Конспект урока по Обществознанию «Человек в мире экономических отношений» 8 класс

Урок по теме:

«Человек в мире экономических отношений».


Цель урока: сформировать представление учащихся о производстве как основе экономики и месте человека в мире экономических отношений.

Задачи:

Образовательные:

  • подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека;

  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей;

  • ознакомить учащихся с основной проблемой экономики, принципами работы рынка, законами спроса и предложения.

Развивающие:

  • <font face="развить представления учащихся о ресурсах производства<font face="; <font face="показать, что характерные черты рынка (конкуренция, спрос и предложение) влияют на ситуацию на рынке;

  • развивать способность разумно реализовывать свои потребности в повседневной жизни;

  • содействовать развитию экономической культуры учащихся.

Воспитательные:

  • побудить учащихся всегда рационально использовать доходы, учиться рассчитывать на собственные силы;

  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников.


Оборудование:

  • Карточки с заданиями:

  • Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека

  • Компьютер.

  • Презентация к уроку.


Учитель обществознания Староусмановского филиала МОУ Ново-Усмановской СОШ: Хайсанова Гульшат Азкаровна.

Раздаточный материал (уместно подготовить его на листах разного цвета):

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. В начале урока хочу поздравить вас с наступлением весны, надеюсь, что весеннее настроение придаст вам заряд бодрости и наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.

  1. Проверка домашнего задания

(По карточкам)

  1. Заполните пропуск в схеме:

Собственность = владение + ………………. + …………………….

  1. В какие виды общественных отношений вступает человек:

  • Продавая дом; ( …………………………)

  • Участвуя в предвыборном митинге; (…………………………)

  • Посещая службу в церкви. (…………………………..)

        1. Замените одно слово, чтобы утверждение стало верным.

В процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ люди вступают в политические отношения друг с другом. (……………………………..)

  1. Выберете правильные утверждения:

  • Труд создает все необходимое для жизни людей;

  • На протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо;

  • Труд связан с природой и воздействует – прямо или косвенно – на природные объекты;

  • Появление автоматической техники освобождает человека от необходимости трудиться;

  • Внедрение в производство машин позволяет заменить на многих операциях руку человека.

        1. Вычеркните лишнее:

  • Орудия труда, рабочая сила, рабочий класс;

  • Владение, пользование, производство.

        1. Заполните пропуски в схеме:

«Три кита» производства = ………………………………….. + ……………………………….. + + ……………………………………. .


  1. Новая тема.

— И сегодня на уроке мы продолжаем разговор об одной из сфер общественной жизни, которая получила свое название в результате соединения двух греческих слов oikos+nomos.

Пожалуйста, назовите эту сферу.

Это экономика

Постановка цели, мотивация учащихся.

— Чтобы быть полноценным и равноправным участником жизни общества, без определенных знаний в области экономики нам не обойтись. Чтобы быть успешным и активными участниками экономических отношений. Прошлый урок прошел в виде моделирования экономических отношений в выдуманном островном государстве (изучались основы рыночных отношений). Но вымысел – это всего лишь вымысел, а нам приходится жить в реальной России в сложное время, когда меняется положение человека во всех сферах общественной жизни и возрастает личная ответственность каждого за свою судьбу, за материальное благополучие. В этих условиях многие находят выход в создании частных предприятий.

— На сколько хорошо вы научетесь ориентироваться в мире экономических отношений, и будет являться целью нашего с вами урока по теме: «Человек в системе экономических отношений»

— Откройте тетради и запишите число и тему урока.

— Эпиграфом к нашему уроку, как нельзя лучше подходит высказывание Бернарда Шоу:

«Экономика — это умение использоваться жизнью наилучшим образом».


Записывают тему и эпиграф.

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: (записаны на доске)

План.

  1. Потребности и ресурсы: проблема выбора.

  2. Факторы производства.

  3. Главные вопросы экономики.

  4. «Невидимая рука» рынка.

I.- Почему продавцы и покупатели находят друг друга?

Ответ:

— Давайте помечтаем. Чего бы вам хотелось сейчас получить? Представьте, что вы это получили. Есть еще желания? И это вы получили. Еще чего-нибудь хотите? Как долго вы можете перечислять свои потребности? Они когда-нибудь закончатся? Почему? Да, действительно, человеческие потребности безграничны. А возможно удовлетворить их все сразу? Почему?

— Потому что мешает ограниченность в денежных средствах, ресурсах, в свободной рабочей силе.

— К сожалению, у ресурсов есть один недостаток – они ограничены.

Вывод: потребности людей и возможность удовлетворить их очень часто не совпадают, т. к. потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.


Практическое задание: плеер и коньки (раздаточный материал). Посмотрите, какие чудесные роликовые коньки и замечательный плеер. Вам бы хотелось получить их? Пожалуйста, берите ножницы и вырезайте. Что случилось? Что вам приходится делать?(ВЫБОР), а почему? Из-за ограниченности ресурсов!

Вот так и в жизни, мы всегда хотим больше, чем можем получить, а ресурсы всегда ограничены, из-за ограниченности ресурсов люди должны делать выбор, т.е. решать проблему выбора.

Итак, почему людям приходится делать выбор?

Потому что из-за ограниченности ресурсов, мы не можем удовлетворить все свои потребности.

Итак: основной проблемой экономики является проблема распределения ограниченных средств.(записывают в тетрадях)

— Для удовлетворения потребностей необходимы внеэкономические и экономические блага. Экономические блага создаются в процессе производства. Для их создания необходимы ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ. Что же такое ресурсы?


(Показываю булочку). — Ребята, как вы думаете, что необходимо для выпечки этой булочки?

Дети перечисляют: мука, соль, сахар, дрожжи, вода, яйцо и т. д. кроме того: труд пекаря, электричество и электрическая печь, время.

Как вы уже знаете профессия пекаря является одним из важных профессий во все времена. Потому что без хлеба жить мы не можем.

  • А для того, чтобы сшить костюм?

— Ткань, нити, игла, швейная машинка, ножницы, труд портного, время.

— Все это и есть производственные ресурсы или факторы производства.


II.Огромное множество ресурсов делят на 5 видов. (схема 1)

(Схема на доске, а факторы описываются в презентации)

Природные ресурсы – это “дары природы”, они существуют без вмешательства человека. (Например: вода, земля, ее недра, леса и т. д.) Условно будем называть “земля”.


Человеческие ресурсы – это рабочая сила, те физические и умственные способности, которые человек может применить в процессе труда (Например: знания и умения пекаря или портного, их физическая сила, квалификация рабочих, количество и качество их труда.) Условно назовем “труд”


Капитальные ресурсы – это товары, сделанные людьми и используемые для производства других товаров, т. е. средства производства. (Например: игла, швейная машинка, электричество и электрическая печь, станки, машины, здания заводов, деньги, которые платят за станки, машины и т. д. . а т. ж. ссуда в банке на организацию производства. Условно – “капитал”.


Предпринимательские способности – этот фактор связывает воедино остальные факторы производства. Именно предприниматель организует производство и управляет им, знает как при наименьших затратах получить больше выгоды.


Информация – этот фактор производства появился в конце XX века, тогда стали говорить “кто владеет информацией, тот владеет миром”. Действительно, очень важно знать и производителю товаров и потребителю ГДЕ?, ЧТО?, ПО КАКОЙ ЦЕНЕ? Особенно важно знать секреты технологий, открытия в науке и технике и, разумеется, использовать эту информацию в процессе производства или принятия решений. Недаром ведь существует такое понятие, как “промышленный шпионаж”.

Физминутка: Сколько раз пытался я ускорить

Время, что несло меня вперед,

Только рынок не позволит спросу

Быть в прямой зависимости от цены.

На примере булочки рассматриваем какие необходимы ресурсы:

Природные: вода, соль, яйцо, время.

Человеческие: труд пекаря, его знания, умения, мастерство.

Капитальные: электропечь, электричество, посуда, мука, подсолнечное масло, и т. д.

Предпринимательские: организация и управление производством.

Информация: знания, где купить дешевле муку, как ускорить или усовершенствовать производство, использование новых вкусовых добавок, новых технологий.

Каждый человек решает проблему выбора по-своему, но как правило стремиться поступить рационально, т.е. разумно, расчетливо.

III. — Обратим внимание на таблицу «Главные вопросы экономики производства». Ограниченность экономических ресурсов на планете и необходимость решения человеком проблемы их распределения рождает три главных вопроса экономики.

тип экономической системы

традиционная экономика

рыночная экономика

централизо-ванная экономика

смешанная экономика

вопросы экономики

Что надо производить?

то же, что всегда

решает потребитель

установлено планом


Как производить?

так же, как раньше

как выгодно производи-телю и потребителю

так как установлено государством


Для кого производить?

для себя и для тех же

для потребителя

для заранее определенных планом и потребителей



— Объясните, какой тип наиболее полно решал вопросы экономики и почему?

— Производство товаров и услуг направлено предпринимателем на получение прибыли, т.е. на их продажу потребителю на рынке по наиболее выгодным для себя ценам. В условиях свободной рыночной экономики действует правило — спрос рождает предложение.

— А сейчас поработаем с учебником. Вам необходимо заполнить таблицу «Характерные черты рынка».(работа по группам)

Характерные черты рынка





конкуренция

спрос

предложение





— Объясните смысл понятия «конкуренция» и ее значение для производства.

(Задание) Конкуренция — это борьба между производителями за получение наибольшей прибыли. В целях увеличения доходов они снижают цены, затраты на производство товаров, улучшают качество продукции и качество обслуживания покупателей, совершенствуют и разнообразят ассортимент своих товаров. В случае если на рынке товаров не хватает, то возникает конкуренция между покупателями, и товар достанется потребителю, готовому заплатить за него небольшую сумму.

— Рассмотрев содержание понятий «спрос» и «предложение», докажите, что эти две категории влияют на ситуацию на рынке.

(Задание) Спрос — это желание и возможность потребителя купить товары или получить услуги в конкретное время и в конкретном месте. Закон спроса — чем выше цена товара, тем меньше желающих его купить и наоборот, чем ниже цена, тем больше желающих приобрести данный товар.

Предложение — это желание и возможность продать товар в конкретное время в конкретном месте. Закон предложения — чем выше цена товара, тем больше желающих его продать и наоборот, чем ниже цена товара, тем меньше желающих его производить и продать.

Равновесная цена — это цена, по которой большинство покупателей и продавцов смогут купить и продать товар по наиболее устраивающим их ценам, создается ситуация рыночного равновесия.

  • Как вы понимаете выражение «невидимая рука» рынка направляет желания отдельных производителей на общее благо?

  • Ответ: Положение, когда все участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех по мере того, как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, великий английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе товар производителя может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки.


Закрепление изученного на уроке:

  1. Перечислите факторы производства. (Перечисляют)

  2. Какая связь между ресурсами, выбором и потребностями? (Человеческие потребности всегда превосходят имеющиеся возможности. Это противоречие рождает сложную проблему выбора. На что истратить имеющиеся ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь.Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом?)

  3. Какая из экономических систем наиболее полно решает вопросы экономики?( Рыночная экономика)

  4. Подумай, можно ли не планировать хозяйственную деятельность?

  5. Дай определения: спрос, предложение, конкуренция, равновесная цена.

  6. Задание 4 на странице 113. (в — лишний)

3. Подведение итогов урока.

  1. Что является основной проблемой экономики?( основной проблемой экономики является проблема распределения ограниченных средств)

  2. Почему покупатели и продавцы находят друг друга?

  3. Чем полезна конкуренция?(Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления)

— спасибо за урок!

4. Оценки. После проверки домашнего задания.






Используемый материал:

  • https://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_8-9_Bogolyubov/19.html

  • Обществознание. 8-9 класс. Учебник, автор: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. 2010.  М.: Просвещение.

  • Обществознание. 8 класс. Поурочные планы. М.: 2010. — 318 с






Свежие документы:  Конспект урока на тему «РЕДКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: