр (Второй) будет хороший».
Далее по заведённому порядку: Александр III – плохой, а Николай, должен быть ХОРОШИМ!
Николай II придя к власти, стал придерживаться принципов самодержавия.
Вопрос: Что такое самодержавие, на какой теории оно основано?
Ученики дают ответы.
Вопрос: Разве Россия шла особенным путём, что определило её особенный путь развития?
Приблизительный ответ:
Россия прошла в своём развитии те же этапы, что и страны западной цивилизации, однако наряду с этим в ней был создан чудовищный военно-бюрократический аппарат. Влияние Византийской культуры и православный вариант христианства предопределил традиционализм российского общества.
Вспоминаем понятия традиционное и индустриальные общества, основные вопросы 19-го века, решённые и нет, парламентаризм, представительство.
Вопрос: мог ли Николай II изменить существующий ход событий и избежать кровавого водоворота, в который была ввергнута Россия в начале ХХ века?
Основная часть.
Для того, чтобы ответить на заданный вопрос мы вернёмся к биографии Николая и к основным событиям этого периода.
А. Рождение, воспитание, образование.
Б. Вступление на престол. Ходынка. Самодержавное правление. Предупреждения либеральных деятелей.
В. Русско-японская война и её итоги.
Г. Революция 1905г. Национализм.
Д. «Манифест 17 октября», Думская монархия.
Е. Февральская революция.
Ж. Отношение к семье Николая представителей различных слоёв.
Основная часть ведётся в ходе дискуссии. Основана на материале, который учащиеся подготовили дома, используя дополнительную информацию.
После дискуссии идёт предложение высказать своё мнение: что было хорошего в Российском императоре , а что не нравилось . Н а доске чертится таблица. Запись ведётся параллельно с ответами учащихся. В результате появляются приблизительные записи.
Отрицательные черты Против Николая | |
— приятная внешность; — воспитание; — образование; — преданность идее; — прекрасный семьянин. | — консервативное окружение; — компромат; — Ходынка; — недальновидность; — итоги Русско-Японской войны. — Кровавое воскресение; — Думская монархия; — слабохарактерность; — зависимость от тёмных личностей. |
После записи на доске (могут быть и другие аргументы и факты) делается вывод о чертах характера Николая с точки зрения человека и социального статуса, который он занимал:
Человек, занимающий такое высокое положение, занимающийся политической деятельность, должен, в первую очередь думать о государстве, о судьбе народа, а не о семье, обладая замечательным европейским образованием – быть провидцем явлений и процессом, чтобы уйти от общественных потрясений. Николай окружил себя людьми, которые толкали его на непродуманные действия (В.К.Плеве), компрометировали семью (Распутин), стечение обстоятельств, (Война с Германией, а жена немка), недальновидность как политического деятеля, неумение справиться с политической ситуацией в стране. Эти явления привели не только к трагедии семьи Романовых, но и к трагедии целой страны.
Но нужно отметить силу духа императорской семьи, что на казнь они шли с высоко поднятой головой, не юродствовали, простили грехи палачам, которых сами взрастили на беспокойной , долго терпящей, русской земле. Сколько крови русской было в событиях ХХ века, революциях, в Гражданской войне.
Но всё же, сколько русской крови в последнем императоре Николае?
Завершение.
В конце урока делаю опыт, который в своё время полушутя провёл знаменитый историк С.М.Соловьёв.
В конце 70-х годов в одной из либеральных гостиниц Москвы зашёл спор о том, много ли русской крови в тогдашнем императоре Александре Александровиче, который считал себя русским? За разрешением обратились к Соловьёву С.М. . Соловьёв попросил, чтобы ему принесли два стакана, кувшин с водой и немного красного вина. Он сливал воду и красное вино. Красное вино – русская кровь, вода — немецкая. В конце концов, вода оказалась практически белая.
— Вот, — сказал историк, поднимая стакан, столько крови в наследнике русского престола. Если держаться официальной версии то в Александре III была 1/64 русской крови на 63/64 немецкой, при Николае, соответственно 1/128, а в царевиче Алексее 1/256.
Сегодня мало кто знает, что династия Романовых, которая, началась с Михаила Романова, в 1613 году уже закончилась на дочери Петра Елизавете. Со смертью Петра II, внука Петра Великого, пресеклась династия Романовых в прямой мужской родовой линии. А дальше царствовали древнейшие роды германских династий…
Используемая литература
История России и мира в XX — начале XXI века. 11 класс: Учебник, Загладин Н.В., Симония Н.А. Русское слово, 2009 г.;
Новейшая история. Отечество XX в. в 2-х томах, I том, под редакцией А.Ф. Киселёва, М; Владос, 1998;
Российские государи 1598-1917- Смоленск, РУСИЧ, 2004г.;
Книга исторических сенсаций, М, Раритет, 1993г.;
История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки. СоставительС.В. Мироненко, М. Политиздат, 1991г.;
Герои и Антигерои Отечества. Составитель В.М. Забродин, М, Российская газета, 1992г.;
История России, XX век. Материалы и документы для школьников и поступающих в ВУЗы под редакцией М.Е. Главацкого, М, Дрофа,1999г.;
История России, XX — начало XXI веков: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений ISBN 978-5-09-014480-3 Щетинов Ю.А., Мироненко С.В., Левандовский А.А. , Просвещение
https://history.tom.ru/monografy/