Урок обществознания по теме «Деньги, их функции». 7-й класс.
Цели:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.
Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – исследование.
ХОД УРОКА.
1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:
— Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
— Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
— Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).
— Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. (Слайд 1)
— Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания.
(Слайд 2). Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:
1. История денег.
2. Как деньги стали деньгами
3. Деньги меняют обличье.
4. Функции денег.
2. Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний.
Учитель: — Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)
2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один — составляет на доске).
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». (Слайд 3). Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти нужную вам вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
4. Учитель: — Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами».
Сообщение: — Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. (слайд №4). Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар — посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. (Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
5. Учитель:
— Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся, обобщение учителя: «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.). Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”. (Слайд 6).
6. Учитель:
— Дома вы придумали и нарисовали эскизы собственных денег. Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему именно такой эскиз вы выбрали? (на обратной стороне доски).
7. Учитель:
— Спасибо за ваши оригинальные и красивые рисунки. А знаете ли вы как произошли названия денег?
(Слайд 7). Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета
— Названия денег часто отражают их историю.
(Слайд 8). На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
(Слайд 9). Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра)
(Слайд №10). Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
8. Учитель:
— Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа.
Задание – прочитать текст параграфа стр138 -140 и составить кластер: «Функции денег».
— А теперь проверьте.
(Слайд 11). Все выполнили правильно, молодцы!
9. Учитель:
— А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. (Слайд12)
Задание №1
Единственное их занятие — торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
Задание №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости).
Задание №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
Задание №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
10. Учитель:
— В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд 13) обобщение ответов детей )
11. Практическая работа в парах
А) Работа с наличными деньгами.
Учитель:
– У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты.
Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,
Аверс — лицевая сторона монеты,
Реверс – оборотная сторона монеты,
Легенда – надпись на монете.
Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
Гурт — боковая поверхность монеты.
– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями, один ученик у доски доски. (рисунок монеты)
Б) Работа с пластиковыми карточками
— А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
12. Решим задачи:
Учитель: (Слайд 14). Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?
(Слайд 15). Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.
(Слайд 16). Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).
(Слайд 17). А теперь пройдем дальше по рядам. Лимон – «заморский товар», стоил 1,5 копейки. Сколько монет и каких могли заплатить покупатели? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите подсказку. Вы ответили правильно!
Примеры:
Деньги
Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен
Деньги
Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя. Ответы отметьте на рисунке, соединив их линией. Если вы правильно ответите на вопросы теста, то у вас получится привлекательное изображение.
Тест.
Выберите только один правильный ответ.
При товарном хозяйстве обмен осуществляется в виде:
А) денежного обмена Б) бартера
В) натурального обмена Г) товара на товар.
2. Приобретая товар в Древнем Китае, покупатель расплачивался слитками
серебра, от которого отрубались кусочки металла. Серебро играло роль:
натурального продукта
универсального товара
денег
А) верно 1, 2 Б) верно 2, 3
В) верно 1, 3 Г) все ответы верны.
3. Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег:
А) способность денег обмениваться на любой другой товар
Б) способность денег стать богатством
В) способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент
Г) способность денег служить мировой валютой.
4. Наличие большого количества банковских пластиковых карточек у граждан
США говорит, скорее всего, о том, что:
у большинства граждан США нет денег на покупку дорогостоящих товаров
большая часть обменных операций осуществляется безналичным путем
А) верно 1 Б) верно 2
В) верно и 1, и 2 Г) нет верного ответа.
5. Что такое «номинал»?
А) официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег
Б) продукт труда, произведенный для обмена
В) надпись на монете
Г) оборотная сторона монеты.
— А теперь поднимите свои листочки и покажите, что у вас получилось. Сверьте изображение с доской. (слайд №19). Улыбающееся личико говорит о том, что вы справились с заданием. Молодцы!
IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”.
Учитель: — Ребята, я предлагаю вам опять вернуться в прошлое (Слайд 20) и представить, что сегодняшний день провели на ярмарке. Ответьте на вопросы:
– Больше всего мне понравилось…
– Я бы купил еще этого…
– Мне не хватило денег на…
– Больше всего я купил…
– Самая ценная вещь на ярмарке…
– Хотелось бы еще заглянуть в ряды…
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. (Слайд 21) Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
(Слайд 22)
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
— На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи и пусть в ваших карманах звенит не только монета. Спасибо! До свидания. (слайд 23)
V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.