Урок по теме:
«Человек в мире экономических отношений».
Цель урока: сформировать представление учащихся о производстве как основе экономики и месте человека в мире экономических отношений.
Задачи:
Образовательные:
подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека;
продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей;
ознакомить учащихся с основной проблемой экономики, принципами работы рынка, законами спроса и предложения.
Развивающие:
<font face="развить представления учащихся о ресурсах производства<font face="; <font face="показать, что характерные черты рынка (конкуренция, спрос и предложение) влияют на ситуацию на рынке;
развивать способность разумно реализовывать свои потребности в повседневной жизни;
содействовать развитию экономической культуры учащихся.
Воспитательные:
побудить учащихся всегда рационально использовать доходы, учиться рассчитывать на собственные силы;
воспитывать уважение к высказываниям одноклассников.
Оборудование:
Карточки с заданиями:
Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека
Компьютер.
Презентация к уроку.
Учитель обществознания Староусмановского филиала МОУ Ново-Усмановской СОШ: Хайсанова Гульшат Азкаровна.
Раздаточный материал (уместно подготовить его на листах разного цвета):
Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. В начале урока хочу поздравить вас с наступлением весны, надеюсь, что весеннее настроение придаст вам заряд бодрости и наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.
Проверка домашнего задания
(По карточкам)
Новая тема.
— И сегодня на уроке мы продолжаем разговор об одной из сфер общественной жизни, которая получила свое название в результате соединения двух греческих слов oikos+nomos.
Пожалуйста, назовите эту сферу.
— Это экономика
Постановка цели, мотивация учащихся.
— Чтобы быть полноценным и равноправным участником жизни общества, без определенных знаний в области экономики нам не обойтись. Чтобы быть успешным и активными участниками экономических отношений. Прошлый урок прошел в виде моделирования экономических отношений в выдуманном островном государстве (изучались основы рыночных отношений). Но вымысел – это всего лишь вымысел, а нам приходится жить в реальной России в сложное время, когда меняется положение человека во всех сферах общественной жизни и возрастает личная ответственность каждого за свою судьбу, за материальное благополучие. В этих условиях многие находят выход в создании частных предприятий.
— На сколько хорошо вы научетесь ориентироваться в мире экономических отношений, и будет являться целью нашего с вами урока по теме: «Человек в системе экономических отношений»
— Откройте тетради и запишите число и тему урока.
— Эпиграфом к нашему уроку, как нельзя лучше подходит высказывание Бернарда Шоу:
«Экономика — это умение использоваться жизнью наилучшим образом».
Записывают тему и эпиграф.
— Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: (записаны на доске)
План.
Потребности и ресурсы: проблема выбора.
Факторы производства.
Главные вопросы экономики.
«Невидимая рука» рынка.
I.- Почему продавцы и покупатели находят друг друга?
Ответ:
— Давайте помечтаем. Чего бы вам хотелось сейчас получить? Представьте, что вы это получили. Есть еще желания? И это вы получили. Еще чего-нибудь хотите? Как долго вы можете перечислять свои потребности? Они когда-нибудь закончатся? Почему? Да, действительно, человеческие потребности безграничны. А возможно удовлетворить их все сразу? Почему?
— Потому что мешает ограниченность в денежных средствах, ресурсах, в свободной рабочей силе.
— К сожалению, у ресурсов есть один недостаток – они ограничены.
Вывод: потребности людей и возможность удовлетворить их очень часто не совпадают, т. к. потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.
Практическое задание: плеер и коньки (раздаточный материал). Посмотрите, какие чудесные роликовые коньки и замечательный плеер. Вам бы хотелось получить их? Пожалуйста, берите ножницы и вырезайте. Что случилось? Что вам приходится делать?(ВЫБОР), а почему? Из-за ограниченности ресурсов!
Вот так и в жизни, мы всегда хотим больше, чем можем получить, а ресурсы всегда ограничены, из-за ограниченности ресурсов люди должны делать выбор, т.е. решать проблему выбора.
— Итак, почему людям приходится делать выбор?
— Потому что из-за ограниченности ресурсов, мы не можем удовлетворить все свои потребности.
Итак: основной проблемой экономики является проблема распределения ограниченных средств.(записывают в тетрадях)
— Для удовлетворения потребностей необходимы внеэкономические и экономические блага. Экономические блага создаются в процессе производства. Для их создания необходимы ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ. Что же такое ресурсы?
(Показываю булочку). — Ребята, как вы думаете, что необходимо для выпечки этой булочки?
Дети перечисляют: мука, соль, сахар, дрожжи, вода, яйцо и т. д. кроме того: труд пекаря, электричество и электрическая печь, время.
— Как вы уже знаете профессия пекаря является одним из важных профессий во все времена. Потому что без хлеба жить мы не можем.
А для того, чтобы сшить костюм?
— Ткань, нити, игла, швейная машинка, ножницы, труд портного, время.
— Все это и есть производственные ресурсы или факторы производства.
II.Огромное множество ресурсов делят на 5 видов. (схема 1)
(Схема на доске, а факторы описываются в презентации)
Природные ресурсы – это “дары природы”, они существуют без вмешательства человека. (Например: вода, земля, ее недра, леса и т. д.) Условно будем называть “земля”.
Человеческие ресурсы – это рабочая сила, те физические и умственные способности, которые человек может применить в процессе труда (Например: знания и умения пекаря или портного, их физическая сила, квалификация рабочих, количество и качество их труда.) Условно назовем “труд”
Капитальные ресурсы – это товары, сделанные людьми и используемые для производства других товаров, т. е. средства производства. (Например: игла, швейная машинка, электричество и электрическая печь, станки, машины, здания заводов, деньги, которые платят за станки, машины и т. д. . а т. ж. ссуда в банке на организацию производства. Условно – “капитал”.
Предпринимательские способности – этот фактор связывает воедино остальные факторы производства. Именно предприниматель организует производство и управляет им, знает как при наименьших затратах получить больше выгоды.
Информация – этот фактор производства появился в конце XX века, тогда стали говорить “кто владеет информацией, тот владеет миром”. Действительно, очень важно знать и производителю товаров и потребителю ГДЕ?, ЧТО?, ПО КАКОЙ ЦЕНЕ? Особенно важно знать секреты технологий, открытия в науке и технике и, разумеется, использовать эту информацию в процессе производства или принятия решений. Недаром ведь существует такое понятие, как “промышленный шпионаж”.
Физминутка: Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед,
Только рынок не позволит спросу
Быть в прямой зависимости от цены.
— На примере булочки рассматриваем какие необходимы ресурсы:
Природные: вода, соль, яйцо, время.
Человеческие: труд пекаря, его знания, умения, мастерство.
Капитальные: электропечь, электричество, посуда, мука, подсолнечное масло, и т. д.
Предпринимательские: организация и управление производством.
Информация: знания, где купить дешевле муку, как ускорить или усовершенствовать производство, использование новых вкусовых добавок, новых технологий.
Каждый человек решает проблему выбора по-своему, но как правило стремиться поступить рационально, т.е. разумно, расчетливо.
III. — Обратим внимание на таблицу «Главные вопросы экономики производства». Ограниченность экономических ресурсов на планете и необходимость решения человеком проблемы их распределения рождает три главных вопроса экономики.
традиционная экономика | рыночная экономика | централизо-ванная экономика | смешанная экономика | |
вопросы экономики | ||||
Что надо производить? | то же, что всегда | решает потребитель | установлено планом |
|
Как производить? | так же, как раньше | как выгодно производи-телю и потребителю | так как установлено государством |
|
Для кого производить? | для себя и для тех же | для потребителя | для заранее определенных планом и потребителей |
|
— Объясните, какой тип наиболее полно решал вопросы экономики и почему?
— Производство товаров и услуг направлено предпринимателем на получение прибыли, т.е. на их продажу потребителю на рынке по наиболее выгодным для себя ценам. В условиях свободной рыночной экономики действует правило — спрос рождает предложение.
— А сейчас поработаем с учебником. Вам необходимо заполнить таблицу «Характерные черты рынка».(работа по группам)
Характерные черты рынка
конкуренция спрос предложение
— Объясните смысл понятия «конкуренция» и ее значение для производства.
(Задание) Конкуренция — это борьба между производителями за получение наибольшей прибыли. В целях увеличения доходов они снижают цены, затраты на производство товаров, улучшают качество продукции и качество обслуживания покупателей, совершенствуют и разнообразят ассортимент своих товаров. В случае если на рынке товаров не хватает, то возникает конкуренция между покупателями, и товар достанется потребителю, готовому заплатить за него небольшую сумму.
— Рассмотрев содержание понятий «спрос» и «предложение», докажите, что эти две категории влияют на ситуацию на рынке.
(Задание) Спрос — это желание и возможность потребителя купить товары или получить услуги в конкретное время и в конкретном месте. Закон спроса — чем выше цена товара, тем меньше желающих его купить и наоборот, чем ниже цена, тем больше желающих приобрести данный товар.
Предложение — это желание и возможность продать товар в конкретное время в конкретном месте. Закон предложения — чем выше цена товара, тем больше желающих его продать и наоборот, чем ниже цена товара, тем меньше желающих его производить и продать.
Равновесная цена — это цена, по которой большинство покупателей и продавцов смогут купить и продать товар по наиболее устраивающим их ценам, создается ситуация рыночного равновесия.
Как вы понимаете выражение «невидимая рука» рынка направляет желания отдельных производителей на общее благо?
Ответ: Положение, когда все участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех по мере того, как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, великий английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе товар производителя может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки.
Закрепление изученного на уроке:
Перечислите факторы производства. (Перечисляют)
Какая связь между ресурсами, выбором и потребностями? (Человеческие потребности всегда превосходят имеющиеся возможности. Это противоречие рождает сложную проблему выбора. На что истратить имеющиеся ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь.Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом?)
Какая из экономических систем наиболее полно решает вопросы экономики?( Рыночная экономика)
Подумай, можно ли не планировать хозяйственную деятельность?
Дай определения: спрос, предложение, конкуренция, равновесная цена.
Задание 4 на странице 113. (в — лишний)
3. Подведение итогов урока.
Что является основной проблемой экономики?( основной проблемой экономики является проблема распределения ограниченных средств)
Почему покупатели и продавцы находят друг друга?
Чем полезна конкуренция?(Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления)
— спасибо за урок!
4. Оценки. После проверки домашнего задания.
Используемый материал:
https://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_8-9_Bogolyubov/19.html
Обществознание. 8-9 класс. Учебник, автор: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010. М.: Просвещение.
Обществознание. 8 класс. Поурочные планы. М.: 2010. — 318 с